Расказачивание. Часть 2. Гражданская война
Многие казацкие семьи, проводив в армию 2-3 сыновей, впадали в нужду и разорение. Число бедняков в казачьих селениях умножалось и за счёт безземельных дворов, проживавших среди казаков иногородних. Не имея земли, они вынуждены были её арендовать у станиц, у состоятельных и безлошадных казаков и вносить за это арендную плату.
Чтобы свести концы с концами иногородняя и казачья беднота батрачила на состоятельных казаков, что способствовало консолидации и сплочению бедноты, что позже, в период революции и гражданской войны, принесло свои горькие плоды.
Настал 1917-й год. 2 марта присягавшие царю генералы Алексеев, Корнилов, Деникин, Краснов и другие перешли на сторону самозванного Временного Правительства. Это правительство никто не назначал — сами себя назначили. И авторитет в народе сие «правительство» имело ниже плинтуса. Который уронили ещё больше его последующие действия и бездействия.
«Верный Присяге Патриот» Корнилов 7 марта 1917 года арестовывает царскую семью, царицу и детей. Заметьте! Не «злые большевики свергли и арестовали царя». А ближайшее окружение царя — его генералы и Великие Князья. Такой чисто дворцовый переворот.
Во время Февральской революции в некогда едином казачестве, служившем опорой самодержавия, начались конфликты. Одни казаки поддержали Временное правительство, другие оставались верны своей присяге. Многие казачьи части были готовы выступить на защиту монарха, однако офицеры, уже нарушившие присягу, сдержали ярость казаков призывая дождаться Учредительного собрания.
После Октябрьской революции казачество, как и офицерство и генералитет, разделилось на белых и красных.
Часть донцов, терцев и сибирских казаков не признали большевиков и на Дону началось масштабное восстание атамана Каледина. 25 октября он вводит на Дону военное положение и судорожно начинает готовить карательный поход на Петроград и Москву.
27 октября казаки по приказу атамана Краснова с ходу заняли Гатчину, 28 октября - Царское Село и вышли на ближайшие подступы к столице. Задача перед ними была поставлена предельно ясно:
«Надо начать со Смольного института и потом пройти по всем казармам и заводам, расстреливая солдат и рабочих массами».
В боях у Пулковских высот красногвардейцы, матросы и революционные солдаты отразили натиск красновских белоказаков и отбросили их от столицы. Революционные войска 1 ноября отбили Гатчину и арестовали генерала Краснова. П.Н. Краснов был помещён под домашний арест, а потом генерала и вовсе отпустили на все четыре стороны. В ответ на клятвенное обещание не поднимать больше оружие против Советской власти. Однако клятву свою, как известно, атаман Краснов бессовестно нарушил. Чего же в действительности стоило хвалёное благородство людей «белой кости», с ненавистью вставших против «взбунтовавшейся черни», если клятвенное слово с такой лёгкостью нарушалось...
Каледин объявил Область Войска Донского и Южный углепромышленный район на военном положении, начав силой разгон местных советов. Началось формирование казачьих отрядов.
К тому времени в Новочеркасске началось создание Добровольческой армии генералов Корнилова и Алексеева. Все трое надеялись, что совместными усилиями они создадут на Дону очаг сопротивления советской власти и в конечном итоге одержат победу. Но этого не случилось.
28 ноября 1917 года в Тифлисе для выработки плана оказания помощи антибольшевистским силам на российском Юге собираются американский консул Смит, глава британской военной миссии генерал Шор, военные представители Франции Шардиньи и Гюше. И такой план был выработан, а затем одобрен правительствами Великобритании, Франции и США.
В донесении госсекретарю США Лансингу консул Смит подчеркивал, что при надлежащей помощи армия, организованная Калединым и Алексеевым, «уже сейчас могла бы начать операции по захвату Тамбова, Саратова и Самары". Получив такую обнадеживающую информацию, госсекретарь спешит сообщить о ней президенту Вильсону. При этом добавляет: "Наиболее организованной силой, способной покончить с большевизмом и учредить правительство, является группировка генерала Каледина..." Чтобы укрепить у калединцев веру в американскую поддержку, Вильсон разрешает нью-йоркскому банку передать казачьему генералу с помощью английских агентов 500 тысяч долларов.
Возвращавшиеся с фронта казачьи части, уставшие от войны, в своём большинстве не поддержали в те дни войскового атамана. Более того, съезд казаков-фронтовиков, проходивший в начале января в станице Каменской, избрал Донской казачий военно-революционный комитет, заявивший о взятии власти на Дону в свои руки.
Одновременно на Область Войска Донского повели наступление отряды красных войск. Главный удар наносился со стороны Донецкого каменноугольного бассейна. Мобилизованные атаманом казаки массами расходились по станицам и хуторам, не желая воевать.
Атаман Каледин трезво оценивал обстановку, понимая, что сил для сопротивления у него почти нет. 29 января 1918 года он выступил на заседании Донского правительства с последним словом:
«…Положение наше безнадёжно. Население не только нас не поддерживает, но настроено нам враждебно…
Я не хочу лишних жертв, лишнего кровопролития; предлагаю сложить свои полномочия…
Свои полномочия войскового атамана я с себя слагаю».
В тот же день Алексей Максимович Каледин застрелился в своём служебном кабинете.

