387

Каталонская кремальера.

Каталонская кремальера. Железная дорога, Зубчатый рельс, Длиннопост, Каталония, Видео
Каталонская кремальера. Железная дорога, Зубчатый рельс, Длиннопост, Каталония, Видео

Слово "кремальера" "crémaillère"  имеет французские корни и возникло оно в далекие средние века на знаменитой французской кухне.

В то время в каждом доме был очаг-камин.

У него грелись, здесь же и еду готовили.

Мясо жарили на вертеле или на решетке.

Похлебку же варили в котле, который подвешивали над костром.

Ясно, что в процессе варки котел должен был опускаться ближе к огню или подниматься повыше, чтобы повар мог без опаски перемешать еду или добавить какие-либо составляющие. Для этого котел подвешивали на металлический стержень с крюком, укрепленный на специальной стойке (une crémaillè).

Каталонская кремальера. Железная дорога, Зубчатый рельс, Длиннопост, Каталония, Видео

Стойка была снабжена зубцами и несложным устройством, кремальерой, которое позволяло легким поворотом рукоятки перемещать стержень с подвешенным к нему котлом по вертикали.

Каталонская кремальера. Железная дорога, Зубчатый рельс, Длиннопост, Каталония, Видео

Котел выше — температура снижается, можно открыть крышку и попробовать, готово ли варево. Котел ниже — температура повышается, варка продолжается.


Современная хозяйка для этого поворачивает ручку на газовой или электрической плите. Средневековая повариха — крутила кремальеру.

Закрепление кремальеры было последним действием, которое совершали в доме строители, для того, чтобы дом можно было считать жилым.

После этого кремальеру проверяли — на очаге готовили праздничную трапезу.

Поэтому по-французски новоселье называется «подвешиванием кремальеры».

Каталонская кремальера. Железная дорога, Зубчатый рельс, Длиннопост, Каталония, Видео

Поэтому слово это легко «сбежало» с кухни на механическое производство и на транспорт. Кремальерами стали называть механические реечные передачи.

Эти передачи преобразовывали вращательное движение шестерни в поступательное движение рейки, находившейся с этой шестерней в зацеплении.

Или наоборот, перемещая зубчатую рейку туда-сюда, можно было поворачивать шестерню.


По-французски, по-испански, по-каталонски и по-итальянски горная железная дорога так и называется, «кремальера».

Каталонская кремальера. Железная дорога, Зубчатый рельс, Длиннопост, Каталония, Видео

На всю очень не маленькую и очень горную Испанию, а заодно и Португалию (то есть, на весь Пиренейский полуостров) приходится лишь две кремальеры: Cremallera de Montserrat и Cremallera de Nuria - и обе эти зубчатых железных дороги находятся в Каталонии.

Каталонская кремальера. Железная дорога, Зубчатый рельс, Длиннопост, Каталония, Видео

Кремальера Монсеррат наиболее доступна для большинства туристов: как явствует из её названия, расположена эта зубчатая дорога на знаменитой одноименной горе, всего лишь в 50-км от Барселоны, и позволяет преодолеть путь от подножия горы до уровня знаменитого монастыря Монсеррат, где хранится образ почитаемой во всем мире Мадонны Монсерратской.

Каталонская кремальера. Железная дорога, Зубчатый рельс, Длиннопост, Каталония, Видео

Монсерратская кремальера была открыта б октября 1892 года и первоначально обслуживалась паровозами с зубчатой передачей.

После постройки канатной дороги Aeri de Montserrat в 1930 году и аварии в 1953 году, дорогу было решено закрыть, что было и сделано в 1957 году.

Однако позже её было решено восстановить, так как канатная дорога просто не справлялась с пассажиропотоком.

В 2003 году состоялось повторное открытие зубчатой железной дороги.

Длина Cremallera de Montserrat составляет 5 километров, которые поезда преодолевают за 15 минут и включает 3 станции.

Около километра железной дороги проходит по равнинному участку и не имеет зубчатой передачи.

Каталонская кремальера. Железная дорога, Зубчатый рельс, Длиннопост, Каталония, Видео
Каталонская кремальера. Железная дорога, Зубчатый рельс, Длиннопост, Каталония, Видео

Ширина колеи - 1000 мм.

Максимальный уклон - 15.6%.

Напряжение в контактной сети - 1500V постоянный ток.

Скорость - 30 км/ч на зубчатом участке, 45 км/ч на обычном.

Каталонская кремальера. Железная дорога, Зубчатый рельс, Длиннопост, Каталония, Видео

Вторая из каталонских кремальер: Cremallera de Nuria - помоложе, покруче, подлиннее.


Эта дорога открылась в 1931-м году и с самого начала своей эксплуатации работала на электрической тяге.

Протяженность кремальеры Нурия - 12, 5 км, и за эти двенадцать километров вас поднимут более чем на километр по вертикали.

Колея 1000 мм.

Электрификация 1500 В постоянного тока.

Каталонская кремальера. Железная дорога, Зубчатый рельс, Длиннопост, Каталония, Видео
Каталонская кремальера. Железная дорога, Зубчатый рельс, Длиннопост, Каталония, Видео

Источник.

Найдены возможные дубликаты

+9

В статье забыли указать зачем вообще нужна эта зубчатая передача на ЖД. Оказывается при угле больше 8 градусов, силы трения между колесом и рельсом не хватает для нормального движения состава.

раскрыть ветку 2
+4

Как ни странно, первая железная дорога с зубчатыми рельсами была проложена в 1812 году в равнинном районе западной Англии.

Дело в том, что первые железнодорожники не вполне доверяли силе трения и опасались, что колеса локомотива будут проскальзывать, если их не сделать зубчатыми.)

раскрыть ветку 1
+1

Ах вот оно что! А то меня так заинтересовала эта тема, что пришлось искать в инете) Спасибо за разъяснения)

+7
Вот нафига там руль?
Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку 3
+3
Очевидно, чтобы рулить
+5

да не руль это),

на железной дороге это контроллер машиниста,очень упрощённо-"газ"

раскрыть ветку 1
+7
Не вводи людей в заблуждение - руль, значит рулить.
+5
А ещё кремальеры используют на многих хирургических инструментах.
Иллюстрация к комментарию
+4

Интересно, если зубчатая передача не используется на равнинах, как они синхронизируют зубья на входе?

раскрыть ветку 3
+2

наверно,никак,тихонечко на малой скорости подходят плюс смазка(ИМХО)

раскрыть ветку 1
+2

С таким модулем это жесть на удачу должна быть.

Если зуб на зуб попадет то все замнет нахрен аж поезд подпрыгнет.

0
Возможно подъезжают, останавливаются и синхронизируют.
+4

В правом нижнем углу этой пикчи происходит что-то интересное

Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку 3
+1

Там слева ещё тётенька готовиться ребёнка в котёл бросить.

раскрыть ветку 2
+1

*тся

раскрыть ветку 1
+2

А еще кремальера по испански - молния на одежде.

раскрыть ветку 1
+3

да,точно,молния-застёжка )

+1
Блин, неужели прямо на ведущее зубчатое колесо крутящий момент передается просто кучей клиновых ремней, судя по фото музейной колесной пары? Комбайн Нива отдыхает.
0
Волна зубчатых рельсов пошла?
0
Сперва показалось, что это какое-то пытошное устройство
0

А там ещё авария была нехилая. На верхнем фуникулере.

-1

износ наверное дикий

Похожие посты