Каталонская кремальера.
Слово "кремальера" "crémaillère" имеет французские корни и возникло оно в далекие средние века на знаменитой французской кухне.
В то время в каждом доме был очаг-камин.
У него грелись, здесь же и еду готовили.
Мясо жарили на вертеле или на решетке.
Похлебку же варили в котле, который подвешивали над костром.
Ясно, что в процессе варки котел должен был опускаться ближе к огню или подниматься повыше, чтобы повар мог без опаски перемешать еду или добавить какие-либо составляющие. Для этого котел подвешивали на металлический стержень с крюком, укрепленный на специальной стойке (une crémaillè).
Стойка была снабжена зубцами и несложным устройством, кремальерой, которое позволяло легким поворотом рукоятки перемещать стержень с подвешенным к нему котлом по вертикали.
Котел выше — температура снижается, можно открыть крышку и попробовать, готово ли варево. Котел ниже — температура повышается, варка продолжается.
Современная хозяйка для этого поворачивает ручку на газовой или электрической плите. Средневековая повариха — крутила кремальеру.
Закрепление кремальеры было последним действием, которое совершали в доме строители, для того, чтобы дом можно было считать жилым.
После этого кремальеру проверяли — на очаге готовили праздничную трапезу.
Поэтому по-французски новоселье называется «подвешиванием кремальеры».
Поэтому слово это легко «сбежало» с кухни на механическое производство и на транспорт. Кремальерами стали называть механические реечные передачи.
Эти передачи преобразовывали вращательное движение шестерни в поступательное движение рейки, находившейся с этой шестерней в зацеплении.
Или наоборот, перемещая зубчатую рейку туда-сюда, можно было поворачивать шестерню.
По-французски, по-испански, по-каталонски и по-итальянски горная железная дорога так и называется, «кремальера».
На всю очень не маленькую и очень горную Испанию, а заодно и Португалию (то есть, на весь Пиренейский полуостров) приходится лишь две кремальеры: Cremallera de Montserrat и Cremallera de Nuria - и обе эти зубчатых железных дороги находятся в Каталонии.
Кремальера Монсеррат наиболее доступна для большинства туристов: как явствует из её названия, расположена эта зубчатая дорога на знаменитой одноименной горе, всего лишь в 50-км от Барселоны, и позволяет преодолеть путь от подножия горы до уровня знаменитого монастыря Монсеррат, где хранится образ почитаемой во всем мире Мадонны Монсерратской.
Монсерратская кремальера была открыта б октября 1892 года и первоначально обслуживалась паровозами с зубчатой передачей.
После постройки канатной дороги Aeri de Montserrat в 1930 году и аварии в 1953 году, дорогу было решено закрыть, что было и сделано в 1957 году.
Однако позже её было решено восстановить, так как канатная дорога просто не справлялась с пассажиропотоком.
В 2003 году состоялось повторное открытие зубчатой железной дороги.
Длина Cremallera de Montserrat составляет 5 километров, которые поезда преодолевают за 15 минут и включает 3 станции.
Около километра железной дороги проходит по равнинному участку и не имеет зубчатой передачи.
Ширина колеи - 1000 мм.
Максимальный уклон - 15.6%.
Напряжение в контактной сети - 1500V постоянный ток.
Скорость - 30 км/ч на зубчатом участке, 45 км/ч на обычном.
Вторая из каталонских кремальер: Cremallera de Nuria - помоложе, покруче, подлиннее.
Эта дорога открылась в 1931-м году и с самого начала своей эксплуатации работала на электрической тяге.
Протяженность кремальеры Нурия - 12, 5 км, и за эти двенадцать километров вас поднимут более чем на километр по вертикали.
Колея 1000 мм.
Электрификация 1500 В постоянного тока.
В статье забыли указать зачем вообще нужна эта зубчатая передача на ЖД. Оказывается при угле больше 8 градусов, силы трения между колесом и рельсом не хватает для нормального движения состава.
Как ни странно, первая железная дорога с зубчатыми рельсами была проложена в 1812 году в равнинном районе западной Англии.
Дело в том, что первые железнодорожники не вполне доверяли силе трения и опасались, что колеса локомотива будут проскальзывать, если их не сделать зубчатыми.)
Ах вот оно что! А то меня так заинтересовала эта тема, что пришлось искать в инете) Спасибо за разъяснения)
да не руль это),
на железной дороге это контроллер машиниста,очень упрощённо-"газ"
Интересно, если зубчатая передача не используется на равнинах, как они синхронизируют зубья на входе?
наверно,никак,тихонечко на малой скорости подходят плюс смазка(ИМХО)
С таким модулем это жесть на удачу должна быть.
Если зуб на зуб попадет то все замнет нахрен аж поезд подпрыгнет.
В правом нижнем углу этой пикчи происходит что-то интересное
Там слева ещё тётенька готовиться ребёнка в котёл бросить.
*тся
Блин. Виноват. Случайная опечатка.
А еще кремальера по испански - молния на одежде.
да,точно,молния-застёжка )
А там ещё авария была нехилая. На верхнем фуникулере.
износ наверное дикий