1994

Казан... Как много в этом звуке...

„Легче одурачить людей, чем убедить их в том, что они одурачены.“

Марк Твен


Предисловие


Незнание истории происхождения какой-нибудь вещи или предмета всегда порождало мифы и небылицы. Одним из таких объектов стал казан. За последние 20 лет столько всего насочиняли...

В 1990-м году мы с семьёй переехали из Ташкента в Россию. Соседи, когда увидели казаны, воскликнули: «Ну и чуднЫе же у вас кастрюли!» С тех пор прошло не так уж много времени и примерно такие же люди, как и мои соседи, стали спецами и экспертами по «чуднЫм кастрюлям». Снимают видео и учат, как выбрать казан и как им пользоваться.

Особенно забавно читать под видео такие комментарии неофитов: «алюминиевый казан – это не казан», «настоящий казан начинается только от 16 литров», «в Узбекистане готовят только в чугунных казанах», «в алюминиевых казанах все пригорает», «казан водой не моют, моют только маслом»…

И зачем же повторять сказанные кем-то глупости?

Расскажу то, что помню и знаю не понаслышке.


Мифы и правда о казанах


Многие думают, что чугунные казаны веками отливались в Средней Азии. Это миф. Я и сам так думал, пока во время учебы в Ташкентском кулинарном училище не задали по ним написать реферат. Было это в 1984 году. Вот тогда и пришлось вникнуть в эту тему. Поехал в музей истории Узбекистана. Там среди экспонатов было два больших бронзовых казана, больше похожих на кувшины, чем на привычные для нас казаны. Задал вопрос гиду (пожилая женщина, когда-то преподававшая историю в университете): «Почему среди экспонатов нет старинных чугунных казанов?» И выяснил у неё, что все чугунные казаны, которые сейчас называют «узбекскими», с 1812-го года отливались на Южном Урале, на знаменитых демидовских заводах в Касли, Кыштыме и Кусе как изделие, именуемое «азиатская чаша». Караваны с торговцами со всей Средней Азии приходили на Южный Урал за «азиатскими чашами». В основном их вывозили в Бухару, Хиву и Иран. Есть в моей коллекции «азиатская чаша» с клеймами царской России и дважды ещё доводилось их видеть.

Фото Blaik. «Азиатская чаша» Каслинского завода периода 1896-1917г.г. Оттиск «двуглавый орёл», ниже клеймо с указанием завода изготовителя и объём «КАС.З. 6» . Далее номер товара по каталогу «106». И в самом низу фамилия формовщика. «М. ШЕЛЕГОВЪ»

В Узбекистане в те времена мастерами-жестянщиками изготавливались казаны только из бронзы и меди. Медные, к примеру, были по форме такие, какие до недавнего времени использовались в Азербайджане. Кстати, в Узбекистане и сейчас есть умельцы, которые делают традиционные казаны из меди и нержавеющей стали.

Фото из открытого доступа. Современные медные казаны которые изготавливают в Бухаре.

Фото из открытого доступа. Современные казаны из нержавеющей стали изготовленные в Бухаре.

Фото Blaik. Казаны из алюминиевого сплава изготовленные в Азербайджане.


Так же и во времена СССР Каслинский и Кусинский заводы поставляли «азиатские чаши» в Среднюю Азию и Казахстан до конца 60-х годов прошлого века.

Фото Blaik. Довоенные и послевоенные «азиатские чаши» Каслинского завода.


Что касается того, когда в Узбекистане впервые стали отливать чугунные казаны, то это не раннее, как Узбекистан вошел в состав СССР, но более вероятно – в годы Великой Отечественной, когда сотни заводов и фабрик были эвакуированы из России в Узбекистан. На момент написания реферата чугунные казаны старше сорока лет, отлитые в Узбекистане, мне не встречались. Массово их в те годы не производили. Только в 60-х годах в Узбекистане и в других регионах Средней Азии и Казахстане наладили массовое производство «азиатских чаш» из чугуна разных объёмов. По этой причине и было прекращено их производство на Южном Урале, качество отливки которых было в разы выше.

Фото Blaik. «Азиатские чаши» отлитые на Механическом заводе им. Ильича. Ташкент. Позже завод был переименован на Опытно-Механический завод.


Отливка, шлифовка и толщина стенки казана

Не знаю, какой сейчас используют чугун для отливки казанов, но при СССР отливали по ГОСТу из чушек серого чугуна. Само же качество отливки современных чугунных казанов значительно лучше по сравнению с теми, которые отливались в Средней Азии при СССР. Некоторые производители даже шлифуют внутреннюю поверхность. Очень часто встречались казаны времён СССР с шероховатой поверхностью, похожей на апельсиновую корку, зачастую с рытвинам и изъянами, но этому никогда не придавали особого значения. Все эти поры и изъяны в процессе готовки затягивались маслом, и поверхность становилась идеально ровной и гладкой. Как-то я перекаливал домашние старые чугунные казаны после многолетнего простоя. Поверхность на них была зеркально-гладкой и ровной, как стекло. Когда выжег до чистого металла, оказалось, что некоторые казаны с порами и небольшими рытвинами. Ни прабабушка, ни бабушка с дедушкой, никто либо другой шлифование и танцы с бубнами в те времена вокруг казанов не устраивали, как делают это сейчас. Внешний вид абсолютно никого не волновал: казан покупался, чтобы готовить, а не любоваться им. Покупали из того, что было в продаже, приносили домой, ставили казан на очаг или плиту, выжигали парафин, отмывали, вливали хлопковое масло (потому что другого просто не было) и начинали готовить, а гладкий масляный нагар образовывался сам собой в процессе готовки. Сейчас при покупке чугунного казана каждый старается выбрать изделие с толстыми стенками. Назовите хоть одно узбекское блюдо, которое невозможно приготовить в тонкостенном чугунном или любом другом казане?! 150 лет «азиатские чаши» были тонкого литья, к примеру, вес каслинской десятилитровой «азиатской чаши» составлял 5 кг 150 гр. (технология отливки чугуна южноуральских литейщиков, к сожалению, давно утрачена). Никто не жаловался и прекрасно в них готовили. Тем более что в Средней Азии до появления чугунных казанов готовили в глиняных, бронзовых и медных, толщина стенок у медных едва достигала 2 мм.

Фото из открытых источников. Старинный медный казан.


Появление казанов из алюминия

После землетрясения 1966-го года благодаря братским республикам Ташкент был заново отстроен. Выросли новые массивы и микрорайоны с многоэтажными домами, во все частные жилища был проведен природный газ. Вот тогда в быт ташкентцев стали входить казаны (жаровни) из алюминиевого сплава с плоским дном. Достоинства казанов из этого сплава сразу же оценили. Легкие, не ржавеют, быстро и равномерно прогреваются, не надо прокаливать и наращивать защитный слой, как в чугунных, просты в использовании. Все блюда, которые когда-то готовились в «азиатских чашах» на открытом огне, теперь каждый мог готовить у себя на кухне в обычной жаровне. Во времена СССР в Узбекистане посуду и другие изделия быта для населения побочно изготавливали на оборонных, машиностроительных и механических заводах. Приличного качества казаны (жаровни) из алюминиевого сплава для газовых и электрических плит изготавливали на заводах ТашТекстильМаш (тТм) (отливались под давлением в стальные формы, за счёт чего казаны были идеально гладкие, как снаружи, так и внутри), ТашСельМаш (ТСМ) и на Самаркандском заводе «Красный Двигатель» (СКД). Этих заводов давно уже нет, но большая часть населения Узбекистана и те, кто уехал, до сих пор с удовольствием пользуются их жаровнями, включая меня. Отливали их из сплава марки АЛ-9. На других заводах было налажено производство «азиатских чаш» больших объёмов из того же сплава.

Фото Blaik. Казаны(жаровни) завода ТашТекстильМаш (тТм)

Фото Blaik. Казаны (жаровни) завода ТашСельМаш (ТСМ) и завода Самаркандский «Красный Двигатель»

Фото Blaik. Казаны (жаровни) Ташкентского Авиационого Производственного Объеденения им. Чкалова. (ТАПОиЧ)(логотип на жаровне самолёт Ил-76) Производили с середины 90-х и до закрытия завода.


Казаны по наследству и старые казаны


Бытует еще один миф, что чугунные казаны передают по наследству. Специально их никто не передавал и не завещал, кто хотел, оставлял как память, кому они были не нужны, то отдавали родственникам или знакомым.

Помню, еще школьниками, примерно в 1978-79-ых годах, учителя заставляли нас собирать металлолом. Мы носились по подъездам, ломясь в каждую квартиру, и клянчили железяки. Видели бы вы, сколько чугунных казанов отдавали просто так в металлолом. То, что когда-то было необходимым в частном доме, в квартире оказалось просто бесполезным. У многих остались казаны от родственников. Кто-то ими и сейчас с удовольствием пользуется. Но в большинстве случаев, всё это поржавевшее «наследство» вы можете свободно купить у благодарных потомков, а так же у продавцов на барахолках Узбекистана и Казахстана, точно так же, как у нас старые чугунные сковородки. Буквально на днях познакомился с парнем из Шымкента, его мама Бахар почти 25 лет занимается скупкой старых «азиатских чаш», отлитых при СССР, как чугунных, так и алюминиевых. Несмотря на то, что казаны ржавые и цена на них почти как новые – всегда они пользуются спросом. Сейчас это их семейный бизнес. Так же у них всегда в наличии и новые наманганские казаны с очагами и мангалами. По моей просьбе Даурен сделал несколько фото старых казанов, которые хранятся у них на складе.

Старые казаны. Фото Даурена.

Старые казаны. Фото Даурена.

Старые казаны. Фото Даурена.

Старые казаны. Фото Даурена.


Закат эпохи чугунного казана


В середине 80-х видел, как пожилая женщина-узбечка готовила плов в медном казане, не думаю, что по причине того, что он лучше чугунного или алюминиевого, а скорее потому, что есть казан, остался от кого-то из родственников, приноровилась к нему, и он её вполне устраивал. Как многих и сейчас вполне устраивают ручные мясорубки и старые ручные кофемолки, оставшиеся от родных, и они не спешат покупать новые. Как говорится: есть, устраивает и – слава Богу. В конце 60-х годов чугунная «азиатская чаша» Каслинского завода объёмом 22 литра стоила 2 рубля 25 копеек, а алюминиевая такого же объёма - 5 рублей (средняя зарплата по стране тогда была 120 рублей). Чувствуете разницу в цене?! Во все времена чугун был самым дешевым сплавом, поэтому из него отливали всё, что было можно. Часто в интернете встречаются такие комментарии: «Наши предки были умными, поэтому пользовались только чугунной посудой». Были умными, даже не сомневаюсь. А пользовались ею потому, что чугун был самым дешевым и доступным, и другой посуды просто не было. Многие, наверное, помнят, что чугунки для русских печей, орешницы, формы для пончиков и для всякой другой выпечки давным-давно заменили на алюминиевые. Хлебозаводы так же еще в 70-80-х годах заменили чугунные формы для хлеба на алюминиевые. Вкус стал от этого хуже или хлеб стал пригорать?! Всё это было сделано и проверено еще во времена СССР, когда государство действительно заботилось о своих гражданах, а не о личном кармане.

Фото из открытых источников. Старинный медный казан.


Казан всегда был символом гостеприимства в Узбекистане. В России же стал каким-то фетишем, а некоторые и вовсе пытаются сделать из этого элитизм.

Сейчас на рынке огромный выбор казанов от разных производителей на любой вкус и размер кошелька. Не стоит безоговорочно доверять рекламе, казан вместо вас не приготовит. Казаны российских производителей и стран СНГ вполне достойны и будут выполнять свою функцию абсолютно так же, как и другие, но дорогие. Дороже – не значит, что лучше. Повторю написанное выше: во времена СССР многие чугунные казаны, отлитые в Средней Азии, по качеству литья значительно уступали современным, готовили в них и многие сейчас готовят замечательно и не спешат с ними расставаться. Если руки у вас растут из правильного места, вы просто идете и никого не слушая покупаете любой понравившийся казан.


О нагаре на казане


Прокаливание (обжиг, воронение,оксидирование) —нагревание чугунной посуды с маслом. Смысл заключается в том, создать защитную полимерную пленку из масла(нагар) на посуде, чтобы защитить от ржавчины.

Не каждый ещё умеет правильно подготовить чугунный казан. У многих пользователей казаны либо с плешью из олифы и ржавеющим дном или же с липким грязным масляным слоем. Казаны выглядят так, что из них не то чтобы есть, их в руки противно брать. Таких пользователей, кстати, немало и в Средней Азии. Свято верят, что нарастили «антипригарный слой», другие называют его «тефлон». Да, к грязи не пригорает и не пристаёт. Ладно, в чугунном казане от неумения липкую масляную грязь разводят толщиной чуть ли не в палец, так многие еще специально наращивают такую же грязь в алюминиевых казанах. Не понимая, что именно по этой причине алюминиевые казаны и пришли на смену чугунным, чтобы не мучиться с прокаливанием и не бороться с ржавчиной. Купили, отмыли, разок воду в нём вскипятили и начинаете готовить. А после приготовления блюда – помыли любым моющим средством как следует, протерли насухо или высушили на плите и убрали до следующего раза. Тем и хорош алюминиевый казан, что ему абсолютно не нужен никакой нагар и протирание маслом.

Фото из открытых источников. Алюминиевый казан пользователя из Узбекистана.

Фото из открытых источников. Алюминиевые казаны пользователя из Узбекистана.


Правда о выборе казана


Везде советуют покупать для дачи казаны на 16-20 литров. Мотивируя тем, что в нём можно приготовить и на 2 человека и на 20. Зачем семье из двух-трёх человек такой казан? С таким же успехом можно насоветовать купить вместо автомобиля автобус. В автобусе можно и двоим ездить и 40 пьяных гостей по домам развезти. Ведь никто не покупает себе на дачу трактор К-700 с 12-ти корпусным плугом для обработки шести соток земли, а берут для этих целей мотоблок. В Узбекистане семьи по 10-12 человек, поэтому там и покупают такие казаны. Ну, пришли к вам в гости 4-5 человек, вы будете размазывать еду в 20 литровом казане? Для этого с лихвой подойдет казан объёмом 8 литров. К кому-то может вообще гости не приходят, а кому-то и на 40 литров казан маловат. Лучше готовить каждый день, радуя себя и гостей разными блюдами, чем одним разом наготовить в нем на три дня. В Средней Азии, к примеру, всегда считалось дурным тоном подать гостю разогретую пищу. Прежде чем покупать свой первый казан для дачи, я бы сначала порекомендовал небольшой казанчик для кухни. Когда будете в нём постоянно готовить, без всяких советов интуитивно поймёте, какой объём вам понадобится для дачи или загородного дома и будет ли он нужен вообще. К тому же, вы сможете в нём ежедневно готовить у себя на кухне, а не ждать открытия дачного сезона. Каждый может себе позволить хотя бы два-три казана разных объёмов на все случаи жизни. А не брать один казан «на вырост» и ждать, что вдруг когда-нибудь к вам завалятся в гости 30 человек. В первую очередь думайте о своём комфорте. А те, кто мечтает о покупке казана, тому он просто не нужен. Объясню почему.Были у нас в гостях давняя подруга жены со своим мужем. Я приготовил плов. Сели за стол.

Подруга жены:

- Давно мечтаю купить казан.

Мы с женой это запомнили и примерно через две-три недели, на её День рождения подарили ей казан. С тех пор прошло чуть более двух лет, и за это время они в нём только один раз пожарили мясо.

Вывод: кому действительно что-то необходимо, тот идет и покупает, а кому не надо, тот так и будет мечтать.

Смешно также смотреть, когда неофит с важным видом знатока начинает ставить крышку ребром в казан и подсовывать под нее бумажку. Зачем?! Ну, окажется казан чуть кривоватым, ничего страшного. Поверьте. На приготовлении пищи это абсолютно никак не скажется.


Казан из "белого чугуна"


Чугунный или алюминиевый – решать вам. Но было бы неплохо иметь в хозяйстве и тот и другой. Не слушайте байки про то, что в чугунном казане еда получается вкуснее. Если бы это было действительно так, повара в Узбекистане никогда бы не готовили в алюминиевых казанах, так как дорожат своей репутацией.

Зашел как-то к своим хорошим знакомым. Хозяйка открыла дверь со словами:

- Ты как раз вовремя! Сейчас мы тебя жареной картошечкой накормим из нашей «фамильной реликвии».

Сели за стол. Хозяйка без особых усилий снимает с плиты большую сковородку до краев наполненную картошкой и ставит ее в центр стола. Сковорода чернее ночи, снаружи пористый нагар толщиной 4-5 мм, похожий на жженый сухарь. Разложили по тарелкам. Внутренняя поверхность сковородки тоже черная, но гладкая. Пробуем картошку.

Хозяйка восторженно:

- Нет ничего вкуснее жареной картошечки, приготовленной в чугунной сковороде. От бабушки осталась. Сковороде уже лет пятьдесят.

Я приподнимаю изделие:

- Мои дорогие, прошу меня не убивать, но это алюминиевый сплав.

- Ты что?! Чугунная! В ней ничего не пригорает! Посмотри, какая она тяжелая.

- Просто ты умеешь вкусно и правильно готовить, поэтому не пригорает, и сковородка здесь не причём.

От комплимента хлебосольная хозяйка расплылась в улыбке и перестала спорить. Посоветовал им проверить сковородку магнитом. Вечером того же дня позвонили и сказали, что сковорода действительно из алюминиевого сплава.

К чему я это рассказал? К тому, что многие владельцы бабушкиных «чугунных» сковородок и казанов даже не подозревают, что под слоем грязи, состоящей и сплошных канцерогенов, может запросто оказаться посудина из алюминиевого сплава. А те, кому достались «фамильные реликвии» ухоженными, думают, что они отлиты из «облегченного» или «белого» чугуна. Почему не догадываются, что это алюминиевый сплав?! Да потому, что алюминий у них ассоциируется с лёгкими штампованными деформированными кастрюльками и сковородками с выпуклым дном. А у них – тяжелые и толстостенные, значит, это не алюминий. И что интересно – это самые ярые противники алюминиевой посуды.

С открытых источников.

С открытых источников.

С открытых источников.

С открытых источников.

С открытых источников.


Вред алюминиевой посуды


Много сейчас говорят и пишут, что алюминиевая посуда вредна для здоровья. Вас никогда не смешило предупреждение перед показом какого-нибудь фильма: «Могут демонстрироваться табачные изделия. Курение вредит Вашему здоровью»?! Но почему-то не предупреждают, что будут демонстрировать, как нюхают кокаин, колются героином и будут показаны сцены насилия и люди с нетрадиционной ориентацией. Если вы такой ярый сторонник здорового образа жизни, то казан не про вас. Как только вы вливаете масло в казан, вы уже подписываете себе приговор. Любая жареная пища вредна и не важно, в каком казане вы её будете готовить.

Опасна ли посуда из алюминиевого сплава? Опасна в некоторых случаях: если варить в ней лимоны, грызть её и вводить внутривенно алюминиевую пудру с раствором для инъекций. Сплав в разы дороже чугуна, но в готовом изделии много на нём не заработаешь, поэтому и вредна... Особенно для конкурентов. Быстрее убьет загазованная экология и пища, которую мы употребляем, чем дождемся вреда от посуды. У любой посуды есть свои плюсы и минусы. Не забывайте, что сейчас зарабатывает не государство, а кучка барыг. Если захотят, то завтра с таким же успехом к вредной посуде отнесут стеклянную и фарфоровую. Причём, аргументированно докажут…


Послесловие


У меня в быту очень много казанов разных объёмов – и чугунные и алюминиевые, почти все времен СССР. В доме готовлю исключительно в алюминиевых. Жаровни работают еще и как кастрюли, то есть, готовим в них не только национальные узбекские блюда, но и варим борщи, супы, отвариваем в них пельмени, макароны...Большой плюс в том, что они не впитывают запахи, как чугунные. Обычные же кастрюли в нашей семье используются только для того, чтобы переложить в них оставшуюся пищу из казана и убрать в холодильник. В казане, будь то алюминиевый или чугунный, пищу на долгое время оставлять нельзя. Чуть остыла – и перекладывайте в любую другую посуду. Пока что на рынке нет достойной замены чугуну и алюминиевому сплаву, поэтому покупайте любой казан и с удовольствием им пользуйтесь.

174
Автор поста оценил этот комментарий

...то чувство, когда гопник в подворотне неосмотрительно осведомился у Вассермана "который час", и неожиданно для себя получил средне-техническое образование))

А я автора ваще ни о чём не спрашивал, но кайфую от развёрнутой лекции про казаны.

Спасибо!

раскрыть ветку (1)
50
Автор поста оценил этот комментарий

И Вам спасибо!)

показать ответы
124
Автор поста оценил этот комментарий
Шедеврально! Этот пост будет зачитан на летучке завтра утром. 10 человек узнают о казане много нового. Новороссийск, ЧТН.
раскрыть ветку (1)
36
Автор поста оценил этот комментарий

Спасибо!)

показать ответы
16
Автор поста оценил этот комментарий
Нормально сбавляем..
Иллюстрация к комментарию
Иллюстрация к комментарию
Иллюстрация к комментарию
Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку (1)
23
Автор поста оценил этот комментарий

Очаг из барабана стиральной машины?

показать ответы
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

А, вы что-то вроде проповедника?

Тема посуды довольно специфична, не всем оно надо

раскрыть ветку (1)
15
Автор поста оценил этот комментарий

Нет. Я не проповедник.))  Писалось именно для тех кому оно надо и тех, кто хотел бы больше знать про казаны..

показать ответы
7
Автор поста оценил этот комментарий
А у меня ТАПОиЧ'евский! И... Тоже просрали завод.
раскрыть ветку (1)
15
Автор поста оценил этот комментарий

Там я практику в столовых проходил. На территории завода было  более 30-ти столовых.

показать ответы
18
Автор поста оценил этот комментарий

Готовил плов в алюминиевых казанах. Получалось неплохо. Заглядывал я на чугунные. Постоянно денег не хватало. И ещё немного пугал их вес. А теперь оказывается никакой разницы нет. Прям не знаю, как дальше жить.

раскрыть ветку (1)
14
Автор поста оценил этот комментарий

Знаю людей которые готовят прекрасный плов в алюминиевых и тех, кто шавлю вместо плова в чугунных стряпают. Дело в руках, а не в посуде.)

показать ответы
25
Автор поста оценил этот комментарий

Ну теперь я точно знаю зачем мне в доме столько казанов !

Ну и заодно привет Юнус-Абаду, Сергилям, Кара-Камышу, Черданцева....

Всем короче !

раскрыть ветку (1)
14
Автор поста оценил этот комментарий

Спасибо. Я жил на Юнус-Абаде.

показать ответы
46
Автор поста оценил этот комментарий

Кстати как бывший начальник Ташсельмашовской котельной передаю привет всем операторам и сантехникам. Жаль распилили такой прекрасный завод.

раскрыть ветку (1)
14
Автор поста оценил этот комментарий

Завод был действительно прекрасный.

4
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий
Прям целый реферат тут настрочил
раскрыть ветку (1)
13
Автор поста оценил этот комментарий

То, что запомнил со своего реферата, то и написал.))

10
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

Очень интересный пост,плюсую.По поводу в чем вкуснее плов,колоссальная глупость.Очень люблю плов и довольно часто его готовлю,но когда разьезжался с женой казан остался у нее.Казан она категорически отказалась отдать ( алюминевый) ,а мне приперло приготовить плов .И я приготовил плов в стальной кострюльке с толстым дном,и не поверил себе,никаких отличий во вкусе я не ощутил.Есть у меня знакомый узбек Толубек или Толик,я его пригласил на плов и рис уде доваривался при нем.Он очень скептически отнёсся к кастрюльке,но попробовав сказал что разницы не видит.Так что не стоит тратить деньги на казан.Кстати казан на 8 литров я считаю универсальным и не понимаю зачем семьн даже из шести человек нужен казан на 20 литров.

раскрыть ветку (1)
12
Автор поста оценил этот комментарий

Не сомневаюсь. Мало того, я ел потрясающе вкусный плов из алюминиевой штампованной кастрюльки.) Готовил плов узбек-студент.

показать ответы
Автор поста оценил этот комментарий
Демагогия, не подкреплённая вообще НИЧЕМ. Диванная теория. Обладаю двумя чугунными, двумя алюминиевыми и одним старинным медным казанами. Больше нравятся чугунные и алюминиевые. Медный был бы неплох, но окисел заёбывает. Либо в масле держать постоянно. А оно со временем сами знаете, во что превращается. Но не об этом речь. Главное, как раз толщина дна и стенок. Для себя сделал вывод - идеальная толщина 9-10 мм. Тогда не пригорает. И если на газовой плите пламя можно регулировать достаточно гибко (здесь сойдёт и 5-6мм), то на костре это делать сложнее, поэтому толстые стенки позволяют равномернее распределять тепло, или хуэвознаит, как это работает. Но у меня ничего не пригорает, если готовлю трезвый, а не как сейчас тут пишу. Так то
раскрыть ветку (1)
22
Автор поста оценил этот комментарий

Тады звиняйте. С дивана  пультом готовлю.)) Медным без лужения вообще не советовал бы пользоваться. Травануться медью на раз можно. Чтобы в медном не пригорало, всегда в Средней Азии, снаружи днище обмазывали глиной, причем слой за слоем, после каждого приготовления.

10
Автор поста оценил этот комментарий
Я вообще не фанат и очень далеко живу от людей, которые ежедневно пользуют казаны,но вспомнился один случай десять лет назад.
как то дядя пригласил меня на субботний пикник,и там был дядин одногруппник, татарин, приехал в гости. И этот татарин пообещал сварить плов, если ему казан предоставят. На наши возражения, мол, накладно покупать чугунную блямбу джаст фан, татарин сказал, что не важно, из чего казан,можете хоть у соседей одолжить, вкус плова будет одинаков. Типо, приправы я вам в подарок привез, мясо на рынке куплю. С вас посуда.
ну мы с съездили в Мэтро, купили здоровенную дурынду из алюминия и... я не знаю, может я никогда не ела вкусный плов, но то, что приготовил на следующий день этот татарин, было просто божественно.
И для меня стало откровением,
что в алюминии можно вкусно готовить на открытом огне.
раскрыть ветку (1)
10
Автор поста оценил этот комментарий

Вот об этом как раз и писалось в статье.) Спасибо!

показать ответы
15
Автор поста оценил этот комментарий

Интересная статья! Вам в коллекцию осталось заполучить казан с другого конца света, из ЮАР. Наследие белых покорителей Африки - буров, надежно вошло и закрепилось в повседневной жизни. Называется «потхекос». Есть в доме практически у каждого юаровца. Но они бывают только из чугуна, из других металлов не видел.

Очень удобная штука в длительных путешествиях.

Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку (1)
10
Автор поста оценил этот комментарий

Меня всегда интересовали казаны из Средней Азии. Кстати, в Дагестане когда-то делали такие трехножники из бронзы. Часто и на Авито встречаются и на Аукцион.ру.

показать ответы
3
Автор поста оценил этот комментарий
Полез на авито после прочтения, посмотреть цены. Наткнулся на объявление о продаже старинного казана 1817 года, хотят 100 т.р.
Иллюстрация к комментарию
Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку (1)
8
Автор поста оценил этот комментарий

Это котлы уже советских времен.)  ПЗМЗ - Петровск-Забайкальский Металлургический Завод. Основан в 1789 году. До середины 20-го века именовался Петровским чугунно и железо-делательным заводом, и имел клеймение ПЗ. С обновлением мощностей и генеральной реконструкцией завода перед ВОВ, и в результате переименования населенного пункта Петровский Завод в Петровск-Забайкальский еще в 1926 году, предприятие стало именоваться ПЗМЗ. Соответственно, изменилось и старое клеймение. Так что 1817, как и 1876 и 1775 --это, скорее всего число твердости в кг/ мм2 из характеристики механических свойств Высокопрочного чугуна (ВЧ). Расшифровывается примерно так, наверное, как у алюминия.

https://www.retrov.ru/threads/ocenite-chugunnyj-kazan.50147/

показать ответы
5
Автор поста оценил этот комментарий
Любопытно) Значит продавец заблуждается и принял данное клеймо за год изготовления, без знаний подобным вашим я бы тоже подумал что это год, да собственно я и не сомневался увидев фото казана и клейма))
раскрыть ветку (1)
6
Автор поста оценил этот комментарий

Они наверняка знают, но товар на дурачка. Одному такому продавцу я писал насчет котла. Тот поблагодарил, но цену ту же оставил.))

4
Автор поста оценил этот комментарий
Та же самая история. При переезде из Узбекистана вопрос о том, что брать или не брать с собой казаны, даже не возник. Точно так же, как и мантышницу. 😀
раскрыть ветку (1)
6
Автор поста оценил этот комментарий

Это первое, что грузилось в контейнеры.)

показать ответы
6
Автор поста оценил этот комментарий

Автор, спасибо за познавательную статью. К сожалению, такие грамотные посты не набирают много плюсов на Пикабу (в отличие от котиков, сисек и смешных историй), но именно такие, как ваша, тут нужнее всего.

раскрыть ветку (1)
5
Автор поста оценил этот комментарий

Спасибо большое! Статью писал не для плюсов, а чтобы "знахари" мозги людям не забивали байками и "лучшими в мире казанами "Эталон"".)

4
Автор поста оценил этот комментарий

Хлебозаводы так же еще в 70-80-х годах заменили чугунные формы для хлеба на алюминиевые. Вкус стал от этого хуже или хлеб стал пригорать?!

но ведь вкус и правда стал хуже...

раскрыть ветку (1)
5
Автор поста оценил этот комментарий

)) Вкус стал хуже не от форм. Знаю несколько человек у себя в городе, которые работают на хлебозаводе. Так вот тащут оттуда и масло и закваску и муку. И таких в каждом городе на любом хлебозаводе десятками. К тому же, сейчас хлеб выпекают из муки 5-й категории. С чего хлебу быть вкусным?

показать ответы
4
Автор поста оценил этот комментарий

Магнитятся только ковкий и высокопрочный чугуны, серый чугун - парамагнетик

раскрыть ветку (1)
5
Автор поста оценил этот комментарий

У меня наверное вместе с уличными, чугунных казанов штук 25. Проверил магнитятся все и каслинские и ташкентские  и наманганский, барнаульский тоже магнитится, хотя 2 года в сарае лежит новым, не обработанный и даже не заржавел.)

6
Автор поста оценил этот комментарий

Я так понимаю, самым оптимальным и безопасным был бы эмалированный казан. Такие вообще делают? Дома пользуюсь советской чугунной эмалированной утятницей - замечательная вещь.

раскрыть ветку (1)
5
Автор поста оценил этот комментарий

Толстостенные эмалированные кастрюли вроде и сейчас выпускают.Утятница(латка) ничем не хуже казана.

показать ответы
5
Автор поста оценил этот комментарий

Автор, спасибо тебе за этот пост! Теперь буду всех чугунофилов среди своих знакомых осаживать:)

раскрыть ветку (1)
5
Автор поста оценил этот комментарий

Кстати, американцы с удовольствием покупают у англичанина:  https://www.ebay.com/sch/i.html?_from=R40&_trksid=p23345...

1
Автор поста оценил этот комментарий
Точно ваше? На дзэне было.
раскрыть ветку (1)
5
Автор поста оценил этот комментарий

Посмотрите на название статьи на Дзене и мой ник.)

0
Автор поста оценил этот комментарий

Казан алюминиевый. Вроде не засран, но пригорает. Что нужно сделать?

Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку (1)
4
Автор поста оценил этот комментарий

Давно не заходил. Только увидел Ваш коммент. Причин может быть много. Во-первых, не вижу на дне хоть какого-то малого количества масла (не забывайте, это не тефлон). Во-вторых, возможно сильное пламя под казаном. В-третьих, возможно, что шершавая внутренняя поверхность у казана, поэтому прилипает и пригорает. В-четвертых, возможно, просто не помешивали блюдо во время приготовления ... Не любите масло, добавляйте немного воды в процессе готовки. Если поверхность шероховатая, полирните мелкой наждачкой.

5
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

Казан клёвый

Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку (1)
4
Автор поста оценил этот комментарий

В нем можно и на двоих приготовить и на 5000 человек.)))

6
Автор поста оценил этот комментарий

Не скажу, что мне очень интересна тема казанов (честно говоря, до этого поста вообще о них не задумывался), но совесть не позволяет оставить пост без плюса — за основательность подхода.

раскрыть ветку (1)
4
Автор поста оценил этот комментарий

Спасибо.

5
Автор поста оценил этот комментарий
Я купил украинский фирмы ситон 12л, оч доволен
Иллюстрация к комментарию
Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку (1)
4
Автор поста оценил этот комментарий

Вполне достойная "азиатская чаша".

показать ответы
2
Автор поста оценил этот комментарий
Ты похоже сюда свой реферат скопипастил. )))
а азербайджанский алюминиевый казан применялся в основном для варки риса для азербайджанского плова.
приготовить на нем что то в масле или жире - проблематично.
прожил в Баку достаточно долго и за слова отвечаю )))
Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку (1)
4
Автор поста оценил этот комментарий

Нет. Это то, что я запомнил.)) На том, что слева на фото, готовил без проблем, он толстостенный литой. Тот что справа, штамповка. Лежит просто в коллекции.

показать ответы
4
Автор поста оценил этот комментарий

Сначала был чугун, но я с ним честно заебался, тяжелый, в раковине мыть сложно, дно царапает керамику плиты, в общем переехал он у меня на дачу довольно быстро :)

раскрыть ветку (1)
4
Автор поста оценил этот комментарий

Чугун в доме очень не удобен, а для дачи и открытого воздуха в самый раз.

показать ответы
Автор поста оценил этот комментарий

хм... а в дзене это вы или наоборот? Я в дзене этот-же вопрос задам.

раскрыть ветку (1)
4
Автор поста оценил этот комментарий

В Дзене под статьёй прочтите, чья статья и вопросы отпадут.)

показать ответы
Автор поста оценил этот комментарий

хочу завтра на дзене спросить.

раскрыть ветку (1)
6
Автор поста оценил этот комментарий

Спросите.) Там моя статья. Просил автора канала, чтобы опубликовал.

4
Автор поста оценил этот комментарий

Спасибо, автор, это очень интересный и информативный пост. Со всеми вашими выводами про казаны(фетиш, элитизм, эксперты...особенно для России) и готовке в них, согласен на все сто. Сам пришёл к этому на интуитивном уровне с опытом, хотя вообще не повар, и готовлю для себя или друзей. Первый раз приготовил плов лет пять назад(ну, не было раньше необходимости), предварительно перелопатив весь интернет, выводя основные принципы, пока вся инфа не осела в голове плотным слоем. С первого раза идеально, без конкретного рецепта, пропорции абсолютно по памяти и своим ощущениям. В этот вечер были друзья, чьи подруги решили, что я всю жизнь его готовил, и потом долго переспрашивали советы. Сейчас готовлю раз в месяц, чтобы не надоел, понятное дело. Короче, я бы не взялся сам это формулировать, основываясь только на своих внутренних ощущениях и догадках, но в процессе чтения, было приятно соглашаться с вами, как со своими мыслями.

Сейчас ночь, и меня сильно несёт на бóльшую простыню(много букв), но останавливаю себя.

Ещё раз спасибо, и отдельное за экскурс в историю.

раскрыть ветку (1)
3
Автор поста оценил этот комментарий

И Вам спасибо! Рад, что статья понравилась.

3
Автор поста оценил этот комментарий
У мамы алюминиевая толстостенная кастрюля лет 30 без нареканий. Она считает, что это чугун. Именно потому что без нареканий
раскрыть ветку (1)
3
Автор поста оценил этот комментарий

И не просто какой-то там чугун, а белый чугун.))

3
Автор поста оценил этот комментарий

Что за тяжёлые советские кастрюльки с белым покрытием внутри? Всю жизнь у нас на кухне.

раскрыть ветку (1)
3
Автор поста оценил этот комментарий

Возможно чугунные эмалированные.

3
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

Да но в статье приводятся примеры плоских и тонких Казанов.

раскрыть ветку (1)
3
Автор поста оценил этот комментарий

Приводятся примеры того, что даже в тонкостенных и с плоским дном, можно с таким же успехом готовить, как в толстостенных "азиатских чашах".

3
Автор поста оценил этот комментарий
Я про такой. По крайней мере 26 лет моей жизни меня окружали ТОЛЬКО такие казаны.
а весть Азербайджан я объездил вдоль и поперек.
Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку (1)
3
Автор поста оценил этот комментарий

Слева тоже азербайджанский 60-х годов.

Иллюстрация к комментарию
6
Автор поста оценил этот комментарий
Земляк! Привет от 20 квартала!
раскрыть ветку (1)
3
Автор поста оценил этот комментарий

Жил на 19-м квартале. Тоже всем привет ташкентцам!

показать ответы
4
Автор поста оценил этот комментарий

На даче чугунный, в квартире алюминий по 6л, вполне доволен

раскрыть ветку (1)
3
Автор поста оценил этот комментарий

Согласен. Для квартиры лучше алюминия еще не придумали.

показать ответы
Автор поста оценил этот комментарий

не обижайтесь только, люди разные бывают. Надеюсь, что всё по честному.

раскрыть ветку (1)
3
Автор поста оценил этот комментарий

Не обижаюсь.) И всё прекрасно понимаю.

12
Автор поста оценил этот комментарий
Так это алюминий же.
раскрыть ветку (1)
5
Автор поста оценил этот комментарий

Первое видео смотреть с 21:24

Второе с 43-й секунды

Предпросмотр
YouTube29:45
Предпросмотр
YouTube28:37
6
Автор поста оценил этот комментарий

Прикольное слово- мантышница))) Мантоварка которая ?

раскрыть ветку (1)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Кстати, в Ташкенте, многие так и называют - мантышница.) Но если быть уж очень правильным, то -  манты казан.

9
Автор поста оценил этот комментарий

Вот про шавлю-как про меня сказали. Хоть в чугунном, хоть в аллюминиевом, хоть в икеевском воке либо шавля, либо рис сырой, либо зервак невкусный( А вот брат двоюродный умудрялся в чайнике на костре приготовить отличный плов...Как так-то, а?!

А ещё с детства мучает вопрос, но за 20 лет жизни в Ташкенте, к своему стыду, в музей ни разу не попала. Может вы знаете, почему в национальном фольклоре так важно количество ушек на казанах? Сейчас в моменты ностальгии с удовольствием смотрю видеолекции Бориса Голендера, но про казаны пока ничего более информативного и интересного, чем ваш пост, не видела. Благодарю за труд!

раскрыть ветку (1)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Честно говоря не задумывался.) Сейчас и с двумя ушками "азиатские чаши" производят и при СССР с двумя ушками часто встречались. Скорее всего, чтобы на очаге лучше держаться. А может 4 стороны света символизируют.))

Автор поста оценил этот комментарий
Ни одно Ваше предложение не связано с моим комментом. Я вам про ритуалы с чугунякой, вы мне про зиму, я про то что мультиварка это рисовая каша, вы мне про алюминий с чугуном. Умейте читать по строкам
раскрыть ветку (1)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Много я из статьи выкинул, дабы не утомлять читателя. Там было такое предложение: "Народу больше нравится сам процесс подготовки, чем самой готовки."  Думаю, наверное зря удалил.)

1
Автор поста оценил этот комментарий

И хорошо бы было рассказать портят ли казаны плиту. Потому что варочные панели иногда не подходят к отдельным видам казанов. Или в духовке лучше?

раскрыть ветку (1)
2
Автор поста оценил этот комментарий

"Азиатские чаши" не адаптированы под плиту, хотя сейчас некоторые производители делают именно под плиты с плоским дном. Такую форму я не люблю. Но они подходят для индукционных плит,  имею ввиду чугунные. У меня дома газовая плита, казанами ее не испортил.) В духовку казан без проблем можно ставить. Многие даже в ней плов томят.

0
Автор поста оценил этот комментарий
Купила маленький чугунный казан. А еда в нем черная. Я его прокаливала, бесполезно, потом психанула, закинула в чулан, он там весь покрылся ржавчиной. Я так понимаю с ним ни чего нельзя сделать? Только выкинуть?
раскрыть ветку (1)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Здравствуйте. Я ниже отвечал на подобный вопрос.Скопирую тот ответ:

Зачем же выкидывать. Способов очистки куча. Можно отнести на пескоструйную обработку, а можно самому от ржавчины избавиться. Продают металические крацовки на дрель и на УШМ. Ржавчину на ура удаляют. Но сначала рекомендую казан обжечь от старого нагара. Прокалить его как следует, тогда и счищать значительно легче будет.

По обработке. Вбейте в поиске на YouTube:

Чугунная Посуда Восстановление Обработка Уход. Сare of cast iron. Выпуск №414

Обработка Чугунного Казана. Выпуск №485

ОБЖИГ УЗБЕКСКОГО КАЗАНА НА 22 ЛИТРА

Выберите из них более приемлемый для Вас способ обработки. Я например использую льняное масло.

После обработки желательно приготовить в казане пару раз блюда в которые не добавляют воду. Например пожарить в нём картошку фри. И конечно же, после того как помыли, обязательно просушивать и смазывать маслом.

показать ответы
0
Автор поста оценил этот комментарий

А можно поподробнее про бумажку под крышкой? Как таким образом ровность проверяется?

раскрыть ветку (1)
2
Автор поста оценил этот комментарий
Предпросмотр
YouTube29:52
показать ответы
2
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий
10.000 сум это сколько в рублях и в какие годы? Просто любопытно.
раскрыть ветку (1)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Наверное 100 000 сум? На сегодняшний день сумма составляет 744 рубля. Картинки конца сентября текущего года. Там сверху дата выставления.

1
Автор поста оценил этот комментарий
Узнал новое слово казан-кабоб. Надо попробовать приготовить. Есть какие-то секреты в приготовлении?))
раскрыть ветку (1)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Нет там никаких секретов). На Ютюбе много видео, как готовят это блюдо.

3
Автор поста оценил этот комментарий

А сейчас еще модными стали сковородки вок, чем они от казана отличаются? И для костра я так понимаю они не подходят? Только для плиты?

раскрыть ветку (1)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Вок хорош для быстрой обжарки на сильном огне. На безрыбье может заменить казан.

показать ответы
2
Автор поста оценил этот комментарий

С алюминиевым всё оки, он ж алюминиевый. А вот с чугунным. С чугунным что-то странное. На дне выжареный до металла, так сказать, выше - кромка из нагара, чёрная копоть - песком не ототрешь, а по краю вообще ржа пошла. И выкинуть жалко, и в порядок привести не знаю как.

раскрыть ветку (1)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Зачем же выкидывать. Способов очистки куча. Можно отнести на пескоструйную обработку, а можно самому от ржавчины избавиться. Продают металические крацовки на дрель и на УШМ. Ржавчину на ура удаляют. Но сначала рекомендую казан обжечь от старого нагара. Прокалить его как следует, тогда и счищать значительно легче будет.  По обработке. Вбейте в поиске на YouTube:

Чугунная Посуда Восстановление Обработка Уход. Сare of cast iron. Выпуск №414

Обработка Чугунного Казана. Выпуск №485

ОБЖИГ УЗБЕКСКОГО КАЗАНА НА 22 ЛИТРА

Выберите из них более приемлемый для Вас способ обработки. Я например использую льняное масло.

После обработки желательно приготовить в казане пару раз блюда в которые не добавляют воду. Например пожарить в нём картошку фри. И конечно же, после того как помыли, обязательно просушивать и смазывать маслом.

2
Автор поста оценил этот комментарий
Спасибо. После прочтения статьи осознал, что мне нужен алюминиевый казан 8л НО плита у меня индукционная :( или есть и такие казаны?
раскрыть ветку (1)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Если плита индукционная, то алюминий не подойдет. Нужно будет тогда еще металлический адаптер к казану покупать.

1
Автор поста оценил этот комментарий
а если казан не металлический, а типа силикатный, как обычная тарелка? это уже не казан?
раскрыть ветку (1)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Почему?! Раньше вообще в глиняных казанах готовили. Если он расчитан под высокие температуры, почему бы и нет.

3
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

Сейчас на каждом углу продаются толстостенные кастрюли типа Berhgoff и прочие. Из нержавейки, с усиленным дном. Это и есть казан?

раскрыть ветку (1)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Я их не видел, но думаю, что казан вполне заменят.

показать ответы
2
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

Чем казан отличается от кастрюли?

раскрыть ветку (1)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Фактически почти ничем, только лишь толщиной дна и стенок.

показать ответы
Автор поста оценил этот комментарий

не обижайтесь только, люди разные бывают. Надеюсь, что всё по честному.

раскрыть ветку (1)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Из неопубликованного.)) https://images.vfl.ru/ii/1602606752/0428cf73/31926605.jpg

1
Автор поста оценил этот комментарий
А я все равно сторонник чугунного казана. Прокаливать его, наносить слой масла это вечные ритуалы перед приготовлением плова. И уж тем более плов будет отличаться от готовки на улице на дровах, от приготовленного дома в жаровне, и прости святой казаний, в мультиварке!
раскрыть ветку (1)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Впереди зима и морозы. Вы будете в это время года выносить казан на улицу и готовить плов на дровах? Я не видел ни одного гурмана, который мог бы в слепом тесте отличить плов приготовленый в чугунном или алюминиевом казане.

показать ответы
1
Автор поста оценил этот комментарий
Да-да! Я специально перед отъездом на даче их обожгла, почистила и чистенькие убрала в коробки. Ох как они выручают сейчас!
раскрыть ветку (1)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Еще как выручают.)

1
Автор поста оценил этот комментарий
Я на ташсельмаше, 22 авиагородок)) привет земеля)
раскрыть ветку (1)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Привет, земляк!

1
Автор поста оценил этот комментарий

Похоже, последние лет 30 там раствор месили.

раскрыть ветку (1)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Одно время в Казахстане их много продавали. Столько к ним баек придумывали, типа казан был найден в горах Тянь-Шаня, кому-то от прапрадеда остался. Вот тут тоже продают такой котел: https://www.olx.kz/obyavlenie/kazan-1815-goda-pzmz-IDbGTYC.h...

1
Автор поста оценил этот комментарий

ТС, смотрю данная тема Вам очень небезразлична)

Поэтому может будет интересно:

чугунный казан датирован 13-14 век н.э. Золотая Орда

Место находки - Киевская область, Переяславский район

Иллюстрация к комментарию
Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку (1)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Спасибо. Очень интересно. А кто его теми годами датировал? Как я понимаю, это коп?

показать ответы
1
Автор поста оценил этот комментарий
Точно, в детстве три варианта названия слышал, а уже взрослым про мантышницу узнал
раскрыть ветку (1)
1
Автор поста оценил этот комментарий

https://www.olx.uz/list/q-мантышница/ В Узбекистане так и называют.)

показать ответы
0
Автор поста оценил этот комментарий

Бляяя, кастрюлю проверяют так, как будто это деталь для космической ракеты с микронными допусками...

Наверное, именно для таких покупателей выпускают кабели с позолоченными контактами.

раскрыть ветку (1)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Многое из статьи выкинул, чтобы не утомлять читателя. Были такие строки: " Казан не космический корабль и не прибор высокой точности, а всего лишь обычная жаровня. Все будет зависеть не от сплава, формы или производителя, а от качества продуктов и вашего умения готовить."

1
Автор поста оценил этот комментарий
Вот этот 414й выпуск считаю лучшим мануалом по чугунной посуде.
раскрыть ветку (1)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Согласен. Для сковородок и домашних казанчиков этот способ самый лучший. Большой казан в духовку не засунешь, поэтому для таких казанов только выпуск  №485.

4
Автор поста оценил этот комментарий

Автор молодчина, все прекрасно и доходчиво описал. Я как промоутер на магазине, не имея возможности описывать мат часть стихами на 2 дня, просто перестал убеждать людей что алюминий лучше - просто даю покупателю поддержать тяжеленную чугунную продукцию. 

раскрыть ветку (1)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Я бы не сказал, что алюминий лучше чугуна, а вот, что он практичнее, это-да.

3
Автор поста оценил этот комментарий
Я надеюсь, вы поняли, что это была ирония.
раскрыть ветку (1)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Я понял, но на всякий случай ответил, для тех, кто захочет поинтересоваться всерьез.)))

2
Автор поста оценил этот комментарий

Может в шарообразных казанах перемешивать удобнее, чем в традиционных? Или традиционный чем-то функционально отличается?

раскрыть ветку (1)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Просто тогда медные казаны были не каждому по карману, а чугун был самым дешевым сплавом. Почему все употребляют фразу "перемешивать удобнее"? Вы же не цемент с щебенкой в корыте перемешиваете.) Во все времена кто-то не мог медным пользоваться, кто-то чугунным, кто-то алюминиевым... Поэтому сейчас казаны на любого потребителя.

показать ответы
Автор поста оценил этот комментарий

как Вас зовут на дзене? Надо бы сверить

раскрыть ветку (1)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Так же как и здесь Blaik.

показать ответы
2
Автор поста оценил этот комментарий

Да таких-то везде полно. Я именно про казан.

раскрыть ветку (1)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Под термин казан любая кастрюля подходит. Вы имеет ввиду "азиатскую чашу"?

Автор поста оценил этот комментарий
Ссылка внизу
раскрыть ветку (1)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Конечно моё.) На Дзене я просил, чтобы мою статью опубликовали.

показать ответы
2
Автор поста оценил этот комментарий

Отличный пост, ТС молодец.

раскрыть ветку (1)
0
Автор поста оценил этот комментарий

Спасибо.)

1
Автор поста оценил этот комментарий
Блин, прочитал и чёт лагман захотелось с патыром...
раскрыть ветку (1)
0
Автор поста оценил этот комментарий

Так приготовь.)) Я в месяц по 2-3 раза лагман готовлю.)

показать ответы
0
Автор поста оценил этот комментарий
Ну хорошо. У меня казан не магнитится (проверил). А потом вспомнил, что на огороде стоит советская чугунная ванна. Сейчас взял магнит и проверил. Отлично прилипает. Вопрос - из какого чугуна отлита ванна?
раскрыть ветку (1)
0
Автор поста оценил этот комментарий

Казан Ваш наверное из "белого чугуна", то бишь алюминиевый?) Мои чугунные все магнитятся, и казан царских времен, казаны советских времен,и даже, современные. Чугунные ванны изготавливаются из серого чугуна марки СЧ10 или СЧ15 по ГОСТ 1412-85. Ванны и другие чугунные эмалированные изделия в СССР изготавливали из серого чугуна марки СЧ 12-28 или СЧ 15-32 (ГОСТ 1412—70). Все эти ванны магнитились.

показать ответы
4
Автор поста оценил этот комментарий

Магнитятся только ковкий и высокопрочный чугуны, серый чугун - парамагнетик

раскрыть ветку (1)
0
Автор поста оценил этот комментарий

Сейчас не поленился, сходил в сарай, проверил барнаульский казан из марки чугуна СЧ-15. Магнитится только так.

0
Автор поста оценил этот комментарий

Я металловедение в Политехе проходил. Диаграмма железо-углерод до сих пор перед глазами стоит =)

раскрыть ветку (1)
0
Автор поста оценил этот комментарий

Вся советская чугунная посуда магнитится. Что казаны, что сковороды.

3
Автор поста оценил этот комментарий
Полез на авито после прочтения, посмотреть цены. Наткнулся на объявление о продаже старинного казана 1817 года, хотят 100 т.р.
Иллюстрация к комментарию
Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку (1)
0
Автор поста оценил этот комментарий

Не такие, но не особо давно, продавались с хранения и не очень дорого.

Иллюстрация к комментарию
Иллюстрация к комментарию
1
Автор поста оценил этот комментарий

Похоже, последние лет 30 там раствор месили.

раскрыть ветку (1)
0
Автор поста оценил этот комментарий

И такой же еще и на Авито:  https://www.avito.ru/omsk/posuda_i_tovary_dlya_kuhni/chugunn...

0
Автор поста оценил этот комментарий

соседка в 90-х купила новый казан, решила в нем хлопковое масло прокалить, так он расплавился, вот огненное шоу было)) благо на улице на костре это делала.

раскрыть ветку (1)
0
Автор поста оценил этот комментарий

Как казан мог расплавится с маслом? Можно в бумажном стакане воду вскипятить и стакан не сгорит. Может она алюминиевый казан на долгое время пустым на костре оставила, а масло забыла налить?)

показать ответы
0
Автор поста оценил этот комментарий

Не за то питам. А имеет ли традиционный казан неко преимущество?

раскрыть ветку (1)
0
Автор поста оценил этот комментарий

Не думаю, что у него есть какие-то приимущества. Посмотрите видео:

Предпросмотр
YouTube28:30
Предпросмотр
YouTube14:42
Автор поста оценил этот комментарий
а почему остывшую пищу надо сразу перекладывать? Это какой-то казанофильский прикол или реально вредно?
Мы вот тупо берем свой небольшой казан с остывшим ужином и кладем его в холодильник, без перекладывания.
раскрыть ветку (1)
0
Автор поста оценил этот комментарий

https://www.litteh.ru/stati/mozhno_ili_nelzya_khranit_edu_v_...


https://yandex.ru/q/question/food/pochemu_prigotovlennuiu_pi... приготовленную пищу нельзя хранить в алюминиевой посуде?,-Кулинария+2&text=В такой посуде не следует,препятствует взаимодействию металла с пищей.

6
Автор поста оценил этот комментарий

Прикольное слово- мантышница))) Мантоварка которая ?

раскрыть ветку (1)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Да! Ну я то в доме живу, а тем кто в квартирах конечно не очень удобно.

раскрыть ветку (1)
0
Автор поста оценил этот комментарий

Я тоже в доме живу. Но в доме пользуюсь алюминиевыми. Во дворе в чугунных готовлю.

4
Автор поста оценил этот комментарий
Не читаю дзен. Пикабу читаю. Рад, что здесь эта статья!
раскрыть ветку (1)
0
Автор поста оценил этот комментарий

Спасибо!

0
Автор поста оценил этот комментарий

Как выжаривать казан расскажите, мне не помешает.

раскрыть ветку (1)
0
Автор поста оценил этот комментарий

В смысле? На нем образовался сильный нагар? Казан чугунный или алюминиевый сплав?

показать ответы

Темы

Политика

Теги

Популярные авторы

Сообщества

18+

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Игры

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Юмор

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Отношения

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Здоровье

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Путешествия

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Спорт

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Хобби

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Сервис

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Природа

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Бизнес

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Транспорт

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Общение

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Юриспруденция

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Наука

Теги

Популярные авторы

Сообщества

IT

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Животные

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Кино и сериалы

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Экономика

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Кулинария

Теги

Популярные авторы

Сообщества

История

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Недвижимость и ремонт

Теги

Популярные авторы

Сообщества