2

Как оформить инвалидность в 2025 году

Государство поддерживает людей со стойкими нарушениями здоровья, ограничивающими возможность самостоятельного заработка. Права инвалидов закреплены в федеральном законе №181-фз от 24.11.1995.

Кто имеет право на получение инвалидности

Чтобы получить статус инвалида, нужно подтвердить несколько факторов:

  • Невозможность совершать необходимые действия по самообслуживанию.

  • Наличие причин, вызывающих стойкое нарушение здоровья: травмы, тяжелые болезни.

  • Необходимость реабилитации (абилитации), в том числе потребность в технических средствах реабилитации.

Для признания инвалидности степень нарушения функций должна составлять не менее 40%. От уровня поражения здоровья зависит группа, которую назначат органы медико-социальной экспертизы (МСЭ). При невысокой степени повреждения способностей в пределах 10—30%, инвалидность не признают. Людей с более тяжелыми нарушениями разделяют по группам:

  • I – жизненно важные функции нарушены на 90–100%. В этом случае человек не может обходиться без посторонней помощи, за ним нужен постоянный присмотр. Каждые 2 года степень инвалидности уточняют.

  • II – назначают при нарушениях в 70–80%. Из-за серьезных отклонений человек нуждается в регулярной помощи. Степень инвалидности пересмотрят через год.

  • III – уровень нарушений не более 40–60%. Таким людям периодически требуется помощь социального работника.

В отдельную категорию входят дети-инвалиды – им группу не устанавливают.

С 2022 года человек может самостоятельно выбрать, каким образом необходимо провести процедуру: очно или удаленно. Начиная с 2024 года процесс определения степени нарушения здоровья происходит без необходимости идти на экспертизу по месту прописки. В остальном процедура осталась без изменений.

Какие документы потребуются

Для получения статуса "инвалид" необходимо прохождение МСЭ. В 2025 году ее можно пройти онлайн обезличенным методом: персональные данные будут скрыты. Это гарантирует одинаковый подход ко всем претендентам. Процедуру проходят через бюро МСЭ на Госуслугах.

Для официального получения статуса потребуются:

  • Документ о причине нарушения здоровья: справка от врача, заключение о производственной травме и т. д.

  • Паспорт, свидетельство о рождении или другое подтверждение личности.

Понадобится указать СНИЛС и дать согласие на процедуру. Кроме того, в некоторых регионах есть дополнительные требования.

Способы оформления

Правила признания инвалидности установлены в Постановлении Правительства № 588 от 5 апреля 2022 года. Заявитель самостоятельно выбирает способ прохождения экспертизы: путем личного или электронного обращения в бюро МСЭ.

Иногда для оформления статуса нужна только очная процедура. Ее проводят в нескольких случаях:

  • Необходимость корректировки индивидуальной программы реабилитации (ИПРА).

  • Исправление неточностей и ошибок.

  • Проверка соответствия назначенной группы состоянию инвалида.

Отправка данных обследований в цифровом виде облегчает процесс установления инвалидности.

Инструкция по оформлению

Для получения официального заключения о нарушении здоровья необходимо выбрать способ оформления инвалидности – очный или заочный – и получить направление на МСЭ. Для этого достаточно обратиться в поликлинику. Врачебная комиссия удостоверит серьезные нарушения здоровья и выдаст направление на экспертизу, а также справку по форме 086-у. Сотрудники медицинского учреждения сами направят сведения в органы МСЭ.

Представленные документы рассмотрят в течение месяца. В случае заочного оформления заявитель получит решение в Личном кабинете на Госуслугах или по почте. При необходимости назначат дополнительные обследования или пригласят прийти лично. Очную процедуру проводят в бюро МСЭ по месту прописки, а при невозможности присутствия – по месту нахождения инвалида.

Оформление инвалидности дает возможность получить льготы, а также средства реабилитации. Кроме того, можно получить электронный сертификат, на который можно купить необходимые ТСР.