Как я курьерил в Москве
Здравствуйте уважаемые пикабушники.
Осенью прошлого года мне пришлось сбежать в Москву от тех проблем и опасностей, которые я, в силу собственного, жизнеприобретеного, а не врождённого слабоумия, умудрился натворить.
В своих постах я до Нового Года обещал рассказать преамбулу тех событий, о которых рассказывал. Но как всегда мои обещания оказались пшиком и знай вы меня поближе, или будь моей мамой, друзьями или бывшей женой то и вовсе бы этому не удивились.
Я расчитывал продержаться до конца прошлого года, но сейчас уже лето следующего и пока я цел. Но так как кольцо сжимается все больше и больше(и мое тоже), то пока что я ещё имею доступ к телефону и интернету, я расскажу как жил эти полгода и все таки закончу эту историю.
Начать хотелось бы с курьерства. Потому что это то, что практически полностью заняло мое время на эти полгода. Я работал в Яндекс.Доставка и какое то время пробовал в Яндекс.Еда и Купер.
Для меня идеальным оказался первый вариант. Здесь в любое время можно выйти на линию и в любое время уйти с нее, в любой момент снять заработанные деньги и в конце осени и зимой оплата была действительно достойной. Я работал пешим курьером и, покупая проездной на 3 дня, заказы выполнял, большую часть пути преодолевая на общественном транспорте, который в Москве работает просто великолепно. Работая с 7 до 22 я мог заработать и 6 и 7 тысяч рублей. Весной же зарплата очень сильно просела и теперь за 3-4 тысячи приходится работать с раннего утра, до позднего вечера. Конечно, не всем такая работа подходит и за день приходится проходить большое расстояние и ты все время находишься либо на улице, либо в транспорте. Нужно подгадывать время для справления естественных нужд, а когда непрерывные заказы и ты куда то постоянно торопишься, это затруднительно. Однажды зимой меня продуло и видимо появился цистит, или что-то подобное, я к врачу не обращался. И мне каждый час нестерпимо хотелось в туалет и вот это было действительно проблемой. У меня даже была мысль выходить на смену в памперсах.
Ну так вот, что-то мы отвлеклись. Очень часто я работал по ночам, так как бывало, что давали бонусы за количество выполненных заказов и мне не хватало дневного времени и приходилось работать с 7 утра одного дня, до 20-22 следующего и потом ночь отсыпаться. И вот в одну из таких ночей было очень много заказов с комментариями "оставить возле двери", что вполне естественно, так как нормальные люди ночью спят, а не дежурят курьера, чтобы открыть ему дверь. И вот на следующее утро, я получаю сообщение от поддержки, что у меня заблокирован доступ к заказам на 7 дней, так как я не доставил какой-то из заказов. Больше они никакой информации не дают и мне оставалось только догадываться, что это был одна из ночных доставок, которую может кто-то забрал, может клиент сам что-то перепутал. В этом случае курьер оказывается абсолютно беззащитным, потому что клиент может сказать, что угодно, а курьеру даже не дают шанса оправдаться и как то разобраться. Ты не знаешь ни из-за какого заказа возникла проблема и даже когда это случилось.
Таким образом я на неделю остался без своей основной работы. Было принято решение попробовать поработать в Купере, как раз в то время везде было реклама Супер! Сбермаркет теперь Купер.
Я договорился на собеседование и на следующий день приехал в их офис на Земляном Валу. Там все прошло успешно и мне даже предложили стать велокурьером и заключить договор с Крути колеса. При выполнении определенного количества заказов в неделю твоя аренда составляет всего один рубль. Мне этот вариант понравился, я заплатил что-то около 350 рублей для оформления соглашения и получил свой электровелосипед. Сразу немного смутило, что он был не новый. Да он был идеально и до блеска вымыт и почищен, но все таки б.у. В комплекте шёл замок и дополнительный аккумулятор. Я счастливый, через полгорода поехал на нем в хостел и ещё не представлял сколько же бед и проблем я с ним натерплюсь.
На следующий день у меня был первый слот в купере и я вышел работать. Да, оплата за заказы была неплохая и на электровело было конечно легче и быстрее. Но сразу же выяснилось множество проблем. Во-первых, как мне объяснили, такая оплата идёт вначале для новичков, чтобы втянуть тебя в работу, со временем же оплата за такие же заказы действительно становилась меньше. Во-вторых, в этой системе ты заранее выбираешь слот и должен отработать его до конца, если не хочешь получить штраф. Но теперь то я не пеший, а с вело, у которого аккумуляторы, и со временем для меня стало вроде примерно понятно по сколько каждый из аккумуляторов отработает, но все равно, это надо очень точно подгадать, на сколько времени взять слот, чтобы хватило его отработать и потом ещё и доехать до хостела, на последнем издыхании аккума. Да, зачаствую это получалось и я последние 50 метров толкал его руками. А бывало что и нет, и эти 50 метров превращались в пару километров. И вроде бы логичный выход, бери слоты короче, с хорошим запасом. Но из-за этого же падает заработок, а там ещё такая система, что чем длиннее слот, тем больше ты получаешь за него бонус. И в идеале брать не менее 8 часов. А одного аккума как раз хватало где-то на 4 часа. Вот и получалось, что заряда на дорогу домой не оставалось, а система могла тебя закинуть совершенно в противоположный район Москвы, и приходилось как то хитрить, или в конце слота не брать заказ(что грозит штрафными санкциями) или оставлять велосипед там, где закончился слот, снимать аккумуляторы и везти их в руках в хостел, там заряжать и с утра привозить обратно.
Также проблему составлял холод. Я жалею, что не купил себе огромные рукавицы, какие видел и других курьеров. Вместо этого были приобретены вроде бы теплые варежки, но на деле они совершенно не спасали. Их хватало примерно на час работы, потом же они полностью продувались и ты на протяжении всего слота пытался поочереди греть руки, в то же время пытаться смотреть маршрут движения в телефон, принимать заказы и звонить клиентам. Это было действительно настоящим мучением.
Теперь что касается выплат. В Купере они производятся раз в неделю, по четвергам-пятницам за прошлую отработанную неделю. Поначалу оплата за заказы было очень достойной и я посчитал, что если так работать, то можно в месяц зарабатывать и 200-250 тысяч, при условии работы каждый день по 10-12 часов. Но опять же , количество часов, у меня были ограничены работой аккумулятора и я уже думал приобрести или взять в аренду третий аккум, но было непонятно куда его цеплять. Ко времени первой выплаты в Купере у меня откуда то появились корректировки -1500 и -2500. Оказалось, что первая сумма это за экипировку(сумка и куртка), хотя при получении об этом не было сказано ни слова, а вторая за электровелосипед, так как в первую неделю, я начал работать только со среды, я естественно не успел сделать нужное количество заказов для бесплатной аренды. Это конечно было неприятно.
Ну а потом начались самые главные проблемы с этим велосипедом. Он начал ломаться. Сначала я потерял ключ от замка на аккумуляторе. Это был мой косяк безусловно. Там система устроена так, что ты вставляешь аккумулятор в паз и поворачивая ключ в замке самого аккума ты его и фиксируешь, так как выдвигается металлическая задвижка, которая попадая в соответствующее ей отверстие не даёт аккуму выскочить при движении и также провернув ключ ты замыкаешь какие-то контакты и только тогда идёт питание в велосипед. И вот этот ключ, он от каждого акума разный и он у меня всегда был вставлен в замок и на канцелярской резинке прикреплен к самому аккумулятору.
И вот в один из дней, будучи на слоте, у меня разрядился первый аккумулятор и я собирался вставить запасной, но вдруг заметил, что на нём нет ключа. Таким образом я даже не мог его вытащить из паза и вставить вместо севшего. Мне пришлось преждевременно завершить слот, что впоследствии обернулось штрафом. Поддержка Крути колеса, сказала, что я могу привезти велосипед в один из их центров и мне за 650 рублей заменят замок. Все центры были очень далеко от меня и честно руки так и не дошли до этой поездки. Также можно было вызвать специалиста на дом, но для этого нужно было предоставить ему место в теплом помещении, что в моем случае было невозможно. Я решил пока что работать на одном аккумуляторе. Я брал слот с 8 до 11, по его окончании ехал домой, 5 часов заряжал аккумулятор и работал ещё один слот с 18 до 21. Через какое то время постоянно начала спадать цепь на велосипеде. В принципе можно было работать и со спавшей цепью, но во первых это было неудобно, а во вторых, обнаружилась ещё одна проблема. Начались сильные холода и так как велосипед ночью стоял на улице, то тормозные колодки за ночь примерзали и с утра было невозможно ехать, так как заднее колесо находилось в стопоре. И если цепь была в рабочем состоянии, то можно было помучавшись, нажимая на педаль ногой, а порой и прыгая на ней всем телом заставить его прокрутится и заработать. И так повторялось каждое утро, когда было хотя бы ниже -5.
Также со временем стала отходить розетка от кабеля велосипеда, который вставлялся в разъем аккумулятора. С каждым разом приходилось все сильнее и сильнее нажимать на нее, чтобы подавалось питание. И в один из дней я нажал особенно сильно на него и разъем в аккумуляторе провалился внутрь. И я остался с велосипедом, который не может никуда ехать. Сам я теперь не мог доехать до центра ремонта, и пригласить специалиста тоже, тем более на улице были дикие холода. Я на ближайшей велостоянке поставил его на замок и решил, что что-нибудь придумаю. В поддержку я написал, что велосипед сломан и ему необходим ремонт. Они мне опять повторили все условия, которые мне не подходили. Я опять начал работать в Яндекс.Доставка периодически проходя мимо велосипеда и убеждаясь что он ещё на месте. Так прошло около месяца. В приложении Купера у меня уже были большие минуса из-за того, что я не делал необходимое количество заказов для бесплатной аренды и мне начали приходить СМС, что бы я заплатил за аренду. Опять обратившись в поддержку, я спросил, могут ли они сами забрать велосипед, так как я от него отказываюсь. Они согласились и только через три недели со мной связались, уточнили точно где он стоит. Ключ от замка и самого велосипеда я заранее оставил в сумке, которая так все это время на нем и стояла. На этом, моя история с Купер и Крути колеса была закончена.
В следующем посте расскажу опыт работы в Яндекс.Еда и также несколько историй из курьерства. У меня опять ограничили доступ к заказам на три дня, так как заказ был поврежден, хотя я кучу раз им писал, что невозможно пешему курьеру на большое расстояние, донести напитки или кофе, которые в ресторане закрывают просто крышечкой, а не запечатываются сверху специальной упаковкой.