28

«Мифы Ктулху» Г.Ф.Лавкрафта

Если вы проедете вдоль берега Новой Англии, минуя Иннсмут и Кингспорт, а затем, не заезжая в Данвич, проследуете прямиком в Аркхем, то наверняка найдете в местном Мискатоникском университете собрание оккультной литературы. «Безымянные культы» фон Юнтца вы прочтете с изумленным интересом, «Книгу Эйбона» наверняка не поймете, зато «Некрономикон» Абдулы Альхазреда одним своим видом вызовет у вас самые жуткие ощущения… А уж что произойдет, если вы дерзнете прочесть его затхлые страницы! Ваш мир навсегда изменится, в этом можете не сомневаться…


Сегодня поговорим о «Мифах Ктулху» - самом обширном, самом важном и, пожалуй, самом интересном пласте (если можно так выразиться) творчества Лавкрафта. В каком-то смысле это и не пласт даже, а сердцевина, корни которой уходят вглубь всего, что Лавкрафт писал: тень Мифов лежит и на Стране Грез, и на реальном мире, в котором происходили смертельные истории.


Так чего же особенного в этих «Мифах»? Почему при упоминании «лавкрафтианских ужасов» у знакомых с термином людей в голове всплывают, преимущественно, Ктулху, Азатот, Йог-Сотот, Ньярлатотеп и многие другие божества с трудновыговариваемыми именами?


Как уже было сказано в моем первом обзоре на творчество автора, Лавкрафт попросту сместил акценты ужаса. Он одним из первых догадался (потому что испытывал и чувствовал это сильнее других): человек боится в первую очередь неизведанного. Не упырей с клыками, не ведьм с бородавками и не оборотней, вовсе нет; в первую очередь мы боимся того, о чем не имеем ни малейшего представления. В таком случае наш страх вырастает до небес, заполоняет все наше существо и прилегающие к нему территории, и жить с таким страхом невыносимо!.. Но именно такую жизнь и вел Говард Лавкрафт, описывая свои собственные ужасы – дурные сны, метафорические представления об окружающем мире, смутные пессимистические пророчества из глубин сознания. Писатель прожил недолгую, беспокойную и не слишком счастливую жизнь, но силой своего воображения и обнаруженной им глубиной страха обеспечил себе посмертную славу творца кошмаров.


А теперь – пять самых интересных (на мой взгляд) работ Лавкрафта из непосредственно «Мифов Ктулху».


1) «Дагон»

Маленький рассказ, очень простой, но до чего же сильный! Рука! Окно! Окно!

2) «Зов Ктулху»

Ну конечно, куда же без этого рассказа! Культисты замышляют недоброе, моряки в океане сталкиваются с необъяснимым ужасом, эмоционально восприимчивые люди во всем мире сходят с ума… Классика жанра, обязательная к прочтению.

3) «Данвичский Ужас»

Полоумная дочь колдуна неизвестно от кого рожает мальчика, который начинает расти не по дням, а по часам. Впоследствии колдун умирает, а его дочь пропадает без вести. Как итог - жуткая история, в которой человечество едва успевает себя спасти.

4) «Праздник»

Рассказчик оказывается вовлечен в древний оккультный обряд, цель которого ему неизвестна. Будучи адекватным и здоровым человеком, он вынужден спасаться…

5) «Тень над Иннсмутом»

Повесть о том, как в полузаброшенном городе вырождались люди… а на их месте возникали те, кто не стареют, не умирают и живут под водой.


Да, это лишь малый срез Мифов; есть еще и «Хребты Безумия», и «Сомнамбулический Поиск Неведомого Кадата» (привет Стране Грез), и рассказы о безумцах-культистах, об иных цивилизациях, враждующих с Древними Богами, о существах, чуждых человеческому разуму… и еще многое другое.


Читайте «Мифы Ктулху», читайте Лавкрафта, а также спасибо, что прочли этот обзор!


P.S. На этом серия постов о Г.Ф.Лавкрафте подходит к концу. Отдельное спасибо тем, кто прочел все три, а для остальных - вот ссылки на первые два обзора - раз и два. А также ссылка на этот пост в моем паблике на всякий случай.

«Мифы Ктулху» Г.Ф.Лавкрафта Говард Филлипс Лавкрафт, Ктулху, Мифы ктулху, Дагон, Тень над иннсмутом, Литература, Обзор, Длиннопост

Дубликаты не найдены

+2
Тем , кто не читал, уже и не стоит, не впечатлит. Избалованы всякими ужастиками. Книги перечислены не лучшие. Крысы где?
Да и был Лавкрафт далеко не первым и не лучшим в хорроре, просто попал в волну удачно.
Но это не мешает мне носить уже лет 15
Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку 3
0

Во-первых Лавкрафт не "попал в волну удачно", а создал целый необычный жанр "Лавкрафтофский ужасы", сам того не подозревая. Мне 14 лет и я пересмотрел тысячи ужастиков, но Лавкрафт остается моим любимым писателем ужасов.  Да и не только моим. Поэтому творчество Лавкрафта всех  впечатлит!

0

Кому что. Мне, например, в данном жанре лучше Лавкрафта ничего не заходит, что 15 лет назад, что сейчас. Это как в детстве, когда играешь с какой-нибудь палкой- можно представить что угодно . У Лавкрафта можно представлять в заданном сеттинге, таинственном и глубоком, часто легко поставить себя на место рассказчика. Ну и масштаб ужаса всегда пиздецовый - от него не спрятаться, он всегда будет рядом, угроза непрерывна, а ты - всего лишь песчинка. Это, конечно, не причины его любить, главная - это необъяснимое очарование.

0

Крысы в первом обзоре)

0

Недавно вспомнил в беседе с сестрой про Ктулху и его культ. Что то говорю говорю и вот мол ктулхуисты... и нас обоих пробивает на смех. Никогда не задумывался как смешно и двусмысленно звучит это слово.

0
Эта книга была написана ещё в те времена,когда первые дредноуты венерианских лордов достигли земли....
0

На мотиве Дагона и фильм есть, из кино лучше всего передающий Лавкрафта, хоть и низкобюджетка. Даже лучше чем в пасти безумия.

0

Самое главное, что подкупает всех читателей в Лавкрафте - это его святая уверенность в существовании всего вышеописанного. А многие продолжают восхищаться и вдохновляться - мой любимый Bloodborne, к примеру, или вот новая игруха Phoenix Point, к примеру

раскрыть ветку 1
0

Отнюдь. Лавкрафт был убежденным материалистом.

0

читал в детстве, тогда впечатляло

раскрыть ветку 1
+1
В детстве да. Недавно открыл чтото из нечитанного, и офигел, как уныло то!
-1

Я еще ни одной книги не читал, но надо бы. Помню у Кинга в Крауч-энд был момент, где на небе звезды в арабские символы сложились, впечатляет

Похожие посты
88

R.I.P. Стюарт Гордон

R.I.P. Стюарт Гордон Стюарт Гордон, Говард Филлипс Лавкрафт, Ужасы, Режиссер, Реаниматор, Дагон

Скончался культовый театральный- и кинорежиссер, сценарист и драматург Стюарт Гордон.


Гордон был основателем театральной труппы Organic Theater Company, где также начинали Джо Мантенья и Деннис Франц.

Позднее он прославился благодаря экранизациям Лавкрафта ("Реаниматор", "Извне", "Дагон" и т.д.), но не ограничивался одними лишь хоррорами.

На его счету сценарий к семейному фильму "Дорогая, я уменьшил детей", фантастический боевик "Крепость", экранизация пьесы Дэвида Мэмета "Эдмонд" и психологический триллер "Король муравьев".


Ему было 72. У Гордона остались жена, три дочери и четверо внуков.

Показать полностью 1
60

Ктулху проснулся

Ктулху проснулся Мифы Ктулху, Говард Филлипс Лавкрафт, Fish by Fish, Рукоделие без процесса, Шкатулка, Роспись по дереву, Ктулху, Длиннопост

В глубине вод под Р’льехом покоится Ктулху, дожидаясь своего часа

диаметр 13 см

Темпера, чёрная лазурь, глянцевый лак, объемный глянцевый лак

Ктулху проснулся Мифы Ктулху, Говард Филлипс Лавкрафт, Fish by Fish, Рукоделие без процесса, Шкатулка, Роспись по дереву, Ктулху, Длиннопост
Ктулху проснулся Мифы Ктулху, Говард Филлипс Лавкрафт, Fish by Fish, Рукоделие без процесса, Шкатулка, Роспись по дереву, Ктулху, Длиннопост
Ктулху проснулся Мифы Ктулху, Говард Филлипс Лавкрафт, Fish by Fish, Рукоделие без процесса, Шкатулка, Роспись по дереву, Ктулху, Длиннопост
Ктулху проснулся Мифы Ктулху, Говард Филлипс Лавкрафт, Fish by Fish, Рукоделие без процесса, Шкатулка, Роспись по дереву, Ктулху, Длиннопост
Ктулху проснулся Мифы Ктулху, Говард Филлипс Лавкрафт, Fish by Fish, Рукоделие без процесса, Шкатулка, Роспись по дереву, Ктулху, Длиннопост
Показать полностью 5
372

Говард Филлипс Лавкрафт. 8 самых жутких произведений.

Говард Филлипс Лавкрафт. 8 самых жутких произведений. Литература, Ужасы, Говард Филлипс Лавкрафт, Топ книг, Мистика, Ктулху, Картинка с текстом, Книги, Длиннопост

20 августа 1890 года родился Говард Филлипс Лавкрафт. Культовый писатель. Человек,

получивший признание и любовь читателей лишь после смерти. Его книги стали классикой ужаса и современной массовой культуре можно часто встретить отсылки к творчеству писателя.
Конечно, сегодняшнего читателя его произведения не напугают. Джентльмена из Провиденса любят за атмосферу и уникальный, неповторимый стиль в его рассказах. 8 произведений Лавкрафта, с которыми стоит прочесть, чтобы ознакомиться с творчеством писателя.


1. Цвет из иных миров (Сияние из вне). Всё началось с падения метеорита. По ночам стали происходить странные вещи: растения стали светиться неизвестным людям цветом, стали пропадать животные. Это рассказ, с которого началось моё знакомство с творчеством джентльмена из Провиденса.


2. Тварь на пороге.  Эдвард Дерби рос физически слабым, но необыкновенно одарённым ребёнком. В семь лет он уже сочинял стихи, в шестнадцать стал студентом университета, закончив последний за три года. При этом у него почти не было друзей, и жил он вместе с родителями даже по исполнении 30 лет.Но однажды Эдвард встречает девушку и сразу же влюбляется в неё. Вот только о ней ходили дурные слухи. К тому же, она была родом из Инсмута — полузаброшенного городка, овеянного таинственными и жуткими легендами.


3. Морок на Инсмутом. Старики много судачат об этом рыбацком городке, но никто не воспринимает их болтовню всерьёз. Между тем уродливых обитателей этого таинственного городка едва ли можно назвать людьми.


4. Данвичский кошмар. Жители Данвича после пережитого ночного кошмара отныне не могут спать спокойно при звуке птичьей трели. А всё началось с мальчика, который становился больше с каждым днём. Один из самых известных рассказов Лавкрафта.


5. Случай Чарльза Декстера Варда. В психиатрической лечебнице обитает Чарльз Вард - любитель истории и археологии. В одну из ночей он бесследно исчезает и только врач, помогший мальчику появится на свет, знает, что произошло.



6. Хребты безумия. Книга начинается в псевдо-документальном стиле - традиционным для писателя. Полярный исследователь после пережитых им ужасов пишет предостережение, чтобы человек никогда больше не ступал на льды Антарктиды. Одно из самых любимых мною произведений.


7. Зов Ктулху. Ну и куда же без самого известного монстра в пантеоне Лавкрафта. Не буду ничего говорить о сюжете. Просто надо сказать, что это классика ужаса и один из самых атмосферных рассказов.


8. Шёпот во мраке. Самое интересное в конце. На мой взгляд, это лучшее произведение. Надо сказать, что вот эта повесть способна вас напугать. Меня в своё время смогла.



Больше интересных книг на моём телеграм-канале https://t.me/choopochitat

Показать полностью
344

Древние и прочие

Заглавные листы для разделов книги-альбома "Миры Говарда Филлипса Лавкрафта. Иллюстрированая энциклопедия" от АСТ.


Рисовал-моделил я, верстал я, тег моё. Правда, на третьей картинке контуры крыльев взяты с арта художника Александра Соломина для этого же издания.

Древние и прочие Древние боги, Глубоководные, Говард Филлипс Лавкрафт, Иллюстрации, 3D графика, Ктулху, Мифы Ктулху, Длиннопост
Древние и прочие Древние боги, Глубоководные, Говард Филлипс Лавкрафт, Иллюстрации, 3D графика, Ктулху, Мифы Ктулху, Длиннопост
Древние и прочие Древние боги, Глубоководные, Говард Филлипс Лавкрафт, Иллюстрации, 3D графика, Ктулху, Мифы Ктулху, Длиннопост
Показать полностью 2
237

Михаил Булгаков: Мастер и Маргарита (Коллекционное иллюстрированное издание)

Недавно стал обладателем этой всеми известной классики, издание просто нет слов, лучшее что я когда либо видел по данному произведению.

Михаил Булгаков: Мастер и Маргарита (Коллекционное иллюстрированное издание) Мастер и Маргарита, Михаил Булгаков, Фотография, Видео, Обзор, Книги, Литература, Длиннопост
234

Время наступает

Время наступает Книги, Обзор, Литература, Фантастика, Русская фантастика

Когда мне говорят, что у нас в стране не осталось хороших писателей-фантастов, которые бы продолжали славное дело братьев Стругацких и не уходили бы в излишние душещипательные или мистические дебри, то я вспоминаю Свержина с его серией Институт Экспериментальной Истории - она развивает идеи, заложенные в роман «Трудно быть Богом» и делает это хорошо.

Должен сказать, что я многое воспринимаю с изрядной долей скепсиса. Так что, на первый взгляд, когда ко мне попала другая книга из серии, "Все лорды Камелота", то я сначала подумал, что роман - стандартное "попаданское" чтиво. Но нет, вышло так, что это настоящий детектив, в декорациях Англии времен Короля Артура, притом настолько захватывающий, что книга была прочитана довольно быстро.

Второй раз автор удивил меня этой самой книгой, что является предметом обсуждения в этот раз. Только я хотел сказать, что приключения стандартной пары героев приелись и хочется чего-то нового... И вот выходит этот роман, который по-своему дополняет общую канву истории об Институте Экспериментальной истории, рассказывая не об основных сотрудниках, Вальтере Камдиле и Сергее Лисиченко, а о второстепенных, в основном сюжете, персонажах.

И это получилось. Книга, которая является некоторым философским размышлением о месте человека в жизни, способ подачи основной сюжетной линии и, то, как именно развивался сюжет, лично для меня вознесли это произведение на почетное место лучшего в серии, да и одного из лучших фантастических произведений в целом.

Дело в том, что автор профессиональный историк. И это чувствуется, хотя бы, в проработке антуража, описании места действия. Которое в этом романе играет не последнюю роль. Важно так же сказать, что по проработке главных действующих лиц автор переплюнул сам себя. И здесь получились такие персонажи, которым правда хочется верить. И, о том, как закончится этот роман, остается только догадываться, так как главному герою удача, в принципе, способствовать и не должна.

Лично я считаю, что этот эксперимент оказался настолько удачным, что затмил остальную серию. С ним, по проработке, может тягаться, пожалуй, только "Временная линия", о которой я расскажу как-нибудь в другой раз.

43

Интервью с С.Т. ДЖОШИ о Говарде Филлипсе Лавкрафте

Сунандр Триамбэк Джоши - известный исследователь творчества Г.Ф. Лавкрафта и литературы ужасов отвечает на вопросы "Эзотерического Ордена Дагона" Р.Ф.. Я выбрал самые важные  и интересные вопросы для всех поклонников Лавкрафта. Но если захотите почитать полное интервью, то ссылка будет ниже.


1. У ГФЛ было много последователей. Скажите, пожалуйста, на ваш взгляд, кто из них ближе всего к творчеству Лавкрафта?


В Лавкрафтовской традиции есть немало хороших писателей, начиная от его собственных коллег (Кларк Эштон Смит, Роберт И. Говард, Дональд Уондри, Роберт Блох) и заканчивая такими писателями, как Рэмси Кэмпбелл, Томас Лиготти, Кейтлин Р. Кирнан, Джонатан Томас, Коди Гудфеллоу и многими другими. Я хотел бы порекомендовать три превосходных романа в духе Лавкрафта: “Resume with Monsters” (1995) Уильяма Браунинга Спенсера; “Alhazred” (2006) Дональда Тайсона; “The Color over Occam” (2012) Джонатана Томаса. Все эти работы я обсуждал в своей книге “The Rise, Fall, and Rise of the Cthulhu Mythos” (“Hippocampus Press”, 2015).



4. Сейчас потихоньку возвращается интерес к писателям прошлого времени. Активно снимаются сериалы, фильмы, создаются игры, комиксы и т.д. Как вы считаете, готовы ли люди сегодняшнего дня к возвращению вселенной ГФЛ на большие экраны или ещё не пришло время для этого?


Я абсолютно уверен, что настало время для хороших кино-адаптаций рассказов Лавкрафта. Несколько важных проектов находится в работе. Я сам тружусь над сценарием фильма под названием “The Lovecrafts”, который является “биографическим фильмом” о самом Лавкрафте. Основное внимание будет уделено его отношениям со своей женой Соней Х. Грин. Я надеюсь, что этот фильм когда-нибудь будет снят. Но полагаю, что мы достигаем стадии, на которой адаптации могут быть эффективными, благодаря развитию спецэффектов и лучшему пониманию истинных источников ужаса Лавкрафта (его представления о космическом безразличии – незначительности человеческой расы в безграничных сферах пространства и времени).


9. Ваше личное отношение к самому Лавкрафту? Есть ли у него какие-нибудь качества, которые вам не нравятся?


Я восхищаюсь почти всеми аспектами личности Лавкрафта, кроме, конечно, его расизма, который я нахожу прискорбным, но понятным, учитывая его воспитание, образование и его историческую эпоху. Я разделяю многие из его черт – любовь к кошкам, любовь к древнегреческой и латинской литературе, любовь к колониальной архитектуре и т.д. Его самой замечательной чертой была эстетическая честность, не позволявшая ему продавать свои произведения редакторам или издателям; он писал всё, что хотел, и так, как хотел, и не беспокоился о том, что его сочинения не будут опубликованы. Именно это качество позволило его работе просуществовать почти столетие после его смерти.


14. Как Лавкрафт относился к своему собственному творчеству. Какие сочинения он считал плоховатыми, а какие – любимыми?


Лавкрафт считал, что восхвалять свою работу – это “не по-джентльменски”, но он впадал в противоположную крайность и осуждал большую часть своих работ. Он чрезвычайно скромно оценивал свои достижения. Но он чувствовал, что “Сияние извне” и “Музыка Эриха Цанна” являлись его лучшими рассказами, хотя он также высоко ценил свою повесть “Хребты Безумия” и был сломлен, когда её отвергли “Weird Tales”. Лавкрафт имел тенденцию отрекаться от своих ранних рассказов, таких как “Пёс” и “Искания Иранона”; и он назвал “Изгоя” просто подражанием По. Но во всех этих суждениях он был слишком скромным.


16. Лавкрафт и искусство. Какие фильмы, спектакли он считал шедеврами, а что безыскусными поделками?


Лавкрафт был чрезвычайно чувствителен к изобразительному искусству, скульптуре и особенно архитектуре. Он стал виртуальным авторитетом в архитектуре Америки 18-го века, посетив множество мест (Новая Англия, Нью-Йорк, Филадельфия, Вашингтон, округ Колумбия, Чарльстон [Южная Каролина] и др.), где сохранились такие артефакты. Он любил архитектуру Квебека, датированную 17-м веком. Из художников он любил голландских мастеров (Рембрандта, Ван Дайка и т.д.), а также таких английских художников, как Констейбл и Гейнсборо. Конечно, он был приверженцем классической греческой и римской скульптуры, и он любил ходить в Метрополитен-Музей в Нью-Йорке, где такие сокровища можно найти в большом количестве.


21. Существуют ли в наше время родственники Лавкрафта? Может какие-нибудь боковые ветви Филлипсов и Лавкрафтов?


Поскольку у Лавкрафта не было детей, – прямых его потомков, конечно же, не осталось. Действительно, считается, что фамилия Лавкрафт больше не существует на территории США, хотя в Англии могут жить некоторые Лавкрафты (где его род возник в 15-м или 16-м веке). Некоторые родственники Лавкрафта по материнской линии (Филлипс) могут быть живы, но их связь с Лавкрафтом будет довольно отдалённой.


24. Кого из писателей Лавкрафтовского круга вы встречали лично? Может быть, К.Э. Смита, Роберта Блоха, Августа Дерлета?


Я стал активным исследователем Лавкрафта в 1976 году, и мне посчастливилось встретиться с Фрэнком Белнапом Лонгом (который умер в 1994-м). Мы встречались, время от времени в Нью-Йорке в течение 1980-х и 1990-х годов. Я также несколько раз встречался с Робертом Блохом. Я встретил Фрица Лейбера на конвенции научной фантастики в 1978 году. Я много раз говорил по телефону с Дональдом Уондри в 1970-х и 1980-х годах. Было восхитительно слушать рассказы всех этих людей, когда они вспоминали о Лавкрафте.


27. Как должен литературно меняться и эволюционировать жанр Мифов Ктулху, чтобы оставаться популярным и соответствовать духу времени?


Я полагаю, что Мифы Ктулху изменились за последние несколько десятилетий и в результате стали более могущественными и эффективными. В первые несколько десятилетий после смерти Лавкрафта авторы, казалось, удовлетворялись тем, что имитируют стиль прозы Лавкрафта (что очень трудно сделать!) и добавляют нового “бога” или “запретную книгу” к Мифам; но такие писатели (в том числе Август Дерлет, Брайан Ламли и другие) на самом деле не понимали сути Мифов – понятия “космического безразличия” или идеи о том, что люди не имеют никакого значения во вселенной. По мере того как учёные, начиная с 1970-х годов, устанавливали истинные источники ужаса в работах Лавкрафта, писатели всё больше обращались к глубинной сущности (а не к поверхностным внешним проявлениям) его сочинений, создавая жизненные и эффективные произведения. Сегодня некоторые авторы Мифов, похоже, склонны писать о женщинах, меньшинствах и других ранее игнорируемых типах людей; но я не совсем уверен, что это нечто больше, чем причуда времени.


29. Что сейчас происходит в Провиденсе? Знают ли местные жители кто такой Лавкрафт? Сохранились ли дома, в которых жил Лавкрафт? (Мы недавно читали новость, что один из его домов продаётся в ипотеку). Отмечают ли в Провиденсе день рождения Лавкрафта? Есть ли улицы, названные его именем? Памятники?


Провиденс в последние годы стал признавать величие Лавкрафта после многих лет, когда о нём не вспоминали. Три дома, в которых он жил (Энджелл-стрит, 598, Барнс-стрит, 10 и 66 Колледж-стрит, 66), до сих пор стоят (дом с Колледж-стрит, 66 переехал на Проспект-стрит, 65 в 1960 году); но ни на одном из них нет памятной таблички или надписи, указывающей, что здесь раньше жил Лавкрафт. Существует памятная доска, “Мемориальная площадь Г.Ф. Лавкрафта” на углу Проспект-стрит и Энджелл-стрит. Через год или два возле места его рождения будет установлена полноразмерная бронзовая статуя Лавкрафта (Энджелл-стрит, 454 – этого дома больше не существует). Раз в два года, в день его рождения (20 августа) проходит большой съезд, посвященный Лавкрафту, “NecronomiCon”.


30. Насколько популярен сейчас Лавкрафт в США? Можно ли его сравнить со Стивеном Кингом и другими известными авторами? Популярна ли хоррор-литература сейчас в Америке?


Лавкрафт действительно очень популярен, хотя, возможно, не на таком уровне как Стивен Кинг. Он – один из немногих писателей во всём спектре американской литературы, который является одновременно “каноническим” писателем (таким, которого критики считают частью наследия американской литературы) и очень популярным. Даже Эдгар Аллан По не достиг этого двойного признания. Влияние Лавкрафта теперь распространяется далеко за пределы области сверхъестественной фантастики в сторону общей литературы, популярной культуры (фильмов, телевидения, комиксов и т.д.) и даже торговли. (Можно купить куклы Ктулху и рождественские украшения Ктулху!)


32. Кого из своих коллег и друзей по переписке Лавкрафт никогда не видел лично? (Вроде с Робертом Говардом они никогда не встречались, а К.Э. Смит? Роберт Блох?)


Примечательно, что Лавкрафт никогда не встречал Кларка Эштона Смита, Августа Дерлета, Роберта И. Говарда, Роберта Блоха, Фрица Лейбера и некоторых других важных фигур, которые, тем не менее, стали его большими и преданными друзьями, основываясь только на их обмене письмами. Роберт Блох с горечью писал, что если бы он знал в 1937 году, что Лавкрафт умирает, то прошёл бы на четвереньках от своего родного города Милуоки (штат Висконсин) до Провиденса, чтобы оказаться у его постели.


38. Зачем культисты из рассказов ГФЛ призывают силы, которыми не могут управлять? В чём польза от их призываний, если в итоге их обязательно либо пожирают, либо они умирают от страха, либо сходят с ума, либо с ними происходит что-то ужасное?


Я думаю, Лавкрафт был очень проницателен в изображении культистов в своих произведениях. Он знал, что эти культисты в действительности бессильны перед лицом титанических сущностей, которых, как они утверждали, они призывают. Он опирался на свои знания в области антропологии и истории религии, где люди на протяжении всей истории стремились установить тесную связь с каким-то “богом” или другим сверхъестественным существом, чтобы поднять свой собственный статус. Лавкрафт знал, что большинство людей являются закоренело и бесповоротно религиозными и могут видеть мир только с религиозной точки зрения; кто-нибудь столь огромный и могущественный, как Ктулху, поразил бы большинство людей и они бы приняли его за “бога”, хотя на самом деле Ктулху – всего лишь пришелец из космоса. Поэтому многие люди склонны поклоняться такому существу. Но Лавкрафт знал, что истина была совсем другой.


41. Мы слышали историю о “World Fantasy Award 2015”, там из-за политкорректности хотели заменить призы в виде статуэтки Лавкрафта на что-нибудь другое. А вы хотели вернуть им свои награды в знак протеста против того, что Лавкрафта обвиняют в расизме. Что произошло дальше? Вы действительно отдали свои призы? И что творится теперь на “World Fantasy Award”?


Да, я чувствовал, что решение Всемирной Конвенции Фэнтэзи (World Fantasy Convention) об отказе от приза в виде бюста Лавкрафта, которым они награждали своих лауреатов, стало ярким примером политической корректности. Я возвратил две награды, которые получил, и с тех пор никогда не посещал их конвенцию. Похоже, что популярность конвенции снизилась по ряду причин. В настоящее время существует новая скульптура World Fantasy Award, но её высмеивают за плохой дизайн и она не имеет смысла. Лавкрафт проживёт намного дольше, чем World Fantasy Convention!


42. Знаете ли вы кого-нибудь из российских писателей? Читали ли вы наших фантастов или классиков?


Я восхищаюсь Достоевским, Толстым, Тургеневым, Гоголем, Пастернаком, Пушкиным и многими другими русскими писателями. Конечно, мне приходилось читать их в переводе, но я думаю, что переводы были хорошими. Я уверен, что вы знаете, что родственник Льва Толстого, Алексей Толстой, писал истории о вампирах! Они совсем не плохие. Я не очень хорошо знаком с русской традицией в сверхъестественной фантастике, но уверен, что там есть много хорошего материала. Его следует, по возможности, распространить на английском языке.


45. Над какими книгами вы сейчас работаете? Будут ли ещё сборники писем Лавкрафта?


Я продолжаю работать с Дэвидом Шульцем над публикацией всех сохранившихся писем Лавкрафта. Эта серия выйдет как минимум на 25 томов! Одна из книг в этой серии, которая скоро появится, – имеет огромный объём (не менее 1200 страниц), в него войдут письма Лавкрафта своей семье, главным образом к его матери и двум его тётям. В этих невероятных письмах раскрывается повседневная жизнь Лавкрафта, его брак и другие важные темы. Как только этот проект будет завершён, больше ничего не останется: буквально всё, что когда-либо написал Лавкрафт, будет опубликовано. Я переключаю своё внимание на других классических авторов сверхъестественной фантастики: через несколько месяцев моё трёхтомное издание полного собрания фантастических произведений Артура Мейчена будет опубликовано издательством “Hippocampus Press”. И я продолжаю интересоваться творчеством Лорда Дансейни, великого ирландского автора фэнтези. А также исключительно для собственного развлечения я только что написал детективную историю (под названием “Медовый месяц в тюрьме”), в которой Лавкрафт и его жена Соня изображены в роли детективов!


Полное интервью: https://orderofdagon.ru/nashe-intervju-s-s-t-dzhoshi/

Интервью с С.Т. ДЖОШИ о Говарде Филлипсе Лавкрафте Говард Филлипс Лавкрафт, Джоши, Интервью, Ктулху, Стивен Кинг, Литература, Ужасы, Длиннопост
Показать полностью 1
62

"Цикл Снов" Г.Ф.Лавкрафта

Где-то на границе между явью и сном пролегает путь в Страну Грез – прекрасную, полную бесконечных чудес… но и опасную, страшную, предназначенную не столько для человека, сколько для богов; редко кому из нашей реальности удается отыскать врата, ведущие туда.

«Цикл Снов» - так называют рассказы Лавкрафта, описывающие этот возвышенный мир грез. Эскапизм чистой воды с капелькой ужаса – вот как можно описать эти рассказы. Они действительно необычны, читать их может быть трудно, но если вы любите старые легенды и сказки, то Цикл Снов вполне может вам понравиться.


А сейчас – пять самых любопытных рассказов из этого цикла.

1. Кошки Ултара (The Cats of Ulthar)

Легенда, рассказывающая о том, по какой же причине в городе Ултар никто не смеет убить кошку… на законодательном уровне!

2. Рок, покаравший Сарнат (The Doom That Came to Sarnath)

Еще одна легенда, куда более мрачная и поучительная. Величественный город Сарнат был символом процветания, богатства и силы… Был.

3. Иные боги (The Other Gods)

Жажда знаний и жгучее любопытство людей делает Земных богов слабыми, но им негде укрыться от вездесущих глаз. А ведь они просто желают исполнять свои танцы!

4. Искания Иранона (The Quest of Iranon)

Помню, как я впервые прочел «Искания Иранона»; как до глубины души поразила меня эта история, и как я пожалел о том, что никогда не смогу написать нечто подобное.

5. Селефаис (Celephaïs)

Реальность бывает угрюма и надоедлива, а вот прекрасные мечты о невообразимых далях – никогда. И однажды эти мечты могут прийти за тобой, достаточно лишь все потерять и ничего больше не желать.


Цикл снов не ограничивается рассказами. Свое самое большое произведение, повесть «Сомнамбулический поиск неведомого Кадата», автор написал, опираясь на персонажи и концепции, развитые именно в рассказах Цикла Снов. В этой повести (и еще в нескольких рассказах помимо нее) описывается жизнь Рэндольфа Картера, великого сновидца, что побывал в Стране Грез и…


Несмотря на то, что Лавкрафт не сам дошел до концепции мира снов (первым в литературе это сделал лорд Дансейни, британский прадедушка фентези), великому мистику удалось придать ей стройности, красоты и мрачного очарования. Кроме того, в конечном счете Лавкрафт устами своих персонажей сообщает читателю: эскапизм хорош в меру, жизнь в эфемерных мечтах не приводит к хорошему, да и поиск серебряных ключей не всегда стоит потраченных усилий.


На этом все. В следующий раз поговорим обо всякой бурлящей мерзости, о ядерных и ползущих хаосах, о спящих на дне океана тварях и безумных фанатиках, что все вышеперечисленное желают растормошить... в общем, о «Мифах Ктулху».

Ну а пока - читайте «Цикл Снов», читайте хорошие книги, и спасибо, что прочли этот обзор!

P.S. Ссылка на этот пост в паблике для любителей литературы и бестолковой прозы)

"Цикл Снов" Г.Ф.Лавкрафта Цикл Снов, Эскапизм, Мистика, Литература, Говард Филлипс Лавкрафт, Советую прочесть, Рассказ, Обзор, Длиннопост
Показать полностью 1
143

«Смертельные истории» Г.Ф.Лавкрафта

Говард Филлипс Лавкрафт – уникальное литературное явление в мире хоррора. Основоположник жанра, живописец кошмара, икона для многих поколений писателей и читателей – да, но: беспокойный, болезненный, страдавший бессонницей человек, всю жизнь писавший в стол и в третьесортные журналы, а умерший в безвестности. Популярность настигла творения Говарда много после его смерти; как это порой бывает, время все расставило на свои места.

Спорить о литературности творений и вкладе данного автора в культуру можно много и долго. Однако, большинство читателей все-таки сходятся во мнении: Лавкрафт безусловно силен безудержной болезненной фантазией и взглядом на то, что есть страх. Его многочисленные рассказы по большей мере являют читателю бездну пессимизма; роль человека в них ничтожна, а настоящее определяют могущественные и хаотичные сущности, познать и понять которые нам с вами не под силу… В этом-то и заключается главный ужас – вдруг автор прав?

Но писал Говард не только о древних богах и жутких тварях с едва выговариваемыми именами, его перу принадлежат работы и более приземленные - кровавые и привычные жанру. Условно такие рассказы фанаты писателя называют «Смертельными историями»; о пяти самых любопытных из них далее и пойдет речь (эти рассказы я бы рекомендовал к прочтению людям, не знакомым с творчеством Лавкрафта; остальные либо уже читали эту классику жанра, либо не приняли слог и стиль автора).

Итак:

1) Некоторые факты о покойном Артуре Джермине и его семье (Facts Concerning the Late Arthur Jermyn and His Family)

С первых строк мрачный и интригующий рассказ: сэр Артур Джермин сжигает себя, а рассказчик описывает факты из его жизни, постепенно подводя нас к отвратительной и ужасной развязке.

2) Картина в доме (The Picture in the House)

Новая Англия – страшное место, но люди там всегда были гостеприимны. Потому-то радушный хозяин и показывает сбежавшему от грозы путнику свое главное сокровище – редкую старую книгу с занимательными, восхитительными иллюстрациями!

3) Музыка Эриха Цанна (The Music of Erich Zann)

Музыка – великая сила, прекрасная и страшная. И нет более волнующего, пронзительного инструмента, чем виола – ее всхлипы и вопли, ее крики напоминают стоны человеческой души… а вам разве нет?

4) Крысы в стенах (The Rats in the Walls)

О крысах писали многие, но по-настоящему страшно написал о них Лавкрафт; «Ночная смена» Стиви Кинга нервно курит в сторонке. Правда.

5) Цвет из иных миров (The Colour Out of Space)

Пожалуй, самый сильный из приведенных здесь рассказов. Даже сам автор, очень самокритичный человек, был им доволен, и, более того, считал своим лучшим произведением. Можете вы представить себе цвет, которого человечество ранее не видело? Нет? Тогда тренируйте фантазию, а лучше прочтите «Цвет из иных миров». Не факт, что и после этого сможете представить, но о потраченном времени точно не пожалеете.


Что еще можно сказать? Лавкрафт заходит не всем, но уж если заходит…

В следующий раз поговорим о его «Цикле снов» - еще одном условном, но очень любопытном направлении творчества. Читайте «Смертельные истории», читайте хорошие книги, и спасибо, что прочли этот обзор.

P.S. Спасибо Woostar за комикс по теме. Согласен полностью.

Ну и ссылка на пост в паблике, как всегда (спасибо что перешли).

«Смертельные истории» Г.Ф.Лавкрафта Говард Филлипс Лавкрафт, Мистика, Ужасы, Рассказ, Литература, Длиннопост
Показать полностью 1
Похожие посты закончились. Возможно, вас заинтересуют другие посты по тегам: