Как стать автомобильным дизайнером1
Этот текст основан на разговоре с одним родителем, который расспрашивал меня об этом. Решил, что негоже такой инфе пропадать, надо ее оформить и выложить куда нибудь в интернеты.
Итак, как же? Да берете и становитесь. Если сможете. Практика показывает, что скорей всего не сможете, но об этом позже. Что для этого нужно? В первую очередь большое желание, до степени фанатизма, иначе не потянете. Работать придется много и если это не ваше всё, то будете страдать и в итоге сольетесь.
Для начала нужно вобщем то немного. Листы А4, ручку и всё. Ну и немного теории, ведь мы не наобум рисуем автомобиль, а скорее простраиваем его, хорошо понимая, где какие элементы должны находиться. Это сильно потом уже все будет получаться как бы само собой.
Единого места, где можно было бы все узнать нету (ну кроме универа). По туториалам могу посоветовать вот эти каналы:
Серию видео этого чела. Да, там сами рисунки не очень хорошие, зато весьма доходчиво и очень подробно рассказаны правила построения. Поначалу именно так все и надо делать. Включаете субтитры и автоматический перевод на русский язык.
https://www.youtube.com/watch?v=nwyvKWWhgEo
https://www.youtube.com/watch?v=N254m8xrMW8
https://www.youtube.com/watch?v=gSfANYTFaxw
https://www.youtube.com/watch?v=qdjFH1baBxM
https://www.youtube.com/watch?v=sr9awYydRKM
Еще один канал. У него кстати в начале некоторых видео показаны очень хорошие разминочные упражнения, чтобы набить руку. Крайне рекомендую постоянно так тренироваться.
https://www.youtube.com/watch?v=C5TjU0yq-YU
https://www.youtube.com/watch?v=2goYbz9AlOM
https://www.youtube.com/watch?v=5rP8-6hbsfw
И еще один
https://www.youtube.com/watch?v=ndYzDZJpW0c
И шлифануть вот этим. Обратите внимание, что он простраивает автомобиль по сути так же, как и чел с канала Sketch A Day, просто у него уже все доведено до автоматизма, нет необходимости рисовать все эти линии построения и сразу уже есть понимание, что где и как будет.
https://www.youtube.com/watch?v=uzM74mH451E
https://www.youtube.com/watch?v=iLyFDM7gG1s
Важный момент в том, что большинство материала и общения с другими идет на английском. Вам нужно будет его выучить. Если хотите стать автодизайнером, то английский должен быть вашим самым главным предметом в школе, даже если вы не планируете никуда уезжать из России. Остальное чисто чтоб ЕГЭ сдать, а с английским уж постарайтесь. Вон из каналов выше половина — это корейцы, который английский не знают, вот они и молчат в видосах. Но у них там в Корее своя атмосфера)
Из книг я бы порекомендовал книгу H-point. Если кто-то мечтает рисовать машины, то это будет отличный подарок для него.
Есть школа автомобильного дизайна (https://vk.com/cardesignschool) для школьников. Вроде как неплохие ребята и у них есть несколько хороших роликов. Вообще крайне желательно найти единомышленников. Не знаю, есть ли какие-нибудь крупные паблики в рунете, но наверняка есть. Или выкладывать свои работы в инстаграм, найти там работающих автодизайнеров, которые могут дать какие-либо советы по работам или можно спросить их о репетиторстве. Для начала можете подписаться в инстаграме на блоги /gashetka_td и /cardesignworld, а дальше смотреть тех, кого они репостят в сториз .
Но это все дело второе. В первую очередь надо самому сидеть и рисовать. Самостоятельно разбираться что и как, самостоятельно разбирать ошибки в своих рисунках и думать, как сделать лучше, самостоятельно искать информацию. Не ждать, что кто-то вам что-то объяснит. Это действительно важно. Без такого внутреннего запала любое обучение будет просто-напросто бесполезным.
Начать можно просто с попыток хоть что-то нарисовать, главное рисовать много, потому как многие вещи приходят только с практикой и их сложно вот так вот объяснить. А если будет казаться, что никакого прогресса нету, то просто возьмите свой более ранний рисунок и сравните)
Ещё поначалу очень помогает копирование других работ. Или вообще даже стеклить: кладете на картинку сверху чистый листок, на просвет обводите основные моменты, а сверху уже накидывайте свой собственный дизайн. Но черт побери, не злоупотребляйте — это только для совсем уж начинающих и непозволительно даже для первокурсника. Но нормальная тема стеклить свои собственные работы, попутно исправляя ошибки.
Главное рисовать, рисовать, рисовать. Буквально не жалеть и марать своими рисунками по 500 листовой пачке в неделю. Вот не шучу – именно по столько. По количеству уделяемого времени это планка, к которой надо стремиться.
И купить хороших ручек — это важно. Хорошие — это те, которые не мажут, не сопливятся и реагируют на нажатие так, чтобы можно было рисовать линии разной толщины. Золотой стандарт — ручки BIC. С желтым корпусом или прозрачным. Они немного отличаются, сами порисуете и поймёте, какая вам больше по душе.
Есть и другие фирмы, но и BIC то вы не в каждом магазине найдете, а другие можно даже не пытаться. Это (листок и ручка BIC) то, что будет актуально всегда и то, чем вы будете пользоваться, даже уже работая дизайнером. Графические планшеты заменяют их не полностью. И ради всего святого, берите черного цвета. Никаких синих/зелёных/красных. Глаза вытекают от рисунков таких цветов.
Еще можете купить маркеры Copic или Chartpak. Да, дорого, но другие фирмы — полная дичь. Поначалу достаточно 4 маркера: светло серый, темно серый (ну ладно, можно ещё взять очень темно серый, но только не черный) и два оттенка одного цвета на ваш выбор, тоже посветлее и потемнее. Хотя куча ребят вообще обходятся двумя оттенками серого и бомбят крутые скетчи. Дёшево и сердито.
И возьмите специальную бумагу для маркеров тех же фирм. Рисовать можно и на обычной, но на специальной и цвета ярче получаются и маркеры тратятся не так активно (а закачиваются маркеры быстро)
Графический планшет до поступления покупать особо смысла не вижу, он не даст вам ничего, чего не могла бы дать простая ручка (но если у вас много денег, то берите конечно). Но в институте он точно понадобится с первого курса. И если покупаете, то важно сразу покупать хороший, иначе нету лучшего способа отбить желание рисовать. Минимальный уровень — Wacom Intuos формата А4. Его будет достаточно на все время универа. Размер А5 вы быстро перерастете, а А3 избыточен. Более дешёвые фирмы брать нельзя (в ту же топку и Wacom Bamboo), но можно купить б/у старые интуосы, если найдете. Даже старый коцаный intuos3 лучше любого современного неWacom, даже если это будет экранный планшет, а не обычный графический. В худшем случае заменил рабочую поверхность и наконечник у пера и всё. Как новый.
Планшеты Айпад и Самсунг брать можно, но только самые большие флагманы и только как второй планшет т.е. у вас уже есть ваком и нужно что-то, что можно взять с собой в дорогу. Это супер аще удобно. Но для начального обучения просто листочка и ручки хватает за глаза. Повторюсь, они будут актуальны всегда.
Перед поступлением в институт
Задумываться об универе лучше ещё за несколько лет до поступления. При поступлении как минимум один из экзаменов будет рисунок, поэтому уже надо будет уметь рисовать. Хорошей идеей будет позвонить на кафедру в институте и узнать, есть ли какие-либо курсы для абитуриентов и как на них попасть (как правило есть у всех). Или, повторюсь, найти автомобильного дизайнера, который согласится быть репетитором.
Художественная школа нужна. Диплом оттуда никто не спросит, но без художественных навыков будет гораздо сложнее. Это все-таки смежная область и многие знания оттуда вы будете использовать. На экзамене при поступлении помимо рисунка автомобиля везде есть академический рисунок и в самом универе будут академ и живопись (а если для поступления в универ нету художественных экзаменов, то задумайтесь, а туда ли вы идете и многому ли вас там научат) Но если никогда в художку не ходили, то это не приговор. Просто до поступления вам придется учиться тому же самому на каких-то курсах в гораздо более интенсивном темпе. Опять же бывают курсы при универе. У нас вот много кто не учился в художке, может быть дальше большинство.
Невероятно полезным будет поизучать Blender. Последние несколько лет в студиях идет тренд, что дизайнеров заставляют его учить, чтобы они сами сразу после рисунков уже накидывали в ней 3д черновые модели. Думаю через несколько лет это станет обязательным навыком во всех студиях, так что че тянуть) и в универе будет не менее полезным, тем более програмка относительно простая и туториалов миллион.
Образование
Профильное высшее образование понадобится в любом случае. Во-первых потому что при трудоустройстве будет нужен диплом. Вот прям тупо корочка. В него никто не заглянет, но его наличие обязательно. Причем если в России ещё как то можно придумать варианты с большим усложнением своей жизни, то за границей царство бюрократии и без корочки тебя даже рассматривать не будут, как бы круто ты не рисовал. Они просто по закону не могут тебя взять. А во-вторых чрезвычайно важно пройти через институт, через все это общение с единомышленниками, повариться во всей этой атмосфере. Ты узнаешь много маленьких деталей и тонких нюансов, которые ты не сможешь узнать никак иначе. Даже инстаграмное комьюнити не заменит универ - это все таки сильно вещь в себе.
Именно это, кстати, отличает студентов от самоучек. У последних всегда видно, что это самоучки и иной раз обидно за них, потому как заметно, что человек старается, вкладывает очень много сил и времени, но все это просто бессмысленно, потому что он не знает базовых вещей и всех этих маленьких, но очень важных нюансов, которые меняют все. И если сейчас ему рассказать, то ведь очень не факт, что он вообще готов их воспринять и переучиться. На практике ни разу не видел, чтобы самоучка достигал успеха или хотя бы получал работу по специальности. К сожалению.
В России есть 4 университета, в которых можно научиться автомобильному дизайну. У всех них есть общая проблема, свойственная всем универам в России. Неактуальная программа, старые преподаватели, не практикующие или того хуже — которые никогда и не работали профессиональными дизайнерами. Эти проблемы не полностью актуальны и многое прямо сейчас достаточно быстро меняется в лучшую сторону, но если ожидаете идеального обучения, то нет. Все не идеально. Многое придется искать и учить самостоятельно вне универа.
В Питере это Штиглиц, в Екатеринбурге - Уралгах. Универы хорошие, но, конечно, все относительно. Также их особенность в том, что там не автомобильный дизайн в частности, а транспортный в целом. Например, поезда и яхты — это транспорт. Автомобили там можно рисовать и рисуют, но на них нету акцента. В Москве есть кафедра в Строгановке, тоже транспортная. Лет 10 назад была идеальным вариантом. Очень сложно было туда попасть, было мало мест и много крутых выпускников, но со временем кафедра скатывалась и сейчас чему-то учит, но давненько уже я не видел оттуда по настоящему сильных выпускников.
Ещё в Москве есть кафедра в Московском Политехе/МАМИ. Кафедра именно автомобильного дизайна (но у них есть ещё и кафедра промышленного дизайна). Лучшая в России кафедра, которая активно развивается и оттуда постоянно выходят сильные ребята, которые находят работу и поступать надо именно туда... сказал бы я до пандемии. Последние несколько лет этот универ объединяли с многими другими и сейчас все активно оптимизируют до такой степени, что неизвестно, выживет ли вообще эта кафедра. Если выживет, то я всё ещё советую смотреть в первую очередь на нее, но все быстро меняется и надо звонить и спрашивать у них лично, какие перспективы прямо сейчас. Быть может, темные времена уже прошли и все у них будет хорошо.
Поэтому по приоритету я бы рассматривал так:
1. Московский Политех
2. СПГХПА им. А.Л.Штиглица
3. МГХПА им. С.Г. Строгановка или УралГАХ
Среди иностранных универов я бы выделил два
Университет в Пфорцхайме
https://designpf.hs-pforzheim.de/en/study_programs/ma_progra...
И Арт Центр в Пасадене
http://www.artcentertrans.com/
Это, конечно, топчики. Конкурс запредельный, учиться тяжело, даже со скидками обучение невероятно дорогое и ты уже должен уметь много чего, просто чтобы попасть туда. Зато выпускникам гораздо проще найти работу потом. (В пфорц есть вариант попасть даже бесплатно, но вы хотя бы платно попадите, а чтобы за так взяли это я не представляю, каким монстром надо быть)
И вот список других универов, но он скорей для галочки. Эти универы ничем не лучше российских, а многие даже хуже, с соответствующими шансами потом найти работу, но пусть тоже тут будут.
https://www.umu.se/en/education/master/masters-programme-in-...
https://strate.in/program/transportation-design/
https://en.hongik.ac.kr/front/hakkwainfoview.do?campusGubun=...
Некоторые, например, 4 года учатся в России, а потом на магистратуру поступают в пфорцу – вполне себе нормальный вариант.
Работа
Идеальным сценарием будет если вы ещё во время обучения в институте попадете в какую-нибудь студию на стажировку, понравитесь там всем, сделаете у них свой диплом и останетесь там работать. Но так получается только у самых талантливых говнюков лучших джедаев. Если так не получится сделать, то дальше будет уже сложнее. Совершенно обычное дело, когда вы стажируетесь где то, а потом просто возвращаетесь домой (что на самом деле тоже хорошо. лучшее обучение - это стажировка уже где-то). Или даже на стажировку не берут.
В иностранных студиях довольно часто бывает, что только из своих стажёров и набирают штат (это если говорим про людей без опыта). А чтобы поехать стажёром тебе формально надо быть студентом (европейская бюрократия, не забываем), поэтому если ты уже отучился, то этот путь закрывается. Можно, конечно, куда-то опять поступить просто для статуса студента, но ты же уже с вышкой и поэтому только на платное. А стажировку предлагают не каждый день и на прямо сейчас, а поступить получится только в сентябре и получается ты идешь в жопу стажировка отменяется. А если ты уже ранее 6-12 месяцев отстажировался, то больше тебя на стаж не смогут взять, даже если захотят. Короче, упустить возможности невероятно легко. Подобных историй тьма.
Ну а дальше остается только один вариант. Развиваться самостоятельно, сидеть дома, сомневаться в своих способностях и рисовать, рисовать, рисовать. Делать портфолио до тех пор, пока оно не станет достаточно хорошим, чтобы понравиться кому-то из боссов студий. Или пока родители из дома не выгонят за то что сидишь у них на шее.
Будем реалистами. В среднем только пара человек из 20 выпускников в итоге находят стабильную работу автодизайнера. За границей или тут — не важно, это я всех вместе считаю (где то половина учившихся в России и нашедших работу, нашли ее за границей). В иностранных универах статистика может чуть лучше, но в целом такая же. Ну кроме всяких пфорцхаймов, но это элитная элитка.
Остальные идут или в промышленный дизайн, или в тюнинг или ещё в какую дичь. В графический дизайн еще вот уходят (непонятно правда, нахрена тогда столько сил потратили учась на более сложном автодизайне, но попали видимо куда смогли) в дизайн интерьеров ну и т.д.
Иной раз листаешь невероятно крутые портфолио, которые прислали в твою студию и ужасаешься тому, что ребятам отказали в работе, потому что те недостаточно хороши. И сидишь такой и не понимаешь, как жеж тебя взяли, как ты тут вообще оказался и почему тебя ещё поганой метлой не погнали.
В России есть 3 студии, в которых можно работать. Две студии АвтоВАЗа в Москве и в Тольятти. И московский НАМИ. Все студии действительно отличные, вполне себе на мировом уровне, без вот этого вот "фу, у нас все плохо, не то, что ТАМ". Все с ними в порядке, в Европу уезжать не обязательно. И есть ещё 5-10 студий транспортного или промышленного дизайна. Разной степени успешности, но хорошие есть. Ну и заграница, да. Куча студий разбросано по всему нашему земному шарику. Вот бы взяли да даже бесплатно ну хоть куда нибудь выбирай любую.
Вроде самое главное рассказал. Можно ещё рассказать, как автомобили разрабатывают, но это уже сильно отдельный разговор. Если перестану тут отвечать, то задать вопросы и пообщаться можно в телеге @Strak8