Ответ на пост «Про копирование автомобилей»

Хочу в контексте исходного поста рассказать про автомобильную электронику, раз уж в исходном посте ее затронули. Я был разработчиком различных ЭБУ, которые поставляются на один отечественный автозавод, поэтому мне есть, что сказать.

Вообще, когда ставится задача "разработайте блок для %car_item_name%" (например, ABS), перед инженером есть несколько вариантов: можно полностью скопировать схемотехнику зарубежных конкурентов, но вы никогда не узнаете компонентную базу, которую они используют. Потому что такие крупные производители автомобильной электроники как Bosch, Continental и др. любят затирать партнамберы ключевых электронных компонентов, и подозреваю, что заказывают у производителей проприетарные компоненты на базе тех, что есть в масс-маркете, но с некоторыми отличающимися характеристиками. Попытки пойти по этому пути на моей практике всегда были обречены на провал. Можно разработать свое, даже с оглядкой на то, что там у зарубежных производителей. Умеем, могем. До известных всем событий - это был самый безболезненный путь: разработал какую-то принципиальную схему, подобрал компоненты, соответствующие AEC-Q100, AEC-Q101 (стандарты, которым должны соответствовать компоненты для того, чтобы их можно было использовать в автомобиле) и желательно с сертификатом на соответствие ISO 26262 (стандарт функциональной безопасности ТС) и можно ставить в проектируемый автомобиль свое устройство после необходимой сертификации этого устройства (на электромагнитную совместимость, на соответствие каким-то стандартам (например, "Эра-ГЛОНАСС" должна быть сертифицирована на соответствие стандартам, которую эту систему описывают)).

После того, как наша страна в 2022 году положила пакет санкций "в пакет с пакетами", проще жить не стало. Вопрос с электронными компонентами стоит остро. Можно использовать зарубежные компоненты, но есть риск того, что их не доставят в какой-то момент в Россию. Получается, что устройство, спроектированное на зарубежных компонентах, в любой момент придется снимать с серийного производства и перепроектировать. Можно закупить какие-то китайские клоны. Неплохой вариант, но есть высокий риск нарваться на контрафакт и понести убытки. А еще можно собрать на отечественных компонентах. Для меня это отдельная боль.

Я промолчу про соответствие вышеперечисленным зарубежным стандартам: практика показала, что и раньше то сертифицирующие органы не обращали на это внимание, все было на совести проектирующего инженера. Хочется сказать, что номенклатура изделий у отечественной электронной промышленности крайне скудная. Если бы меня попросили охарактеризовать, из чего она состоит, я бы поделил ее на две группы: первая группа - это то, что нужно военным, как правило в очень защищенном исполнении и неоправданно дорогое, если это использовать в автомобильной промышленности, вторая - это все, что сделано по приемке ОТК: в обычных корпусах, как правило имеющее скромные характеристики и возможности, которых в общем-то хватает для каких-то обычных применений (например, бытовой счетчик электричества), но не будет хватать для использования в автомобиле.

Отдельная история - получение условий закупки отечественных компонентов. Вот вы инженер, подбираете компонент, который установите в свое устройство. Вы хотите, чтобы оно соответствовало характеристикам и имело приемлемую цену. Вы заходите на сайт зарубежного производителя, или на электронный каталог типа Mouser, DigiKey, LCSC, или же даже на наши магазины электронных компонентов "Чип и Дип" или "Элитан", и у зарубежного компонента всегда найдете цену оптом и в розницу. Отечественный компонент, за редким исключением, не попадает в каталоги. Для того, чтобы узнать цену компонента придется идти на сайт производителя, но и там она не будет просто написана: вам через кнопку "Узнать цену" или "Сделать запрос" будет предложено отправить запрос в отдел продаж производителя, после чего начнется прям допрос: "А вы кто?", "А сколько планируете купить?", "А зачем вам нужен именно этот компонент?". И если на все вопросы вы ответите правильно, вам ответят что-то типа: "цена X рублей, заказ от 1000 штук (а вам столько и не надо), делать будем полгода". Вы возвращаетесь смотреть на зарубежные компоненты и видите, что за цену от 10%-20% от X рублей вам привезут любое количество в худшем случае через месяц.

Вот как-то так. Вместо вывода, опишу, что сейчас происходит в области автомобильной электронной промышленности: ничего хорошего, приходится идти на компромиссы с рисками нарваться на контрафакт или неожиданно сняться с производства, потому что компонент не поставили в Россию. Не видел, что кто-то из видных отечественных производителей автомобильной электроники перешел на отечественную комплектующие при замене ключевых компонентов (резисторы, конденсаторы, транзисторы заменить можно, но все, что сложнее транзисторов - проще купить из-за рубежа). Коллеги как-то выкручиваются, но и дело это не быстрое. Два года уже прошло, а ИТЭЛМА до сих пор ABS не запустила в производство.

UPD: мимо меня прошел запуск производства ИТЭЛМОЙ блоков ABS и ESP(ESC). Тем не менее, метод, которым они справляются с отсутствием блоков ABS и ESP(ESC) на рынке, не говорит о качественно другой ситуации в отросли. С моим мнением можно ознакомиться здесь:
#comment_301244260
#comment_301294837
#comment_301302647
Прошу прощения у сообщества пикабушников, моей целью не было ввести вас в заблуждение.

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
Автор поста оценил этот комментарий

ИТЭЛМА и АБС уже запустили, и блоки ESC начали делать.

раскрыть ветку (4)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Я уже извинился и написал, что ошибся: #comment_301244260

О том, как ИТЭЛМА делает ESC - мне неизвестно. Хотелось бы надеяться, что реально "санкционно-стойкие", как любят выражаться в СМИ, но думаю реальность такая же, как и с ABS.

раскрыть ветку (3)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Да ничего страшного, всё объять невозможно. Тут бывало, на сутки уедешь на рыбалку, без связи, без интернета, по возвращении начинаешь читать новости...пля...сколько всего произошло, пока меня не было)))

Автор поста оценил этот комментарий

https://youtu.be/LfXSrxwZQac

Начата локализация производства.

раскрыть ветку (1)
5
Автор поста оценил этот комментарий

Я искренне рад за них, повторю тезис из комментария: "процесс копирования и воспроизведения в условиях нашей страны - процесс муторный и не быстрый."

Локализация производства электроники к 11.2024 (непонятно, что имеется в виду: монтаж компонентов в России, но производство печатных плат в Китае? Вопросы...)
Переход на отечественные компоненты к 2026 году. Опять же, доля собственных разработок не понятна: можно заменить все конденсаторы, резисторы на отечественные и по ПП 719, если доля заменённых компонентов составит более 90% - это будет отечественный блок.

В общем, что я хочу сказать: вот в текущих условиях, чтобы обеспечить ABS и ESC АвтоВАЗ понадобилось 2 года. Еще 2 года понадобится на частичную локализацию производства. Сколько понадобится на полную локализацию - хз, хз есть ли на это планы. ИТЭЛМА умеет и может и свою ABS разработать, я уверен, просто мешать не надо. Не надо давить "импортозамещением", не надо отгораживаться железным занавесом от мировой индустрии.

У нас весь НТП не благодаря, а вопреки

Иллюстрация к комментарию
Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку