Праздные рассуждения диванного историка

В который раз замечаю, как силен в сознании общественности миф "Вот, была пресветлая античность с Сократом, Аристотелем, Александрийской библиотекой и паровой турбиной Герона, а потом бах! Набежали дикие варвары и захлестнули цивилизацию, а мракобесы-христиане спалили все книжки и ввергли мир во тьму невежества и костров для всех умных людей".


В сознании же моих сограждан из РФ это накладывается на безобразное поведение современной РПЦ, и на этом попытки действительно что-то понять кончаются, и начинается праведный гнев и социальный протест. Однако более подробное изучение истории раннего Средневековья делает картину менее однозначной.


Прежде всего, храмы были и в античности. Храмы были неприлично богаты, ибо жертвовали на храм не менее щедро, чем сейчас. Храмы были банками, а жрецы активно совались в политику. По Титу Ливию, жрецы-патриции из раннего Рима не раз и не два саботировали выборы консулов под предлогом того, что ауспиции, мол, были неясны, давайте переизбирайте. Разумеется, в рамках политической борьбы. Быки мычали по-человечьи, птицы отказывались взлетать, внутренности жертвенных животных и вовсе выглядели так, будто осуждали глупых римских граждан, отдавших голоса неугодному богам и сенаторам-патрициям кандидату. Ибо да, выборы, заседание Сената и назначение чиновника были освященными богами религиозным ритуалом. Цезарь был великим понтификом, а вся правящая элита города занимала и жреческие должности. А, есть забавная теория, что знаменитый храм Артемиды в Эфесе спалили... сами жрецы, чтобы скрыть крупный кассовый разрыв. А казна Рима хранилась в подвале храма Сатурна.

Далее идут положения из художественной книги Роберта Грейвса "Божественный Клавдий", но в эпоху финансового кризиса этот самый Клавдий обчистил храмы не только Юпитера, но и всех остальных богов под видом того, что Юпитер, царь богов, одолжил у них бабла. Таким образом был отчасти преодолен дефицит бюджета.

На основании этого факта, а также сбивчивых сведений о том, что Калигула объявил себя богом и построил себе храм я делаю предположение, что на самом деле Сапожок всего лишь хотел, говоря современным языком, создать государственный сектор в банковском деле Рима —дело важное и прогрессивное.


Более того, юридическое лицо как субьект права и общественной, в том числе и деловой жизни, было сугубо религиозным. Хочешь создать бизнес? Открывай коллегию и ступай к жрецам на регистрацию, то есть освящение. Не бесплатную, конечно. Хочешь вступить в должность? К жрецам. Жениться? К жрецам. А наряду с проблемами философии жизни и идеального общества лучшие умы античности пытались дать ответ на очень важный вопрос: раб — человек, или все же самодвижущийся предмет?


Античная экономика была сугубо аграрной, несмотря на все блоки, полиспасты и паровые турбины Герона. Даже такая простая вещь, как трехполье, известна не была. Некоторые исследователи считают, что именно оно и позволило совершить переход к феодализму, повысив прибавочный продукт. Чем держать сотни рабов и десятки надсмотрщиков стало выгоднее отпустить рабов на волю, чтобы они пахали на тебя за долю урожая, будучи, в отличие от рабов, заинтересованы в плодах своих трудов, работая лучше и не требуя охраны. Вместо кучи надсмотрщиков появлялась небольшая дружина, с которой ты объезжал округу и собирал бабло — а это уже феодализм.


И вообще, поливать Средние века помоями и боготворить Античность стало модно незадолго до Великой Французской Революции, когда буржуа и капиталюги давали последний и решительный бой королю, знати и церковникам. Это была политическая борьба за власть и деньги, никто не стеснялся в средствах и пропаганда (какая неожиданность!) была пропагандой, то есть полностью правдивой и без поливания грязью. Именно тогда и родилась большая часть черной легенды о грязи, невежестве и кострах для умных мужчин и красивых женщин. Или наоборот. Сейчас я не буду подробно останавливаться на вопросах инквизиции, охоты на ведьм и костров (любопытным советую посмотреть ролик "Лимба" об инквизиции, а также прочесть "Костры Монсегюра" Зои Ольденбург), остановлюсь лишь на грязи. Да, она была, но не из-за мракобесия, а по причине... дороговизны топлива. Уже к средним векам леса стали ресурсом, которым безраздельно владел правящий класс в лице феодалов и церкви. Самовольный сруб дерева в господском лесу, или Боже упаси, браконьерство, считалось бунтом, вызовом власти, и каралось так, как 282-й и не снилось. Пресловутый Робин Гуд — персонаж революционный, бунтарский, а не просто лесной разбойник, он олицетворял народные чаяния. Вследствие всего этого дрова стоили дорого и мылись осенью и зимой не так часто, как хотелось бы.


Если почитать "Повседневную жизнь рыцаря в средние века" Жана Флери, можно понять, что дикие варвары не завоевали Рим. Рим поделили на прото-королевства крещеные Римом романизированные германские вожди, которые давно породнились с римской знатью, свободно говорили на латыни и Римом же были назначены, если перевести на современный язык, генерал-губернаторами военных округов. Причем делили в рамках уже существующих округов и провинций. Правили эти вожди-губернаторы смешанным романо-германским населением.

Так что рыцарская культура — это эволюция слияния культур германской и римской аристократических культур.


А о том, как богато и образованно в условиях развитого рабовладелия жили 95% населения, можно почитать у Мэри Бирд в "S.P.Q.R." Если коротко, то жили они бедно, зачастую голодно, грамоты не разумели и чихать им было на Сократа и Платона, а также чудеса Александрийской библиотеки. От жителей городов осталось чуть больше, и волновали их выборы местных депутатов (в основном было интересно, кто больше пообещает и раздаст ништяков на предвыборных агитациях) , дешевая еда, бордели, бесплатные игры, скачки и бои гладиаторов, не сглазил ли их сосед, работает ли купленный в храме богини Сулис защитный оберег, а вовсе не идеальное государство Платона. Для создания которого он, кстати, просил выделить ему все мальчиков не старше 12 лет и отдать ему отдельный остров недалеко от Сицилии. Выслушав эту просьбу, тогдашний спонсор великого философа, правитель Сиракуз Дионисий... продал его в рабство на галеры. Ученики и друзья Платона три года собирали деньги на выкуп из рабства светоча мысли.


Спасибо за внимание всем, кому было интересно. Даже вам, мои уважаемые подписчики из числа приверженцев единственно верной красной концовки МЕ3)

Античность

197 постов1.8K подписчика

Добавить пост