Конец прекрасной эпохи: Как создавались киноафиши прошлого
Киноафиши считались настоящим искусством: огромные яркие полотна, нарисованные вручную — штучная работа с «живыми» образами, эмоциями и частичкой души художника. Сайт Vox Populi заглянул в прошлое и узнал, как бесконечно влюбленные в кинематограф художники-оформители из Петропавловска создавали свои маленькие шедевры.
Афиша должна была рассказать о новом фильме, а когда прокат завершался, афишу просто смывали, и на этом же полотне рисовали новое изображение. Поэтому увидеть афиши тех лет можно только на старых фото.
Они вспоминают, что любовь Вениамина Петровича к кино началась с первого посещения кинотеатра «Ударник» еще в довоенном детстве. Этот кинотеатр — старейший в Петропавловске. Он был построен в 1909 году городским предпринимателем Назаровым. Первые фильмы петропавловцы увидели в 1905 году, когда в город заезжал передвижной синематограф. Тогда-то Назаров и загорелся идеей строительства первого «электротеатра». Он носил название «Новый свет». Объявления о демонстрации фильмов в электротеатре Назарова печатались в газете «Приишимье», на первой странице.
В советское время кинотеатр достроили, добавив еще два больших зала на шестьсот мест каждый, и переименовали в «Ударник».
Великая сила кино
Соседке пришло известие, что на фронте погибли и муж, и оба ее сына. Она была в таком шоковом состоянии, что как села на завалинке, так с остекленевшим взглядом неподвижно и просидела несколько дней. Испробовав все способы привести убитую горем женщину в чувство, тимуровцы, среди которых был и Вениамин, решили отвести ее в кинотеатр, где шли боевые киносборники о героизме солдат и тыловиков.
«И ведь действительно помогло! Посадили ее рядом с ранеными солдатами, которые находились у нас в городе на лечении в госпиталях. Очнувшись от оцепенения во время просмотра фильма о героизме матерей в годы войны, она заплакала, ее обнимали сидящие рядом солдаты, а она их называла сынками. Потом она тихо пошла домой. Стала вязать носки, варежки для фронта, шила кисеты, еще что-то, отправляла все это на фронт. Она прожила еще долгие годы», — рассказала Ольга Агафонова.
Что на заборах пишется
К концу войны рисунки стали цветными, все в городе уже знали, что они принадлежат кисти талантливого мальчишки.
«Насчет красок Вениамину подсказали друзья, — вспоминает вдова художника. — Мальчишки — народ вездесущий. Они увидели, что, когда правый берег Ишима обваливается, оголяются древние пласты глины, причем цветовая гамма у них очень разнообразная — розовый, голубой, оранжевый. Вся Подгора была оранжевой, и люди красили свои домики этой глиной. Эти краски Вениамин и стал использовать».
Совет от самого Герасимова
Несмотря на трудные военные годы, люди посещали кинотеатры. Вениамин Агафонов понимал, каким важным делом он занят, ему хотелось учиться, чтобы рисовать афиши лучше. Однажды он решился написать письмо известному кинорежиссеру Сергею Герасимову. И получил ответ! В нем были не только ответы на вопросы пытливого мальчишки, но и совет после окончания войны поступать в Московский университет киноискусства.
Юноша так и сделал: в 1948 году в возрасте 17 лет поступил на заочное отделение. Кроме того, Вениамин Петрович получил высшее образование по специальности «Журналистика» в КазГУ, и даже успешно работал литсотрудником в областной газете «Ленинское знамя». Но кинорекламу он ни на что променять не мог.
Любовь и творчество
Со временем у него появилась талантливая помощница Ольга Медведева, впоследствии ставшая женой Вениамина Петровича.
Сначала напарники работали только для кинотеатра «Ударник», причем работали на износ. В кинотеатре было два зала, в каждом по 600 посадочных мест. Чтобы привлечь посетителей, кроме афиш большого формата, которые вывешивали на фасады кинотеатров, нужны были еще афиши поменьше.
Создавали художники и кинотелеграммы — короткие объявления о предстоящих новинках, правда, их уже печатали большими тиражами в типографии. Такие пригласительные вкладывали в газеты и журналы, которые раньше выписывали практически все горожане.
«Мы всецело были поглощены кино, — говорит Ольга Владимировна Агафонова. — Художественная, шрифтовая, трафаретная реклама: работы было очень много, иногда приходилось делать до 200 экземпляров рекламы в сутки. Мы ее развозили по заводам, крупным предприятиям, учебным заведениям, библиотекам, была она и в автобусах, троллейбусах».
Но рекламщики беспокоились напрасно: «одно сплошное телевидение», как пророчил Рудольф в фильме «Москва слезам не верит», не смогло победить кино. Только за 1975 год кинотеатром «Ударник» было дано более 5 тысяч сеансов. Их посетили более 1 миллиона 400 тысяч зрителей (при населении города порядка 175 тысяч человек).
«Мимо хорошей рекламы люди пройти не могли просто так. Обязательно покупали билетик. Когда заканчивались места, многие соглашались смотреть фильм стоя, лишь бы попасть в зал», — вспоминает Ольга Владимировна.
Искусство из подвала
«К 8 марта пришел к нам фильм „Счастливая, Женька!“. Так он нам понравился! „Как посмотрит молодежь — сразу, наверное, понесет документы подавать в медицинское училище“, — с такими мыслями мы принимались за дело. Нам хотелось, чтобы зритель после просмотра фильма понял что-то важное для себя», — говорит Ольга Владимировна.
И Женька на афише получилась такой, что и до просмотра фильма многим девчонкам хотелось быть похожей на девушку в белом халате.
Вернулся Агафонов из Москвы с почетной грамотой комитета кинематографии при Совете министров СССР.
Зимой — тепла, летом — прохлады
Плюс к этому в их план входило оформление 5 стендов: «Внимание! Новинки экрана!», «Пошли в кино, ребята!», «Спутник кинозрителя», «Новости кино» и «Скоро на экранах». Только представьте, какой объем работы приходилось выполнять ежедневно!
Смытая память
К сожалению, ни одной афиши, нарисованной Агафоновыми, сохранить не удалось. Не из-за пожара или наводнения — просто после того, как прокат фильма завершался, афишу смывали. И на этом же полотне рисовали новое изображение.
«К нам приходили люди, искренне удивлявшиеся: как вы так можете – нарисовать, а потом всё смыть? Но у нас не было выбора. Мы должны были рассказать людям о новых фильмах, — говорит Ольга Владимировна. — Не щадили нашей работы и дожди, и снежные метели. Краска смывалась. И часто приходилось рекламу подновлять».
«Кино тогда не только и не столько развлекало — оно воспитывало, учило, формировало личность, объясняло, что такое хорошо, а что такое плохо… Во времена перестройки фильмы стали другими, такими, что у нас не лежала душа их рекламировать, и мы ушли. Фильмы были напичканы кровью, убийствами, злом. Мы не могли с этим смириться», — вспоминает Ольга Владимировна.
На смену Агафоновым и их «ручным работам» пришли новые технологии: о новинках кинематографа сообщали отпечатанные в типографии и растиражированные по всей стране одинаковые постеры.
P.S. Полностью не поместилось, окончание статьи о нашем времени в источнике.