Немного о F-22 и пятом поколении(от 2.Сен.2016)

Для начала, какие требования предъявляют к самолетам 5 поколения?

1) Значительно сниженная инфра и радио заметность.

2)Способность к полету на сверхзвуковых скоростях без использования форсажа, высокая маневренность.

3) Всеракурсная информационная система позволяющая осуществлять  наблюдение за окружающим пространством всеми средствами  одновременно,  передачу и прием информации, координацию с другими самолетами и прочими  участниками информационной сети.

4)Многофункциональность - способность одновременно работать как по воздушным, так и по наземным(надводным) целям с высокой эффективностью на  всех диапазонах высот и расстояний.

5)Автоматизация всех функций и действий оставляя пилоту право принятия решения.

После  проведенного конкурса  на создание  ATF(Advanced Tactical  Fighter)  в 1991 победу одержал  образец  разработанный  Lockheed/Boeing/General Dynamics а именно YF-22:

Немного о F-22 и пятом поколении(от 2.Сен.2016) Военная техника, Авиация, F-22 Raptor, Длиннопост

Прототип заметно отличается от итога, но в целом узнаваем

Конкурент YF-23 был более быстр, менее заметен, но значительно менее маневренный:

Немного о F-22 и пятом поколении(от 2.Сен.2016) Военная техника, Авиация, F-22 Raptor, Длиннопост

Вследствие высоких затрат на разработку пришлось отказаться от  боковых радаров и  инфракрасной системы обнаружения(с начала до одно  диапазонной, а потом и вообще ее убрать), кресло катапультирования так  же было заменено на предыдущую модель.

Предполагалось, что будет построен и морской вариант, но флот отказался от программы NATF.

В  1992  второй прототип разбился при взлете из-за программной ошибки.

Впоследствии самолет претерпел значительные изменения,  и первый выпущенный экземпляр F-22 увидел свет только через 5 лет.

Первоначальные планы наладить выпуск самолетов  к 1994 оказались  сорваны: сроки затягивались, цена росла, в 1996 от предполагаемых  750  штук осталось 648.

В 1997 из-за различных проблем с финансированием число  предполагаемых машин снизилось  с 648 до 339.

Полномасштабное производство началось в 2001, в 2005 самолет достиг  операционной готовности  и с успехом прошел  учения Exercise Northern  Edge 2006,где 12 F-22 поразили 108 оппонентов без единой потери.

Но цена  все время росла,  и в  2003 году  количество  самолетов было снижено до 277.

В итоге  производство было прекращено в 2011 году, всего было построено  195 самолетов из них серийных  187.

Конечная цена  изделия с учетом всех расходов на программу составила астрономические 412 миллионов $   - это самый дорогой истребитель в мире.

Помимо того что самолет вышел крайне дорогим в производстве не менее дорогим он стал и в обслуживании.

Первоначально количество времени затрачиваемое на после полетное  обслуживание составило 30 часов(из них 17 на полировку стелс обшивки)  при стоимости часа полета 44 000$ ? Впоследствии цифры выросли до 43  часов обслуживания и $68,362  за час полета, что в несколько раз больше  стоимости эксплуатации F-16.

После каждых 300 налетанных часов  самолет отправляется на месячное  обслуживание - треть из которого занимает восстановление анти радарного  покрытия, также  много проблем доставляют колпаки кабин их срок  эксплуатации составил 40% от расчетного(был инцидент когда летчика  пришлось вырезать из кабины).

Немного о F-22 и пятом поколении(от 2.Сен.2016) Военная техника, Авиация, F-22 Raptor, Длиннопост

В процессе эксплуатации F-22  выяснилось,  что производитель  сжульничал и нанес анти-радарное покрытие в несколько слоев для  прохождения тестов.

Более того при производстве этого покрытия применяются весьма вредные  вещества, которые воздействуют на ремонтный персонал обслуживающий  самолет.

Помимо вредности покрытие оказалось очень уязвимо к воздействию  влаги, масла и бензина, что и приводит к длительным послеполетным  процедурам по полировке обшивки.

К недостаткам также можно отнести очень странную особенность системы  воздухоснабжения пилота - непонятно как, но в кабину проникают пары  сгоревшего топлива и нагретого масла.

Было замечено что иногда  по возвращении на землю летчики  не помнят  полетного задания и что они делали в воздухе. В начале подозревали  алкоголь и наркотики, но проведенное мед обследование показало их полное  отсутствие  и наличие других вредных примесей. Для выявления эффекта  "включенной машины в гараже"  несколько F-22 были выставлены на улицу  где и находились достаточно длительное время, но увы эффект обнаружился и  в этих машинах.

Проблема была признана только в 2010 после  второй  катастрофы,  в  которой погиб  летчик (первая произошла 2009 летчик тоже погиб).

При полете на большой высоте разряженность воздуха не позволяет  пилоту нормально дышать  и он использует маску. Набегающие потоки воздуха  поступают с систему воздухоснабжения где остужаются и далее пилот дышит  кислородом. Но вследствие того что в месте с кислородом в маску  поступают  вредные пары ...

Captain Jeffrey Haney  надышавшись паров от двигателя не смог  переключится на резервную систему воздухоснабжения при отказе  основной, потерял сознание из-за кислородного голодания и пришел в себя  только за несколько секунд до контакта с землей. Комиссия проводившая  расследование обвинила пилота.

После данного эпизода  проблема так и не была решена,  промежуточным  "спасением" стали угольные фильтры "удачной конструкции" вызвавшие  проблемы у ряда пилотов(угольная пыль оседала в легких), посмевший об  этом говорить был лишен полетов под предлогом боязни F-22.

Перейдем теперь к характеристикам самолета:

F-22 Raptor оснащен 2 мощными двигателями  Pratt & Whitney F119  с  тягой  116 kN / 26,000 lb / 10500 кгс на нормальном режиме  и 156  кН/ 35,000 lb /15900 кгс  на форсаже.

Эти двигатели позволяют самолету развивать  скорость  до 2400 км/ч, крейсерский сверх звук без форсажа 1900км/ч, высота полета более 21км.

Немного о F-22 и пятом поколении(от 2.Сен.2016) Военная техника, Авиация, F-22 Raptor, Длиннопост

Запасы топлива в 8,200 кг определяют боевой радиус  в 760 км из них  на крейсерском сверх звуке 180км или 850км без него, перегонная  дальность  около 3000км.

8 точек подвески во внутренних отсеках(из них  обязательно 2  ракеты  малого радиуса) и 4 на внешних, что дает нам теоретическую максимальную  боевую нагрузку чуть более 10 тонн.

Плоские сопла F-22 позволяют  значительно  снизить инфракрасный след,  но также значительно режут полезную мощность двигателя.(На Т-50  проводили эксперименты с плоским соплом, но было решено отказаться)

Немного о F-22 и пятом поколении(от 2.Сен.2016) Военная техника, Авиация, F-22 Raptor, Длиннопост

Из-за близкого расположения двигателей и плоской формы сопел  изменяемый вектор тяги  F-22 эффективен только при вертикальном отклонении.

Основным средством обнаружения F-22 является радар APG-77

Немного о F-22 и пятом поколении(от 2.Сен.2016) Военная техника, Авиация, F-22 Raptor, Длиннопост

Число приёмно-передающих модулей  1956,  максимально излучаемая  мощность  16кW , диаметр полотна  0,813 м  позволяет  обнаруживать цели  1м2  на дистанции до 240 км и в режиме пониженной заметности -190км с вероятностью в 86%(инструментальная дальность 525км)

Некоторое время назад появилась информация о применении новых модулей  для  APG-77 что позволило увеличить его эффективность (говорят о 400км,  но без указания типа цели - так что это вероятно бомбардировщик или 20м2 результат достигнутый на МиГ-31 еще начале 90х).

После принятия F-22  на вооружение выяснилось что он неспособен  общаться  с другими самолетами, так как система передачи данных на нем  была урезана для уменьшения вероятности обнаружения.

Это не сильно порадовало военных - как высказался один из них  "незаметности на пени, а геморроя на фунт".

Был разработан специальный самолет радио узел который бы позволил  F-22  передавать и принимать данные от других типов самолетов стран НАТО , но проект оказался не жизнеспособен.

Это в итоге вылилось в дополнительные расходы на модернизацию  значительной части F-22 первых выпусков (к первой половине 2015 деньги  на модернизацию всех самолетов так  и не выделили)

Также F-22 все еще использует  старые ракеты Aim-9M (производство которых началось еще в 80е) более современные AIM-9X2 на F-22 показали более низкую эффективность в сравнении с самолетами 4  поколения и от их установки отказались начав разрабатывать  более  глубоко модернизированную версию увеличенной дальности( AIM-9X  20км и  AIM-9X3  35 км ).

К  2015 году F-22 наконец то обучили  производить разведку наземной  поверхности, а не только бомбить координаты GPS как было ранее в Ливии.

Спустя 11 лет после принятия F-22 на вооружение у него так и не появился шлем с целеуказанием.

Подведем итоги ?

1)  F-22 полностью соответствует.

2) F-22 полностью соответствует.

3) F-22 не соответствует.

4) Частично

5)Частично

Источники:

http://www.f-16.net/

http://www.ausairpower.net/

А так же многочисленные выступления официальных лиц и видео материалы  из LockheedMartin,  DoD,  USAF, GAO, сената Австралии и Канады.

Авиация и Техника

9.4K постов17.5K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Правила Пикабу