Полет в бессмертие...

Полет в бессмертие... Ил-2, Война, Великая Отечественная война, Бессмертие, Подвиг, Женщины, Полет, Длиннопост

Прошлым летом поисковая группа на Кубани нашла место падения штурмовика Ил-2. Останки летчика озадачили поисковиков. Размер ботинка 35-й! Кто же этот неизвестный летчик? Ответ вы найдете ниже.


Автор статьи Алексей Кривопустов. Февраль 2016. "Кубанский плацдарм".  Эта и другие статьи автора. 


Рассказ о женщине-штурмовике 


Она потеряла мужа - Алексей Орехов не вернулся с боевого задания. Она кормила своего сына, на крыле Ил-2. Она стала летчиком-штурмовиком - сорок боевых вылетов. О ней писали фронтовые газеты - дважды орденоносец. Она погибла в бою, защищая небо Кубани.


О Варе Ляшенко не раз было написано в современных источниках. Где кратко, где с небольшими подробностями. То, что я расскажу, собиралось более года. Мной, моими товарищами. И наверное, на сегодняшний день, это будет наиболее полный и правдивый материал. Я разобью его на части – потому, что много нужно рассказать.

Часть первая


В конце лета 2015 года, работая на обнаруженном месте падения штурмовика Ил-2, среди обломков бронекапсулы, мы нашли останки летчика. Маленького роста. Одного. Но прежде чем поведать о днях сегодняшних, я вернусь в 1943 год. И к тому, что было раньше.


Родилась Варвара Савельевна Ляшенко в Николаеве. Школа, потом – аэроклуб. Летчицей она стала в 1937-ом, окончив Херсонскую школу летчиков-инструкторов. Тогда ей исполнилось двадцать лет. В 1941-ом, она уже инструктор летной школы в Алма-Ате. Там же, она познакомилась с летчиком Алексеем Ореховым. И мирным еще летом, сыграли свадьбу.


Выпуск Херсонской школы. В третьем ряду слева - Варя.

Полет в бессмертие... Ил-2, Война, Великая Отечественная война, Бессмертие, Подвиг, Женщины, Полет, Длиннопост
1941 год, Алма-Ата. Варя - инструктор, среди курсантов 2-й летной группы.
Полет в бессмертие... Ил-2, Война, Великая Отечественная война, Бессмертие, Подвиг, Женщины, Полет, Длиннопост

А потом началась война. С первых дней войны Варя с мужем просились на фронт, преподавательский состав не отпускали, надо было учить и готовить летчиков. Только в начале 1942 года Алексею разрешили воевать. Семья Вари, мать и сестра, перебралась в Краснодарский край, Украина была уже оккупирована. В некоторых источниках, совершенно беспочвенно написано, что Варя летала и воевала до рождения сына. Что она прилетела домой, и по располневшей талии ее сестра и мать поняли, что с ней, и буквально через несколько дней, буквально перед оккупацией Краснодара, Варвара родила. Это не так. Мать Вари перебралась в Краснодар только после его освобождения.  

Да, Варя была беременна. И родила она, скорее всего в Адлере. На свет появился Саша Орехов. Но до рождения сына, Варвара не воевала. Документы награждений точно указывают – «В Великой отечественной войне участвует с августа 1942 года».

Полет в бессмертие... Ил-2, Война, Великая Отечественная война, Бессмертие, Подвиг, Женщины, Полет, Длиннопост

Я не знаю точно, когда отпущенный в краткий отпуск по ранению, с незажившей раной, Варвару с сыном нашел ее муж. летчик-истребитель Алексей Орехов. Скорее всего, это было именно в Адлере. Сохранились сведения, что он успел подержать сына на руках. А потом опять вернулся на фронт. По воспоминаниям летчика Скоморохова, о котором я расскажу ниже, Алексей нашел Варвару буквально через несколько дней после рождения сына.


Сашке было около месяца, а его мама опять села за штурвал У-2. Как удалось установить по документам военного архива – с 10 августа 1942 года она служит в 502 ШАП. Полк базировался на аэродроме Адлер. Возила пакеты, офицеров связи. За малышом ухаживала ее сестра. В небе над Кубанью, летчики гибли десятками за день. И каждый живой был на счету… Я не знаю, когда Варвара получила страшную весть.


Работая по судьбе ее мужа, мы нашли предельно мало сведений. Он не вернулся с боевого задания 18 августа 1942 года. Очевидно, о смерти Алексея, Варя узнала лишь несколько недель, а скорее – несколько месяцев спустя. По адресу проживания ее нет. Краснодар занят немцами. Военная почта – идет долго…


В документах – неточность. 6-й отдельный учебно-тренировочный (а не транспортный) авиационный полк, летом 1942 года, входил в состав 4-й воздушной армии. Алексей продолжал учить молодых летчиков. И воевать. Пока мы не установили, где и как он погиб. Может быть, прочитав этот рассказ, откликнется кто либо из коллег-поисковиков или краеведов, местных жителей.


В 1944 году мать Варвары, обращалась в военкомат - оформить пенсию на оставшегося сиротой внука.

Полет в бессмертие... Ил-2, Война, Великая Отечественная война, Бессмертие, Подвиг, Женщины, Полет, Длиннопост

Бить врага. Тогда это было порывом, состоянием души, острием ненависти к топтавшим нашу землю фашистам. Мстить за отцов, мужей, детей. И Варвара попросилась с «кукурузника» на штурмовик.


Женщина за штурвалом «летающего танка» - Ил-2? Это само по себе было невероятным. К слову, всего две женщины-штурмовика воевали на Кубани. Варвара Ляшенко и Анна Тимофеева-Егорова. В общем, когда командир 502 штурмового авиаполка прочитал рапорт Вари, он ответил отказом. На штурмовик? Имея маленького сына на руках? Но позднее решение было изменено. Варя была опытным летчиком, инструктором, к тому моменту - 40 боевых вылетов на У-2 в составе 502 ШАП, ни одного невыполненного задания. За нее вступились и просили командира девушки из БАО – заряжальщицы, укладчицы парашютов. Наконец, на аэродроме служила ее сестра. Все девчонки говорили, что на время вылетов, они будут присматривать за Сашкой. Думаю, что командир части тоже был человеком, и понимал, каково приходится женщине, потерявшей мужа. Летчика.


После нескольких месяцев обучения, перегона полученного ей Ил-2 из Куйбышева в сложных метеоусловиях, Варвара 15 января 1943 года стала летчиком-штурмовиком. При этом, оставаясь матерью маленького сына, все свободное время проводя с ним. Когда она была на учебе или боевых заданиях, Сашку нянчила сестра Александра, да девчонки аэродромной службы.


Из книги-воспоминаний "В гремящем небе Кубани": "Наконец получено первое боевое задание. Варя летит на штурмовку вражеских позиций под Туапсе. Она смело вела себя в бою, а потом, с каждым вылетом совершенствовала летное мастерство, действовала отчаянно и смело. Летчики всячески оберегали Варю.Они видели, как она рисковала, выходя на цель. Молодая женщина, заряжала их отвагой, а в промежутках между вылетами, бежала кормить грудью малыша. Иногда сестра или мама, приносили ребенка прямо к самолету..."


Спустя месяц она получает первый орден – Отечественной войны I-й степени.

Полет в бессмертие... Ил-2, Война, Великая Отечественная война, Бессмертие, Подвиг, Женщины, Полет, Длиннопост

502 ШАП перебазировался в Майкоп, потом на аэродром Белореченская. И там Варю фронтовые небесные дороги свели с летчиком-истребителем Скомороховым Николаем Ивановичем. После войны, он много сделает для памяти о Варваре. Летчик с позывным «Скоморох», не раз в составе истребителей прикрытия, сопровождал штурмовики полка на боевые задания. В его фронтовых воспоминаниях несколько эпизодов посвящены летчице Ляшенко. К тому времени Варя - уже командир звена.


Дважды Герой Советского Союза маршал авиации Н.М.Скоморохов: "...Варя владела самолетом мастерски. Ее ведомые любили и понимали своего командира и старались, видимо, вовсю, так как строй был плотный, атаки смелы, дерзновенны. Над целью они делали, как правило, так много заходов, что еле-еле хватало горючего для того, чтобы добраться до своего аэродрома в Майкопе. Иногда и без горючего садились на наш аэродром. После подобных полетов в нашем сознании что-то переворачивалось, происходила переоценка собственных возможностей. Как много значит иной раз встреча с таким человеком! В нашей школе мужества, сама того не зная, лучшим педагогом стала именно Варвара Савельевна Ляшенко. То, что сделала для нас она, ничем не взвесить, не измерить. Она вошла прочно в наши сердца, чтобы нас сделать чище, сильнее, самоотверженнее..."


Полк перебазируется в освобожденный Краснодар. Только с этого аэродрома у Вари – 12 боевых вылетов на штурмовку противника.


Армейская газета, от 8 марта 1943 года с фотографией Вари: "Отважная дочь советского народа Лейтенант В. Лященко успешно громит фашистскую нечисть. На её боевом счету 41 вылет на штурмовку живой силы и техники противника".


41 боевой вылет на Ил-2. Это при том, что средняя «жизнь» летчика-штурмовика в середине войны, составляла 15 вылетов…


Орден Отечественной войны. И Орден Красного знамени.

Полет в бессмертие... Ил-2, Война, Великая Отечественная война, Бессмертие, Подвиг, Женщины, Полет, Длиннопост

Скорее всего, Варя не успела получить Орден Красного знамени. Как видно из приказа, окончательно он подписан 3 мая 1943 года. А именно 3 мая Варвара Савельевна Ляшенко не вернулась с боевого задания.


И донесение заместителя командира полка по политической части Майора Шрамова, было уже посмертным.

"Лейтенант Ляшенко Варвара Савельевна, кандидат ВКП(б) с 1943 года, имеет 12 боевых вылетов, за проявленные мужество и отвагу в борьбе с немецкими оккупантами дважды награждена правительственными наградами".


Вырезка из послевоенной газеты.

Полет в бессмертие... Ил-2, Война, Великая Отечественная война, Бессмертие, Подвиг, Женщины, Полет, Длиннопост

Это был второй Варин вылет в этот день. А потом был третий. Последний.


Из воспоминаний Скоморохова Н.И.

«… а 6 Мая того же года как гром среди ясного неба нас поразила трагическая весть: Варя Ляшенко погибла. Этому никто не хотел верить. Мы попросили командира полка связаться со штабом дивизии, уточнить: так ли это ? Оказалось, всё правда. Варя вместе со своим стрелком - радистом погибла в районе станицы Крымской. Сбитый прямым попаданием зенитного снаряда "Ил" упал на северо - восточные скаты высоты 117,0.


В полку штурмовиков состоялся по этому поводу траурный митинг. Мы не были на нём, но траур носим в душе до сих пор. Каких людей безжалостно забрала война! Зная привязанность лётчиков к Варе Лященко, комиссар полка порекомендовал поэскадрильно провести беседы: "Отомстим фашистам за смерть отважной боевой лётчицы!". Это были беседы, каждое слово которых обжигало нас, звало к мщению. Варя стала в нашем сознании в один ряд с Зоей Космодемьянской, Василием Клочковым, и за её гибель врагу воздалось сполна.»


Круговерть военных дней, годы прошедшие после войны, конечно, отражаются на точности воспоминаний. Скоморохов ошибся в дате – 6 мая. Так же – в определении высоты, где упал штурмовик. И ошибся в том, что Варя погибла вместе со своим стрелком-радистом. Он был убит в предыдущем вылете, а скорее – даже днем раньше. И нам удалось, с помощью коллег найти этому документальное подтверждение.


Стрелок-радист на штурмовике Ил-2, выражаясь современным определением – был расходным материалом. Если летчик был защищен со всех сторон бронекапсулой, которая уверенно защищала его от пулеметных пуль и осколков снарядов, то стрелок радист находился вне броневой защиты – за летчиком, в деревянной хвостовой части фюзеляжа. А подавляющее число атак на самолет, шло именно сзади. И очень часто, штурмовики возвращались на аэродром с убитым стрелком. Их катастрофически не хватало, и хотя приказ запрещал вылет без стрелка, бывало в напряженной боевой обстановке, летчики вылетали без него, надеясь на истребители прикрытия.


3 мая 1943 года, эскадрилья капитана Сивочуба, где командиром звена была Варвара Ляшенко, делает третий за это утро вылет на штурмовку войск противника в район Крымская. С боевого задания не возвращаются два штурмовика. Комэска Сивочуба, и Варин. Варе было 26 лет.


Часть 2

Полет в бессмертие... Ил-2, Война, Великая Отечественная война, Бессмертие, Подвиг, Женщины, Полет, Длиннопост

На Всесвятском кладбище Краснодара, есть могила Варвары Савельевны Ляшенко. По сей день за ней ухаживают волонтеры школы №6 столицы Кубани. Не раз приезжала и сестра Александра, которая воспитала Вариного сына Сашу Орехова, став ему второй мамой.


Но могила эта, скорее всего, символическая...

Полет в бессмертие... Ил-2, Война, Великая Отечественная война, Бессмертие, Подвиг, Женщины, Полет, Длиннопост

Начав работу по Варе, я вышел на замечательного человека – Олега Семеновича Шахметова, создателя и хранителя музея, который находится в школе №6. Одна из экспозиций этого музея посвящена Варе Ляшенко. Я созвонился с ним, и приехал в школу. Сохранением фотографий, документов, личных вещей летчицы, мы обязаны Олегу Семеновичу. Ему, и Николаю Ивановичу Скоморохову, заслуженному летчику, боевому товарищу Вари, а так же ее сестре Александре Савельевне.


Планшет летчицы. В нем сохранился фрагмент летной карты.

Полет в бессмертие... Ил-2, Война, Великая Отечественная война, Бессмертие, Подвиг, Женщины, Полет, Длиннопост
Полет в бессмертие... Ил-2, Война, Великая Отечественная война, Бессмертие, Подвиг, Женщины, Полет, Длиннопост
Полет в бессмертие... Ил-2, Война, Великая Отечественная война, Бессмертие, Подвиг, Женщины, Полет, Длиннопост

Зимний летный шлем Варвары Ляшенко


Как все это попало в музей? Александра служила в батальоне авиационного обеспечения, рядом с Варварой. И когда ее не стало, сохранила ее личные вещи. После войны она вернулась вместе с матерью и Сашей Ореховым в Николаев, в родительский дом. А в 1974 году, она встретилась с Николаем Скомороховым.


"…Дома меня ждало письмо. Смотрю на конверт: обратный адрес, фамилия что-то незнакомы. Начинаю читать, и первые же строки воскрешают в моей памяти дорогой и светлый образ. Писала сестра Вари Ляшенко — Александра Савельевна. Они случайно по радио услышали мое выступление о Варе. И вот решили написать.


Затем был телефонный разговор, а в сентябре 1974 года в Подмосковье состоялась наша встреча. Я услышал много нового о Варе. Жизнь ее очень похожа на жизнь многих ее сверстников, бывших в то же время и ровесниками Октября. Начала рано работать, затем ее позвало небо. Окончив аэроклуб, Варя училась в летной школе, работала инструктором. Встретила Алексея Ивановича Орехова, который тоже был летчиком. Работали на Дальнем Востоке. Потом война. Бои на подступах к Кавказу. Ее муж дрался отважно. Был ранен, на костылях разыскал жену и сына на второй день после его рождения. Подержал мальчика несколько минут в руках и поехал догонять свой полк. С незажившей раной пошел в бой и геройски пал на поле брани.


Мама Вари Ляшенко до сих пор жива, живет в Николаеве. Во время последнего телефонного разговора просила заехать к ней. Очень ей хочется повидаться с человеком, который крыло в крыло летал с ее дочерью на боевые задания. А как же сын? Заботливые руки родных, друзей, однополчан воспитали мальчика. Сестра Вари Александра Савельевна стала ему второй мамой. Детство, конечно, было нелегкое, особенно в ранние годы: война, недостаток питания. Когда подрос — ФЗО, техникум, институт. Саша хороший спортсмен, сейчас работает тренером в морском спортивном клубе города Николаева."


А дальше, мне удалось найти следующее. Из воспоминаний учителя-ветерана школы № 6 города Краснодара Бублик Лидии Александровны: "В нашу школу № 6 обратились ветераны-десантники с просьбой взять шефство над могилой летчицы Варвары Ляшенко. В это время я была классным руководителем 8 «Б» класса. На классном собрании выбрали группу ребят и отправились на кладбище, где нашли могилу в запущенном состоянии. После долгой переписки с разными инстанциями удалось отыскать родных В. Ляшенко. Поездка в родной город летчицы оказалась плодотворной. Наш отряд привез из Николаева личные вещи и интересную биографию героини для школьного музея."


Никаких документальных свидетельств о факте обнаружения первичного места захоронения или останков Варвары Ляшенко найти не удалось. Документы Всесвятского кладбища указывают дату захоронения – май 1943 года. Чего просто быть не могло. Об этом – ниже.


В книге «В гремящем небе Кубани», в отрывке посвященному Варваре, написано, что в 1965 году благодарные краснодарцы нашли Варину могилу у дороги, и перезахоронили ее останки в Краснодаре.


Не знает о происхождении могилы и Олег Семенович. К его приходу в школу, никаких достоверных данных об этом не было. Он отправляет запрос через Краснодарский военкомат в Министерство Обороны, и получает ответ.

Полет в бессмертие... Ил-2, Война, Великая Отечественная война, Бессмертие, Подвиг, Женщины, Полет, Длиннопост

Обратите внимание на дату – 1969 год. В МО никаких сведений о перезахоронении Варвары Ляшенко нет. Она считается пропавшей без вести. Если бы факт перезахоронения в 1965 году, или ранее был, документы неминуемо бы попали в Краснодарский военкомат, а оттуда – в Министерство обороны. Мы возвращаемся в 3 мая 1943 года.


Из журнала боевых действий 214-й штурмовой авиационной дивизии.

Полет в бессмертие... Ил-2, Война, Великая Отечественная война, Бессмертие, Подвиг, Женщины, Полет, Длиннопост

Три боевых вылета 502 штурмового авиаполка в это утро, на боевое задание в район Новая деревня. Потеряно два штурмовика Ил-2. Тот самый, третий вылет.


Из этого боя не возвращаются трое.

Полет в бессмертие... Ил-2, Война, Великая Отечественная война, Бессмертие, Подвиг, Женщины, Полет, Длиннопост

Командир эскадрильи капитан Василий Сивочуб


Командир звена лейтенант Варвара Ляшенко


Стрелок-радист ефрейтор Петр Березнев


Два пилота. Один стрелок.


Стрелков то же должно было быть двое. Выпрыгнул с парашютом? Плен? Тогда бы этот, второй стрелок, тоже был бы записан как без вести пропавший. Я проверял документы архива. За неделю до и после 3 мая 1943 года. Больше никаких выбытий стрелков из 502 ШАП нет. Проверял я и соседние полки дивизии.


В первой части рассказа, я приводил фрагмент из газеты, где писалось, что со второго боевого вылета в этот день, Варя вернулась с убитым стрелком. Скорее всего, он не был убит, а тяжело ранен. И попал в санчасть, где проходил уже по госпитальным спискам. Может умер, может – остался жив. Только так я могу объяснить, отсутствие второго стрелка в списках потерь 502 ШАП. Но в любом случае факт: на третью штурмовку, один из двух Ил-2, пошел без стрелка.


В списке безвозвратных потерь, как правило, стрелок писался сразу за пилотом. И мы думали, что это капитан Сивочуб полетел один. Но Женя Порфирьев, обратился к нашим московским коллегам, и удалось найти боевое донесение.


"3.5.1943 цель полета на боевое задание. Подбит ЗА противника Самолет Ил-2 № 8050 командир звена ЛЯШЕНКО Варвара Савельевна в районе Нижне-Баканская по докладам экипажей сбит огнем ЗА. Самолет загорелся и приземлился в районе высоты 118, состояние самолета неизвестно".


В этом же донесении говорится, что капитан Сивочуб не вернулся с боевого задания в экипаже с Березневым.


В свой последний полет, Варя ушла одна.


Так где же упал Ил-2 Варвары Ляшенко? Скоморохов немного ошибся в своих воспоминаниях, указав высоту 117. Боевое донесение указывает высоту 118. Анализируя выписки из журнала боевых действий 214 ШАД, которые я привел выше, был установлен район выполнения боевого задания – Высота 118, высота 98,5, та самая шоссейная дорога, и северо-западнее высоты – учебное хозяйство, фигурирующее в донесении как "Новая деревня".

Полет в бессмертие... Ил-2, Война, Великая Отечественная война, Бессмертие, Подвиг, Женщины, Полет, Длиннопост

Эта территория, еще почти три месяца была оккупированна врагом. И оба штурмовика упали на расположения немецких частей. Вот почему все трое числились пропавшими без вести. Вот почему я писал, что могилы Варвары Ляшенко быть не могло.


Менее чем в девяти километрах от района штурмовки, мы нашли место падения Ил-2. С останками одного летчика.


Часть 3 

Полет в бессмертие... Ил-2, Война, Великая Отечественная война, Бессмертие, Подвиг, Женщины, Полет, Длиннопост

За окном круговерть февральского дождя. Он смывает выпавший снег с гор, с мест, где была война. Где еще лежат солдаты, чьи имена, в пожелтевших от времени списках пропавших без вести. Я дописываю историю Вари Ляшенко, историю наших поисков. На одном из этапов работы, мне очень помог коллега с Украины. Под его сообщениями была подпись.

«Но когда-то, кто-то помнил имя Неизвестного Солдата»


В первой части рассказа, я писал о том, что мне удалось собрать очень мало сведений об Алексее Орехове – муже Варвары. И выражал надежду, что прочитав рассказ, кто-то сможет помочь. Результат был просто потрясающим. Во первых, удалось найти, и наладить контакт с внуком комэска Сивочуба, погибшего в одном вылете с Варей. Весной, он присоединится к нам, и будет работать на предполагаемом месте падения штурмовика Ил-2 своего деда. Который по сей день в списках пропавших без вести.


Во вторых, с помощью украинского коллеги, удалось установить где погиб Алексей Орехов, собрать сведения о нем. Летчик – инструктор Орехов, добился от командования летной школы, чтобы его отпустили воевать. О том как он воевал, расскажут строки из его наградного листа.


Орден Красного Знамени.

Полет в бессмертие... Ил-2, Война, Великая Отечественная война, Бессмертие, Подвиг, Женщины, Полет, Длиннопост

Обратите внимание на последние строки в приказе о награждении – тяжелое ранение в голову. Несомненно, что летная комиссия запретила Алексею продолжать служить в качестве боевого летчика, на фронте. Но он остался в строю, и продолжил приближать Победу – учить молодых летчиков.


Удалось установить, где в августе 1942 года находился 6-й учебно-тренировочный авиаполк. Командиром одной из эскадрилий стал Алексей Орехов. Аэродром «Насосная» - был под Баку.


И вот, 18 августа (в документе – описка), происходит трагедия.

Полет в бессмертие... Ил-2, Война, Великая Отечественная война, Бессмертие, Подвиг, Женщины, Полет, Длиннопост

Дербент. 250 километров от Баку. Для самолета – это небольшое расстояние. 18 августа отмечался день Авиации СССР. И очевидно, Алексей погиб в одном из показательных полетов. Анализируя потери среди летного состава и курсантов учебных частей – они были не малые. Старая техника, неопытные мальчишки за штурвалами. А за ними, в кабинах – летчики-инструкторы…


Теперь мы знаем, где погиб капитан Алексей Орехов. Муж Вари, отец Сашки. И когда мы найдем дочь Александра Орехова – мы сможем ей рассказать о судьбе ее деда.


Документальная работа, практически завершена. И я расскажу о работе полевой.


Место падения самолета было найдено и предварительно обследовано краснодарской группой «Кубанского плацдарма» Евгения Порфирьева еще в конце 2014 года. К этому моменту, скопилось уже более двух десятков установленных мест падений самолетов, где надо было кропотливо работать, и на все просто физически не хватало времени и сил. Было межсезонье. Зимой 2015-го, я начал собирать документальный материал по Варе Ляшенко, и только позднее выложил первые результаты. А на следующий день, Женя прислал фотографии с места падения…

Полет в бессмертие... Ил-2, Война, Великая Отечественная война, Бессмертие, Подвиг, Женщины, Полет, Длиннопост

По характерным деталям самолета, боекомплекту, Женя сразу установил его тип – штурмовик Ил-2. В тот раз были найдены пряжки подвесной системы парашюта, вытяжное кольцо. Это, а так же обнаруженные мелкие костные фрагменты, говорили о том, что вместе с самолетом погиб летчик. Но самой странной находкой в тот день, была подошва от обуви. 34-35 размера. Женя еще тогда был удивлен, что размер – женский. Но не мог представить, что на штурмовике могла летать женщина. Вот тут то, результаты документальной и полевой работы, пересеклись в первый раз.


Совпадал район выполнения боевого задания, совпадал тип самолета, совпадало место гибели штурмовиков 502-го штурмового авиаполка. Совпадало то, что где то здесь погиб человек, который мог носить обувь 35-го размера. Летчица Варвара Ляшенко. И не дожидаясь летнего сезона, в хлябь и непогоду, весной 2015 года, еще одна группа «Кубанского плацдарма» под руководством Федора, приступает ко вторым раскопкам на месте падения. День борьбы с тяжелым грунтом и корнями. Обломки передней части самолета вросли и переплетены корнями большого дерева, выросшего за семь десятков лет на краю воронки. Найден обломок крышки трамблера. На ней писался номер мотора Ил-2. Но.. обломок представляет собой противоположную часть крышки. Ни одной цифры на нем нет. Сам двигатель самолета разбит на месте на части и вывезен в металлолом в послевоенные десятилетия. Об этом говорят найденные вкладыши, части колец, клапана двигателя. Непогода, дожди, мешают продолжению работ, и решено отложить их до лета.


В августе этого же года, в Крымском районе, собрались отряды поисковиков со всего края – на ежегодный слет отрядов - Вахту памяти, проводимую под эгидой поискового движения России краевой ассоциацией «Кубаньпоиск». Если читатели думают, что это некое номенкулатурно-патриотическое действо, то это не так. Это неделя полевых работ. Раскопок. Да, не без крепких напитков вечером у костра. Не без поисковых рассказов и баек. Все мы живые люди. Но это – еще и реальный обмен знаниями, сведениями, опытом. И с самого раннего утра – «Эй, кто вчера не пил? За руль! По машинам! Выезжаем!» В семь утра лагерь пуст. Только дежурные. А в восемь – в прокаленную и каменную от жары землю, уже вгрызаются лопаты.


В первый день, мы, «Кубанский плацдарм», работали под Эриванским. С пятиметровой глубины раскопа были извлечены обломки и двигатель истребителя Як-1, останки летчика. В этот же день, по номеру мотора установлено имя погибшего пилота. А через два – наша Галя Мастепан нашла его родных.


С зимы, узнав от Жени об обнаруженном месте падения, почитав отчет Федора, я стремился завершить работы на штурмовике под Саук-Дере. Тянуло? Да нет, больше чем тянуло. Не передать. И вот на второй день Вахты, собрав небольшую группу, мы выехали к поселку Первенец.


аким мы застали начатый весной раскоп. И работа продолжилась с извлечения оплывшего грунта, рубки корней, расширения воронки. Общая картина прояснилась уже через час. И она совпадала со сведениями из боевого донесения. Штурмовики работали на высоте всего 800 метров, и по докладу вернувшихся экипажей, Варин штурмовик был подбит зенитным снарядом, загорелся, и приземлился в районе высоты 118.


Воронка была неглубокой, удар был не сильным. Падение с небольшой высоты, и под острым углом . Вокруг – много характерных дюралевых оплавышей – след небольшого пожара. Немного обгорелого и разорвавшегося боекомплекта. Большая часть - целая.

Полет в бессмертие... Ил-2, Война, Великая Отечественная война, Бессмертие, Подвиг, Женщины, Полет, Длиннопост

К обеду, прибыла помощь от «Кубаньпоиска», организованная Сашей Шепелевым. Двое молодых ребят, да два опытных поисковика с Новороссийска. Работа пошла быстрее, воронку начали расширять в сторону второго дерева на ее краю, просеивать всю извлеченную землю. Обломки, детали, и ничего, что бы могло дать номер самолета или мотора. Из отсева извлекаются пуговица с гимнастерки, мелкие костные фрагменты. И еще – остатки кожаной обуви. Двое из нашей группы срывают верхний слой нанесенной почвы вокруг воронки. Все то же - не густо.


В северной части раскопа, противоположной от места, где был мотор штурмовика, начинают попадаться сначала не большие, а потом уже крупные куски бронекапсулы, которая защищала двигатель и пилота. До них не добрались металлоломщики. Вырубается очередное переплетение корней дерева. Глубина – около метра. И тут Паша сообщает: "Летчик".

Полет в бессмертие... Ил-2, Война, Великая Отечественная война, Бессмертие, Подвиг, Женщины, Полет, Длиннопост

Начинается зачистка останков. Летчик лежит на спине, вытянут вдоль воронки. Прикрыт кусками бронекапсулы. Это не характерно для картины аварии самолета. Мы теперь понимаем, откуда в верхнем слое раскопа мелкие костные фрагменты. У летчика раздроблены голени и левая рука. Стоп и части костей ног – нет. И нет ничего, что должно быть на пилоте штурмовика.


Напомню, что в мае 1943 года, здесь были немецкие позиции. Вокруг – полно немецкого настрела и всякого барахла. И еще три месяца, они держали тут оборону.


С летчика снято все. Нет поясного ремня. Нет штатного оружия – пистолета «ТТ» и обойм к нему. Нет шлемофона. Нет наград. Даже дополнительно найденные пряжки парашютной системы и пристяжных ремней – в других частях раскопа. Удается найти только знак парашютиста-инструктора, с обломанным штырем-закруткой, очевидно, сорванного с гимнастерки летчика при ударе.

Мы делаем вывод, что награды, документы, штатное оружие, забрали немецкие солдаты. Они же, и прикопали пилота, среди обломков самолета. Из уважения к личности летчика? Это – дополнительная зацепка. Хотя, факты уважения к погибшим советским солдатам и летчикам, со стороны врага, далеко не единичны. Мы уже сталкивались с их реальным подтверждением.


Никаких останков стрелка-радиста, второго комплекта подвесной системы парашюта, в тот день мы не находим. И только позже, по запросу Жени Порфирьева, наши коллеги присылают боевое донесение, что в свой последний вылет Варя Ляшенко ушла одна. Без стрелка. Но об этом, мы узнаем лишь месяцем позднее, при продолжении документальной работы.


Готовится четвертая экспедиция на место падения - свалить дерево, убрать его громадную корневую систему, в надежде найти хоть что то, хоть одну цифру, на фрагменте мотора или шильдик с номером самого самолета. И ответить на вопрос – кого мы нашли. Казалось бы – чего проще? Съехались, покопали. Но…


Часто в вопросах к нам, звучит такой: «А сколько вы денег получаете за это?». Или: «Вам оплачивают экспедиции?». Нет. Не получаем, и не оплачивают. Все работы и выезды, мы проводим на личные средства. Мы – не дети олигархов. Да и по возрасту в дети не подходим. Мы работаем, у нас есть семьи. И к сожалению, не можем находиться в полях неделями. Мы разъезжаемся по домам. В разные уголки края – Туапсе, Хадыженск, Лазаревскую, Краснодар.


Продолжение статьи в комментариях..