Ностальгии пост - Путешествие на Памир 2023

Мне летом стукнуло 40. Ну как стукнуло, просто пришло, особой разницы я не ощутил. Однако, встретить окончание детства захотелось поинтереснее, а на Памир сгонять хотлось давно - и почему бы не совместить? Как-никак, Крыша Мира - уникальный регион, и там находится один из самых высотных перевалов в мире, из доступных на мотоцикле. Так что...
Для любителей видосов без подробностей - атмосферная нарезка красивейших пейзажей из всего путешествия.
Для нелюбителей видосов и любителей подробностей - там дальше пара фоток и немного текста.
Инжой.

Всего я снял 13 часов материалов, думал попробовать блогерский формат, но чот посмотрел на результат и плюнул. Возможно, когда-нибудь потом (часто так утешаю себя по разным поводам).

Подробности:
Весь маршрут Новосиб - Памир - Новосиб получился около 8000 километров, на карте всякие завороты в интересные места не учтены. Ехал я крайне медленно, как и положено пенсии - на всё про всё ушло аж 2 недели.

Ностальгии пост - Путешествие на Памир 2023 Путешествия, Мото, Поездка, Памир, Памирский тракт, Мотопутешествие, Видео, Фотография, Рассказ, Длиннопост

Средний расход вышел литров 6. Ехал один, ночевал в гостишках и гестхаусах - экономить и сливаться с природой задачи не было, даже палатку не брал, за что и был покаран пару раз необходимостью подремать лёжа прямо на моте посреди казахской степи.
Бюджет вышел около 60к, считаю, что это крайне дёшево за те эмоции и приключения, которые в такой поездке можно раздобыть. Половина бюджета ушла на бензин, половина, соответственно, на страховки, ночёвки и еду.
У долбаного бмв ничего не отвалилось, кардан не отпал, маятник не сломался, аморты не потекли, свечи не засрались, колёса не погнулись, пластик не поломался, электрику не замкнуло и вообще ничего ему не сделалось.
Резину ставил новую Mitas e-07+ dakar из соображений прочности и долговечности - отработала отлично, ни единого прокола за всю дорогу.

Ностальгии пост - Путешествие на Памир 2023 Путешествия, Мото, Поездка, Памир, Памирский тракт, Мотопутешествие, Видео, Фотография, Рассказ, Длиннопост

Пограничных переходов прошел 6 штук, везде мотоциклы пропускают без очереди сами погранцы, вплоть до "ну вон там шлагбаум объедь и там к терминалу подруливай". В среднем пройти границу занимает около часа, дольше я нигде не задержался. Правда, люди на машинах, судя по очередям, проводят там по нескольку часов, так что имейте это в виду, если поедете на машине. А на некоторых постах грузовики стоят сутками, а то и неделями.
Все границы я проходил ночью.
Денег попытались только в казахии гаишники местные отжать, но после короткого, но яростного обмена мнениями по поводу сочетания коррупции с видеорегистраторами, враг был посрамлён и отбыл ловить других нарушителей. Больше нигде и никаких поборов или попыток обмана не было, разве что на границе узбекистана и таджикистана менялы по хреновому курсу поменяли деньги, но это ерунда.

Ностальгии пост - Путешествие на Памир 2023 Путешествия, Мото, Поездка, Памир, Памирский тракт, Мотопутешествие, Видео, Фотография, Рассказ, Длиннопост

Главный интерес для меня представлял маршрут Душанбе - Хорог - Мургаб - Ош (Киргизия). В сумме этот кусок в 1300 км, из которых примерно 750 бездорожья. Хотя, конечно, то, что вокруг Мургаба, назвать "дорожьем" можно с большой натяжкой. Дорогу бомбили, наверное, с тех времен, когда таджикский прометей принёс таджикам рецепт асфальта и они на радостях его там насыпали, но не очень равномерно и с тех пор почти не чинили. Так что более-менее нормального асфальта там километров 400 из 1300.
Сам по себе кусок бездорожья несложный, но коварный и утомительный. То есть почти никаких лютых говен, нормальный грунт и гравий, но подложить свинью оно может в неожиданных местах. Вот ты вроде едешь и всё норм, а вот тебе маленькая, но неприятная песчаная ловушка. Если ты вафля, то будешь вытряхивать песок из штанов, а потом копать. Несколько человек, с которыми я встречался на маршруте, катили с травмами. Мне удалось отделаться всего одним падением по собственной глупости, без последствий. Средний пробег по бездорожью в день у меня был около 200 км.
Высота на этой части маршрута колеблется от 2,5 до 4,5 км. Максимум - 4655м, это перевал Ак-Байтал, где все уныло фотографируются с указателем. Переносимость больших высот у всех разная, на высоте придётся провести несколько дней. Лично я вообще не ощутил проявлений горняшки, но видел людей, которым было прям не очень. Это очень индивидуально.

Ностальгии пост - Путешествие на Памир 2023 Путешествия, Мото, Поездка, Памир, Памирский тракт, Мотопутешествие, Видео, Фотография, Рассказ, Длиннопост

Проехать можно на любом мотоцикле и на любой машине (ну почти). Более того, есть второй вариант маршрута, можно почти всё проехать по асфальту, но это не то пальто и реальных красот не увидишь.
Люди везде крайне приветливые, даже не смотря на то что народу там за лето проезжает довольно много, и казалось бы туризм должен был народ испортить. Я ничего такого не заметил.
Например, на границе с китаем меня накормили обедом пограничники. Просто так, потому что почему бы и нет. Еще они предлагали пропустить меня на предмет поговорить с китайскими пограничниками (был план через Китай метнуться в Монголию без визы и всего такого), но т.к. я приехал в выходной, то типа приезжай завтра и мы тебя пропустим. А до них ехать 150 км по раскисшей степи, так что от сей авантюры я вежливо, но твёрдо отказался.

Ностальгии пост - Путешествие на Памир 2023 Путешествия, Мото, Поездка, Памир, Памирский тракт, Мотопутешествие, Видео, Фотография, Рассказ, Длиннопост

Бензин есть, еда есть, связь очень местами. Однако, в Таджикистане бензин - говно, даже пришлось один бак просто слить и залить нормальный, мот отказывался ехать. Нормальный, если что - Газпром. Они таскают бенз из РФ.
На самом Памире льют непонятно что прям вёдрами из бочек, но судя по поведению мотора, от бензина в Душанбе это непонятно что не слишком отличается. С другой стороны, наверху всё равно мощность радикально падает, да и не нужна она на такой дороге. Так что я проблем с тягой не ощутил.

Ностальгии пост - Путешествие на Памир 2023 Путешествия, Мото, Поездка, Памир, Памирский тракт, Мотопутешествие, Видео, Фотография, Рассказ, Длиннопост

Ощущение погружения в другой мир очень сильное, мало где я такое испытывал. С одной стороны отвесная скала, с другой Афганистан, и на 50 км вокруг ни души. Ну, кроме талибов, которые тебе машут с той стороны, да редких патрулей со стороны таджиков. Однако, есть места, где ты просто пялишь 100 км и там ни души вообще. Ни машин, ни селений, ни людей, ни животных, ни насекомых.

Ностальгии пост - Путешествие на Памир 2023 Путешествия, Мото, Поездка, Памир, Памирский тракт, Мотопутешествие, Видео, Фотография, Рассказ, Длиннопост

Я ездил в конце августа, и, думаю, в этом году я был одним из последних, кто проехал через перевал Кызыл-Арт в Киргизию. Ребята, которые ехали за день до меня, проскочили почти посуху. Мне же досталась метель на протяжении 50 км, -5 градусов и куча вкусной красной глины на самом перевале и нейтральной территории между пограничными постами. Часа два ехал этот кусок чуть ли не пешком. А так как прогноз не показывал ничего хорошего, думаю, что через пару дней этот маршрут для мотоциклов закрылся, и откроется уже только поздней весной.
Правда, есть категория отморозков, которые туда и по сугробам пробиваются, но я про их приключения в том году ничего не знаю.

Ностальгии пост - Путешествие на Памир 2023 Путешествия, Мото, Поездка, Памир, Памирский тракт, Мотопутешествие, Видео, Фотография, Рассказ, Длиннопост

В целом, температурный режим за всю поездку был от -8 до +45. По экипу расписывать особо не буду, ездил в бмвшном ралли 3, с дождевиком про запас, греющим жилетом и мотоботами с подогревом (для холодной жопы) и охлаждающим жилетом (для горячей жопы). Можно было обойтись и без всего этого, но борода моя уже седа (местами), мне комфорту хочется.
А, говоря о комфорте - готовьтесь всю дорогу ехать стоя. Сидя получится ехать только со скоростью пешехода. Я за это путешествие сбросил 4 кило - тоже, кстати, канает за рецепт похудения.

Ностальгии пост - Путешествие на Памир 2023 Путешествия, Мото, Поездка, Памир, Памирский тракт, Мотопутешествие, Видео, Фотография, Рассказ, Длиннопост

В целом, это, наверное, было лучшее мотопутешествие за последние 10 лет, и я рекомендую всем, кто любит горы, хотя бы раз в жизни туда добраться. Фантастические пейзажи и 700 км по бездорожью - непередаваемое. Перевал в 4,5 км высотой - захватывающе и волнительно. Трогать снежочек очень приятно.

Ну а теперь чуть более конкретные рекомендации и инфа, если они вдруг кому-то пригодится:
1. Не торопитесь в дороге.
2. Подготовьте мот.
3. Подготовьте шмотки и на жару, и на холод.
3.1 Экип! Мотоботы обязательно, а то знаю я любителей в берцах ездить. Вставки на колени тоже могут пригодиться. Остальное опционально в разумных пределах. Черепахой я бы не заморачивался.
4. Не тащите с собой запаску. Камеру возьмите и всё. Резина универсальная, 50/50. Слик будет тяжеловато тащить всю дорогу на себе.
5. Средний комплект инструментов не повредит. Маленькая монтировка для аварийного монтажа колес может сииильно пригодиться. Компактный компрессор. Несколько болтов из тех, что имеют тенденцию откручиваться и теряться.
6. Не берите в Таджикистан дрон - если найдут, в лучшем случае отнимут, в худшем - турьма
7. Везите бабло в нале баксами. Меняйте на границе, на той стороне куда приехали, а не откуда. Но бдите курс.
8. Минимальная аптечка - антидрист и антиотравитель, обезбол (голова будет болеть от высоты), снотворное. Что-то от падений. Лидокаиновый спрей от всех бед. Фиксирующая повязка на всякий случай, пригодится, когда мот на ногу упадёт. Приготовьтесь к горной болезни, если плохо переносите высоту.
9. В Казахстане - прям не нарушайте. Отымеют на бабки. Гайцы бдят скорость и сплошную. В остальных странах гораздо проще.
10. Не берите таджикских денег с избытком - в Киргизии от них не так просто избавиться. И не ездите в Оше днём в центр - охренеете. А обменники все там.
11. Для посещения Памира нужно разрешение, его делают в Душанбе за пару часов в ОВИР (если прийти утром). Если стоять лицом к зданию, то дверь справа, очередей нет. Стоит какую-то маленькую копеечку. Вроде бы еще делают в Бишкеке, но это я хз, надо уточнять.
12. На маршруте есть несколько постов, проверяют документы и переписывают данные. Чтобы не тратить там время, сделайте 10 ксерокопий разворота паспорта и разрешения из п.11 на одном листе - просто отдаёте лист и едете дальше.
13. Для пересечения границы Таджикистан-Киргизия нужно получить разрешение в минтуризма Киргизии. В 2023 это работало так - пишешь письмо на адрес info@tourism.gov.kg примерно такого содержания:
Прошу разрешить пересечение границы Таджикистан-Киргизия через пограничный пункт на перевале Кызыл-Арт.
Примерная дата перехода - такая-то
Направление - из Таджикистана в Киргизию
Количество человек - 1
Паспорт и техпаспорт прикладываю к письму.

Если повезет, то они ответят. Если не ответят, то это пофигу - они передают эту инфу пограничникам, и тебя пропустят. Но как это будет работать в 2024 - пока неизвестно.
Мне ответили и я прошёл границу за 10 минут. А вот две девки из норвегии провели сутки под забором в горах, ожидая этого разрешения.

Говорят, в Душанбе можно взять как машину, так и мот в аренду, но я понятия не имею сколько это стоит. Можно даже машину с водителем нанять. Иностранцев, которые катают по Памиру в таком формате, мне встретилось немало. Человек 5, наверное. Встречаются велосипедисты (ибанутые, чесслово), и даже пешие туристы есть.
Еще, говорят, есть опция отправить мот в Киргизию и стартовать уже оттуда, но это недешево.
В любом случае, по нынешним временам мне такой вариант отпуска представляется куда более интересным, чем за те же деньги в какой-нибудь Турции тюленить.
Вот, какие-то такие пироги.

Ах да, не забывайте подписываться на мой телеграм (нет) и пустой канал на вимео (нет). А то знаю я вас, вы без телеги не можете.

Всем удачи на дорогах в новом сезоне и всегда. Не болейте.

Лига путешественников

22.1K постов51.8K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

1) Больше времени проводите со своими близкими, особенно с родителями.

2) Видео приемлемы исключительно в качестве поддержки основной части поста, репосты влогов из ютуба удаляются.

3) Старайтесь всегда быть вежливыми, поверьте — это качество еще никогда никому не сделало плохо.


А вообще, если вы читаете внутренние правила сообщества на сайте, где есть основные правила, которые вы, наверняка, уже прочитали, то почитайте заодно еще и правила провоза багажа в японских авиалиниях или правила прохода кораблей через Босфор и Дарданеллы


Рекомендация: указывайте в тегах географическое положение.