Ремонт ещё одной пишущей машинки Unis tbm de Luxe

Я уже писал про подобный ремонт, если интересно - тык.

Немного из описания:

Портативная машинка tbm de Luxe югославской компании UNIS

Производство по лицензии фирмы Олимпия ( Германия)

завода канцелярских машин Бугайно в г. Сараево ( Югославия).

Комплектуется пластиковым чехлом белого цвета.

Корпус выполнен из стали, цвет преимущественно красный или оранж. Раскладка клавиатуры - кирилица, латиница. Размер с чехлом : 31 × 30 × 10 см. ( Ш х Г х В ). Вес - 5 кг.

Ремонт ещё одной пишущей машинки Unis tbm de Luxe Ремонт, Длиннопост, Пишущая машинка
На авито такие продаются от 500 до 5000 в зависимости от состояния и жадности продавца. Бывает и выше. Я свою купил за 1500, продал бы думаю за 3000 минимум, т.к. вложено много работы по ремонту. Если хотите приобщиться к ПМ, то это отличный компактный бюджетный вариант, но либо готовьтесь как я к ремонту капиризного механизма, либо при покупке сразу ищите исправный, и никогда не верьте продавцам на слово.  Максима "всё работает" неимоверно растяжима в умах граждан... И помните,  Everybody Lies!


Unis tbm de Luxe - работа над ошибками


Вернулся к ремонту Unis с русской клавиатурой. С прошлого ремонта оставались следующие неисправности: двухцветие черных букв при печати, сильное задваивание символов, и неподнятие литерных рычагов пальцем. Поднимались они только с нажатия клавиши, а это было странным звоночком неправильной сборки клавиатуры.
Ремонт ещё одной пишущей машинки Unis tbm de Luxe Ремонт, Длиннопост, Пишущая машинка
Ремонт ещё одной пишущей машинки Unis tbm de Luxe Ремонт, Длиннопост, Пишущая машинка
Ремонт ещё одной пишущей машинки Unis tbm de Luxe Ремонт, Длиннопост, Пишущая машинка

ОСТОРОЖНО! Тут будет много технических деталей.


Пишущая машинка обычно делится на следующие основные модули:


* Шасси, на котором всё крепится.

*  Рама клавиатуры с набором рычагов и клавиш.

*  Каретка на рельсах на подъёмных рычагах.

*  Полукруг литерного блока с рычагами с литерами.

*  Лентопротяжный механизм с катушками.


Я разбирал этот Unis до последнего винтика каждый модуль. Не сколько из любопытства, а по необходимости ремонта, он был весьма в плачевном состоянии. Главное всё фотографировать и винты втыкать в подписанную картонку. Иначе потом долго будете гадать о неизвестном назначении некоторых лишних деталей.



КЛАВИАТУРА

Было решено, снова всё разобрать, и собрать более вдумчиво. Как оказалось, я перепутал крючки, соединяющие клавиши с рычагами тяг литерных рычагов. Даже звучит запутано. Крючки не имеют сквозной нумерации, и их невозможно не перепутать. Поэтому при разборке советую не отделять крючочки от тех рычагов, с которыми они соединяются. Тогда сможете собрать всё обратно без высшей механики.

Мне же пришлось решать головоломку, и когда я её решил, то почти был готов, что раздвинутся стены, войдут сенобиты из Восставшего из Ада, и насуют мне ещё крючочков, и буду я как как Пинхэд, только вместо гвоздей из моей не дающей покоя рукам головы, будут торчать литеры.

Ремонт ещё одной пишущей машинки Unis tbm de Luxe Ремонт, Длиннопост, Пишущая машинка
Ремонт ещё одной пишущей машинки Unis tbm de Luxe Ремонт, Длиннопост, Пишущая машинка

Я разбил крючочки на 4 группы по углу наклона. Но на деле по разнице длин их должно было быть всего 2 группы, остальные это такие допуски. Из-за них после конечной сборки, некоторые крючки пришлось снимать и менять плоскогубцами их изгиб.

ПРАВИЛО: Если литерный рычаг не поднимается пальцем, то крючочек нужен короче, если клавиша провалилась, то длиннее.

Ремонт ещё одной пишущей машинки Unis tbm de Luxe Ремонт, Длиннопост, Пишущая машинка
Ремонт ещё одной пишущей машинки Unis tbm de Luxe Ремонт, Длиннопост, Пишущая машинка

Да, постарайтесь не потерять при разборке шарик из фиксатора рычага выбора жирности оттиска. Он ещё помечен символами -+. сначала из-под верхнего винта корпуса клавиатуры справа извлеките пружину, затем её толкатель, затем шарик. Я делал это много раз, но в последний тридесятый прозевал, и шарик укатился в даль. Без него функционал остаётся, но лучше не терять.

Ремонт ещё одной пишущей машинки Unis tbm de Luxe Ремонт, Длиннопост, Пишущая машинка

Для удобства надевания всех 44 пружинок клавиш на рычаги лучше изготовить крючок из тонкой проволоки и ещё один с большим крючком. одним натягиваете пружину, вторым оттягиваете её в сторону, и продеваете пружинку в отверстие рычага. очень быстро, удобно, и не испортите пружинки.

Ремонт ещё одной пишущей машинки Unis tbm de Luxe Ремонт, Длиннопост, Пишущая машинка
Ремонт ещё одной пишущей машинки Unis tbm de Luxe Ремонт, Длиннопост, Пишущая машинка

Не торопитесь начать сборку клавиш - однажды я напутал в какую щель вставлять первую клавишу, и спутал ряды. Обидно было разбирать до нуля всю клавиатуру. На фот ниже - неправильно собранные ряды ЙФЯ, Ф не должно выбивать так влево за Й.

Ремонт ещё одной пишущей машинки Unis tbm de Luxe Ремонт, Длиннопост, Пишущая машинка

ЛИТЕРНЫЙ БЛОК

Отполировал пастой ГОИ литерные рычаги до зеркального блеска. Не зря же я их столько раз снимал. Крючки всех литерных рычагов смотрят концами от центра к краям, поэтому при сборке, чтобы было удобнее нанизывать литеры, следует начинать не с края, а с середины с к любому краю, затем продолжить от середины к оставшемуся.

Ремонт ещё одной пишущей машинки Unis tbm de Luxe Ремонт, Длиннопост, Пишущая машинка

При необходимости снять отдельный рычаг, следует изготовить ещё одну полукруглую ось, и вводя её вслед за первой достичь необходимой литеры, и так снять. Тогда не придётся собирать все остальные.

Литеры после и до полировки:

Ремонт ещё одной пишущей машинки Unis tbm de Luxe Ремонт, Длиннопост, Пишущая машинка
Ремонт ещё одной пишущей машинки Unis tbm de Luxe Ремонт, Длиннопост, Пишущая машинка

Литерный блок необязательно снимать, чтобы снять клавиатуру. Можно просто открутить гайку тяги пробела.



ЛЕНТОПРОТЯЖКА

Механизм состоит из:

Ремонт ещё одной пишущей машинки Unis tbm de Luxe Ремонт, Длиннопост, Пишущая машинка

Катушек с красящей лентой, их фундаментов и приводов, соединённых проволочной тягой между собой, и каждый по отдельности соединённый с рычагом клавиатуры, который нажимается при нажатии любой буквенной клавиши.


Механизма выбора цвета ленты путём подстройки угла, на который поднимается лентоподъёмник, и собственно него самого, закреплённого на каретке.

Самая адская боль - это настройка черного цвета, чтобы края букв не окрашивались красным. Самое простое решение, если не нужен красный цвет, это использовать чисто чёрную ленту. Но это для слабаков, я предпочитаю помучиться, и выжать из машинки весь её функционал.


На дне шасси справа расположен весь этот механизм. Перемещением рычага выбора цвета ( справа на корпусе клавиатуры) фиксируется в трёх различных положениях подвижный блок, который тянет проволочный рычаг подъёмника ленты. Одно положение - ничего не тянет, это нужно для печати через копирку, в другом противоположенном положении будет красный цвет (низ ленты) и в среднем черный. Самая головная боль в том, что именно это положение самое нестабильное, требующее тончайшей настройки, иначе иногда у таких букв как Ц, Й будут краснеть хвостики.

Есть настройка снизу на дне шасси в виде гайки, которую можно ослабить и переместить по направляющей щели ось рычага фиксации цвета. Если не поможет, придется гнуть тягу от механизма к рычагу подъёма лентоводителя. Кстати оси лентоводителя у меня сильно люфтили, и я их чуть раскернил:

Ремонт ещё одной пишущей машинки Unis tbm de Luxe Ремонт, Длиннопост, Пишущая машинка
Ремонт ещё одной пишущей машинки Unis tbm de Luxe Ремонт, Длиннопост, Пишущая машинка

Это как раз мой случай, у меня эта тяга отличалась по форме от аналогичной тяги из такого же юниса.

Проволочная тяга на этой и другой такой же машинке:

Ремонт ещё одной пишущей машинки Unis tbm de Luxe Ремонт, Длиннопост, Пишущая машинка
Ремонт ещё одной пишущей машинки Unis tbm de Luxe Ремонт, Длиннопост, Пишущая машинка

В этих ситуациях первое дело принципиально понять как работает механизм, тогда становится ясным, какая делать влияет на спорный результат.



КАРЕТКА


Вот что никогда не посоветую разбирать, если нет необходимости. Промыть барабан можно и снаружи ваткой с изопропаноловым спиртом. Механизм и некоторые пружинки при разборке могут и выскочат так, что не вставить их без знания обратно. Я просто был к этому готов, и фотофиксировал каждый шаг.

Ремонт ещё одной пишущей машинки Unis tbm de Luxe Ремонт, Длиннопост, Пишущая машинка
Ремонт ещё одной пишущей машинки Unis tbm de Luxe Ремонт, Длиннопост, Пишущая машинка
Ремонт ещё одной пишущей машинки Unis tbm de Luxe Ремонт, Длиннопост, Пишущая машинка

Основа каретки - барабан и его ролики, прокручивающий бумагу при движении рычага каретки. Механизм высвобождения листа, его левой и правой границ, выбора межстрочных интервалов, ножки пюпитра, замка каретки.


Каретка располагается на рельсах, по которым ездит при печати, не понимаю, почему её не назвали вагонеткой) Рельсы крепятся к станине на подвижных поперечных рычагах - ими она крепится к общему шасси, с тем чтобы могла подыматься при нажатии клавиши верхнего регистра.


На станине находится спиральная пружина, которая толкает каретку на знакоместо влево при каждой нажатой литерной клавише или пробеле. А при нажатии клавиши назад, приходится преодолевать силу пружины, поэтому она нажимается заметно тяжелее пробела)


Ещё там находится звоночек, который раздаётся за несколько символов перед достижением правой границы.

Ну и конечно же храповой механизм перемещения по зубчатым рельсам каретки.


Я не полностью устранил неисправность каретки, у меня всё ещё заедает выключатель границ листа, после использования клавиши печати за полями. Приходится центровать каретку и многократно жать верхний регистр, либо возвращать рычаг в исходное положение пальцем.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Итак, чего я достиг - полностью изучил механизм машинки, все узлы чистые, смазанные и отполированные. Что смог починил, остальное это уже особенности состояния данного экземпляра, и с ними проще смириться.
Могу считать данный гештальт закрытым.