Как задрот в армию ходил. Часть 24. Как я шить научился
Шитье для срочника в армии житейское дело. Каждый вечер необходимо подшивать воротнички. Это когда небольшой отрезок белой ткани складывают вдвое и обшивают воротник армейского кителя с внутренней стороны.
Постоянно отваливающиеся пуговицы на бушлате и кителе. Всего несколько учебных тревог и форма начинает сыпаться от количества автоматов, подсумков, противогазов и прочей экипировки. Вот тогда в первую очередь пуговицы и отлетают.
Бирки. Небольшой кусочек дерева, на котором значится порядковый номер бойца-владельца вещи. Пришивается бирка с помощью небольших отверстий к любому снаряжению. Бирки - самый большой ужас срочника перед строевым смотром. Бирки нужны везде: вещмешку, подсумку, подгранатнику, плащ-палатке, ОЗК и далее по списку. Порой кажется, что бирки не хватает только у самой бирки.
Эти бирки теряются и срываются похлеще пуговиц на бушлате. В конце концов они все одинаковые в отличии от бирок. Не дай бог в «полях» ты бирку свою потерял. Скорее всего тебя ждет внеочередной рейд на имущество соседней палатки, чтобы подготовиться к строевому смотру.
С шитьем у меня лично особые счеты. Подшивы и бирки я худо бедно освоил со временем, но вот однажды, в августе, на полевом выезде, я умудрился заснуть у костра и ночью в него закатиться. Да, в прямом смысле закатиться. Поразительно, что хрустящие армейские ватники (да, летом в Печенге лучше носить ватники, чем мучаться от холода), это такие широкие штаны с подкладкой против морозов, не загорелись полностью, а лишь слегка подгорели, оплавились и почернели.
Конечно, меня совсем не волновало то, что я чуть было не поджарился во сне. Меня больше беспокоило, что скажет старшина, когда увидит в каком состоянии мои штанцы. И не зря беспокоился. Старшина с любовью приложил меня прикладом автомата и сказал, что мне не поздоровиться, подожги я еще что-нибудь. Ну, если спать по 2 часа в сутки, то не можешь гарантировать, что не начудишь. Я вообще, когда очнулся от огня на ноге, просто потушил его песком у костра и продолжил спать.
Сюрприз ждал меня по возвращению в палаточный лагерь. Оказалось, что я умудрился прожечь не только ватники, но еще армейские штаны и комплект «белуги» - это комплект нательного белья вместо маек и плавок.
Если с белугой еще можно что-нибудь придумать, то пиксельные штаны будут необходимы для строевого смотра, где меня и порешат за их состояние. А «рожать» другие штаны в безлюдной местности радиусом в 30 км то еще удовольствие.
Но, прошло уже 5 месяцев с момента начала моей службы и я заметил в себе проявление армейской смекалки. Дыра была размером сантиметров 15-20 в окружности. Не шибко большая и не маленькая. Нужно где-то достать кусок пиксельной ткани и пришить.
Идея была гениальна - использовать армейские фальшь-погоны. Их носили даже рядовые, только без «лычек». Благодаря своей запасливости (а то вдруг дедушкам чего понадобится, а у меня нет), получилось отыскать штук 5 таких погонов.
Я принялся за дело. Шил в любое свободное время и даже стоя в строю перед столовой. Так как на выезде ты бегаешь 100 % времени и даже подшиваешься после отбоя в кромешной тьме под редкие язычки пламени из буржуйки. С моим то зрением в -5 штаны я, явно, осилить не мог.
Сначала по незнанию я пытался просто пришить заплатку на область поражения огнем, но быстро осознал, что штаны в том месте все еще понемногу обугливаются и ветшают. Заплатка просто отваливалась.
Затем я догадался разрезать внутренние швы погон и сделать заплатку в 2 раза больше, чтобы покрыть весь очаг разрушения. Получилось весьма сносно, но никто не научил меня грубым и плотным стежкам, когда иголку загоняешь в то же место, откуда ее достал. И так 3-4 раза. А еще лучше чтобы нитка была сложена вдвое или вчетверо. Дольше прослужит.
Отсутствие опыта, времени и криворукость подарила мне возможность зашивать эту заплатку на протяжении будущих 2 месяцев. Ежедневно. Если старшина видел изъяны или ему просто не нравилось - он отрывал заплатку вместе с мясом. И у меня прибавлялось работы.
Однажды перед подготовкой к строевому смотру я простоял в одной штанине 9 часов прямо в строю. На улице было 7-8 градусов.
Через 40 попыток я осознал, что заплатка выглядит весьма недурно и даже совпадает линиями со штанами, но старшина продолжал их рвать без пояснения причин. До меня дошло. Нужно вшить заплатку не сверху, как я это делал, а с внутренней стороны. Всего-то полтора месяца и исколотые до крови пальцы и на очередном осмотре старшина по привычке попытался выдернуть заплатку.
Каково же было его удивление, что взяться в том месте не за что. Разве что штанину отрывай. Я даже додумался с помощью куска стекла (даже не помню, где отыскал его, но знал, что пригодится) убрал следы выгорания и подравнял место пробоя до симметричных размеров.
С тех пор мне уже было не важно что шить. Армейский опыт показал, что даже криворукий ботан-задрот может научиться чему угодно. Достаточно лишь мотивировать его прикладом.
———————
Как задрот в армию ходил. Часть первая