Иван Кожедуб

8 июня исполнилось бы 100 лет со дня рождения трижды Героя Советского Союза Ивана Кожедуба

Иван Никитович Кожедуб — выдающийся советский лётчик ас, самый результативный истребитель стран антигитлеровской коалиции со счётом 64 подтверждённых сбитых самолёта, Трижды Герой Советского Союза, маршал авиации.

Родился 8 июня 1920 года, в селе Ображиевка Черниговской губернии (ныне - в Сумской области). В семье было пятеро детей, Иван был младшим. Детство у него было бурным и порой опасным - чего только не случалось с деревенскими мальчишками. К шести годам Иван уже научился читать и писать, что позволило ему пойти в школу на год раньше (помог товарищ, да и учительница была понимающая). Хотя образование Кожедуба несколько раз было под угрозой - тяжёлое положение многодетной семьи обязывало пойти работать, и это при подорванном здоровье отца. В 16 лет Иван лишился матери.

Окончив 7 классов, Иван Никитович поступил на рабфак Шосткинского химико-технологического техникума. Там на Кожедуба произвели судьбоносное впечатление учлёты Якимец и Козинец, чей бравый вид, красивая военная форма и дружеская поддержка побудили его тоже пойти учиться в Шосткинский аэроклуб. По собственному признанию, до того Иван Никитович побаивался мыслей о полёте, никогда не думал о том, чтобы быть лётчиком, да и отец был бы против. Однако он всё же пошёл в аэроклуб, учился параллельно с рабфаком. Отцу об этом Кожедуб рассказал только тогда, когда пути назад не было. Было тяжело учиться там и там, день был расписан по минутам, однако он выдюжил, отлично учился и в техникуме, и в аэроклубе.

Получить рабочую специальность Кожедубу не удалось - в январе 1940 года пришло направление в Чугуевское военное авиационное училище. Там будущий ас прошёл подготовку на УТ-2, УТИ-4 и И-16. Осенью того же года, совершив 2 отличных полёта на довольно "строгом" И-16, он, к своему глубокому разочарованию, был оставлен в училище инструктором, и вместо того, чтобы пополнить ряды кадровых истребителей, стал сам их готовить.

С началом Великой Отечественной войны и приближением линии фронта Чугуевское училище было эвакуировано сначала в Борисоглебск, затем в казахский Чикмент. Шли месяцы, сержант (с 23 февраля 1942 - старший сержант) Кожедуб рвался на фронт, несколько раз просил комэска отправить его в действующую армию, но тщетно - то "сначала подготовь группу", затем из-за аварии на учебном вылете, произошедшей по вине ученика, Кожедуб как инструктор попал в "нерадивые", что ещё отсрочило его отправку на фронт.
Наконец, в ноябре 1942 года Иван Кожедуб прибыл в Москву, где распределялись по подразделениям новоприбывшие лётчики. К неописуемому счастью Кожедуба, он с товарищами попал в 240-й истребительный авиационный полк формирующейся 302-й истребительной авиационной дивизии. Полком командовал герой Гражданской войны в Испании и Сталинградской битвы майор Игнатий Солдатенко. После получения в Иваново новых Ла-5, полк в марте 1943 года вылетел на Воронежский фронт.

Свой первый боевой вылет Иван Кожедуб совершил 26 марта 1943 года, но неудачно: его ведущий Вано Габуния ушёл вперёд и потерялся, а Ла-5 Кожедуба нарвался на группу Ме-110, получил повреждения в бою, а при возвращении ещё и был обстрелян советской зенитной артиллерией. Повезло ещё, что в бронеспинку угодил фугасный, а не бронебойный снаряд (хотя вероятность была 50/50). С большим трудом Кожедуб довёл истребитель до аэродрома и совершил посадку. Таким образом, он лишился своего самолёта, если и делал вылеты, то на "остатках" - незанятых самолётах. Командование собиралось отправить его на пункт наблюдения, однако заступничество Солдатенко помогло Кожедубу остаться в рядах лётчиков.
Близилась Курская битва, обе воюющие стороны совершали массированные бомбардировки на позиции противника, рос накал воздушных боёв. Товарищи Кожедуба открыли боевой счёт, а ему всё не удавалось сбить немецкий самолёт.
Тем временем гибли близкие ему люди: в ходе бомбардировки погиб Игнатий Солдатенко, таранил вражеский самолёт Вано Габуния, не вернулись из воздушных боёв комэски Гладких и Гавриш, товарищи Кожедуба Андрианов, Мубаракшин, Пахомов, Пантелеев. На могиле Василия Пантелеева Иван Никитович поклялся отомстить за каждого из них и сбить 8 вражеских самолётов. Свою клятву он перевыполнит в 8 раз.

Наконец, счёт сбитых самолётов врага Кожедуб открыл уже на второй день Курской битвы - 6 июля 1943 года. В том же бою прошёл проверку его ведомый Василий Мухин, который вовремя прикрыл своего ведущего и спас от возможной гибели. 7 июля - ещё сбитый, 9-го - сразу два.
К началу Битвы за Днепр на счету Кожедуба уже 8 сбитых вражеских самолётов. А ведь для него всё только начиналось.

Гимном мужеству и мастерству Ивана Кожедуба стал день 2 октября 1943 года, когда наши войска расширяли плацдарм на правом берегу Днепра, отбивая ожесточённые атаки противника. Первый раз вылетели девяткой. Кожедуб вёл ударную пятёрку. На подходе к переправе в районе Куцеваловка - Домоткань встретили колонну пикирующих бомбардировщиков Ju-87, в которой каждая девятка прикрывалась шестью Ме-109.
Четвёрка прикрытия сразу же связала боем "Мессершмиттов". Кожедуб во главе пятёрки атаковал бомбардировщики. Противник заметался. Не прошло и минуты, как два "Юнкерса", объятые пламенем, упали на землю. Ведущего сбил Иван Кожедуб, ещё одного - Павел Брызгалов. В небе началась "карусель". Вслед за первой девяткой разогнали вторую. В пылу схватки, руководя боем, Кожедуб успел сбить ещё и Ме-109. Уже пять костров пылало в районе плацдарма. А с запада снова наплывали "Юнкерсы". Но к месту боя подошла с востока и группа истребителей "Яков". Господство в воздушном бою было обеспечено. Сбив в этом бою 7 самолётов врага, эскадрилья под командованием Кожедуба вернулась на свой аэродром. Обедали прямо под крылом самолёта. Не успели провести разбор боя - и снова вылет. На этот раз четвёркой: Кожедуб - Мухин и Амелин - Пурышев. Задача прежняя - прикрытие войск на поле боя. Однако соотношение сил иное: нужно было отразить налёт 36 бомбардировщиков, которые шли под прикрытием шестёрки Ме-109 и пары FW-190. Он с ходу сбил ведущего, организовал бой. Отважно дрались и остальные лётчики звена. Врезались в землю ещё 2 "Юнкерса". Немецкие истребители зажали Амелина. На выручку бросился Мухин. Кожедуб прикрыл его и тут же атаковал соседний бомбардировщик. Ещё один вражеский самолёт нашёл смерть в небе Украины. Это была четвёртая победа Кожедуба за день.
У Ивана Никитовича было много напряжённых боёв, достойных внимания, однако из-за нехватки места мы не можем привести и десятой доли. О них вы можете узнать в приведённых ниже источниках.

Прошла Битва за Днепр, настал 1944 год, советские войска вовсю освобождали Правобережную Украину.
4 февраля 1944 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, старшему лейтенанту Ивану Никитовичу Кожедубу было присвоено звание Героя Советского Союза. На тот момент он совершил 146 боевых вылетов, сбил 20 самолётов.

С мая 1944 года Иван Кожедуб воевал на Ла-5ФН (бортовой № 14), построенном на средства колхозника Сталинградской области В.В.Конева. Тот назвал его в честь погибшего племянника - Героя Советского Союза подполковника Г.Н.Конева. На этой машине Кожедуб в течение короткого времени сбил 8 самолётов противника, доведя счёт своих побед до 45.

В августе 1944 года капитан Кожедуб был переведён в "полк асов" - 176-й гвардейский истребительный авиационный полк на 1-м Белорусском фронте. Там лётчик был переучен на новый Ла-7, а свой Ла-5 имени Героя Советского Союза Конева передал своему товарищу, тоже прославленному асу Кириллу Евстигнееву.

К тому времени Кожедуб совершил 256 боевых вылетов, в которых сбил 48 самолётов противника.
За образцовое выполнение боевых заданий командования, мужество, отвагу и геройство, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 августа 1944 года он был удостоен звания второй медали "Золотая Звезда".

На новом месте ведёт "свободную охоту", чаще всего его ведомым был Дмитрий Титаренко. В конце сентября 1944 года по приказу командующего ВВС маршала Новикова на 3-й Прибалтийский фронт для борьбы с истребителями-"охотниками" противника была направлена группа лётчиков под командованием Кожедуба. Ей предстояло действовать против группы немецких асов. В течении всего нескольких дней боёв наши лётчики сбили 12 самолётов противника, потеряв лишь 2 своих. Три победы записал на свой счёт Кожедуб.
Затем участвует в Висло-Одерской и Берлинской операциях, громит врага в его небе. 19 февраля Кожедуб сбивает реактивный Ме-262. Также "под раздачу" попали два американских "мустанга" - они по ошибке атаковали Ла-7 Кожедуба и были сбиты. Даже на земле один из сбитых лётчиков был уверен, что он атаковал Фокке-Вульф.

Свой последний бой Иван Никитович Кожедуб провёл в берлинском небе 17 апреля, сбив 2 самолёта. Это был его 330-й боевой вылет, 63-й и 64-й сбитые им самолёты. Он показал лучший результат среди лётчиков Антигитлеровской коалиции. При этом он ни разу не был сбит (хотя его самолёт и подбивали, и поджигали - всякий раз он дотягивал до своих).

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 августа 1945 года за высокое воинское мастерство, личное мужество и отвагу, проявленную на фронтах войны, гвардии майор Иван Никитович Кожедуб был третий раз удостоен звания Героя Советского Союза, став третьим Трижды Героем Советского Союза после Покрышкина и Жукова.

После войны Кожедуб продолжил службу в 176-м гиап. В конце 1945 года в монинской электричке он встретил 10-классницу Веронику, которая 2 января 1946 года стала его женой, верным и терпеливым спутником всей жизни, главным "адъютантом и помощником". В семье родилась дочь Наталья и сын Никита.

В 1949 году Иван Кожедуб окончил Краснознамённую Военно-воздушную академию. С декабря 1950 года командир 324-й истребительной авиационной дивизии (64-й истребительный авиационный корпус) уже полковник Кожедуб находился во главе дивизии в правительственной командировке в Северном Китае (псевдоним - "Крылов").
С апреля по декабрь 1951 года под его командованием дивизия принимала участие в Корейской войне 1950-1953 годов, но самому ему летать запретили. Однако его авиадивизия показала лучший результат (больше сбитых и меньшие потери), что говорит и о наличии у Кожедуба способностей авиационного военачальника.

В 1956 году Кожедуб окончил Высшую военную академию имени Ворошилова. В 1964-1971 годах Иван Никитович служил первым заместителем командующего ВВС Московского военного округа.
С 1971 года - первый заместитель начальника боевой подготовки ВВС. С 1978 года - военный инспектор-советник Группы генеральных инспекторов Министерства обороны СССР.

В 1985 году Иван Никитович Кожедуб получил звание Маршала авиации.

Ушёл из жизни Трижды Герой Советского Союза Маршал авиации Иван Никитович Кожедуб 8 августа 1991 года, был похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

Иван Кожедуб СССР, Иван Кожедуб, Самолет, Длиннопост, Герои
Иван Кожедуб СССР, Иван Кожедуб, Самолет, Длиннопост, Герои