129

История одного самолета

Самолет C-47DL, имеющий полное название Douglas C-47, а также «неофициальные» Skytrain или Dakota — это американский военно-транспортный самолёт, разработанный компанией Douglas Aircraft Company. Свой первый полет этот тип самолетов совершил 23 декабря 1941 года, а всего было построено около 10 тыс. машин.
Самолет, получивший заводской номер 9118, был передан в ВВС США 24 февраля 1943 года. 12 марта того же года в городе Фербенксе на Аляске он перешел в пользование ВВС СССР в рамках программы ленд-лиза. Однако на фронт его не отправили, оставив в 7 перегоночном авиационном полку 1 перегоночной авиационной дивизии Гражданского Воздушного флота на Красноярской Воздушной Трассе. А с апреля 1943 года он занял свое место в полярной авиации на севере Красноярского края — Douglas C-47 был передан в распоряжение Управления Полярной Авиации Главного Управления Северного морского пути (УПА ГУСМП) и временно откомандирован для ледовой разведки.
Трагедия произошла 23 апреля 1947 года во время выполнения рейса из бухты Кожевникова через Дудинку в Красноярск. На борту находилось 26 пассажиров, среди которых трое детей и 6 женщин, а также 852 кг груза. Сперва у самолета отказал левый мотор, а через 4 часа полета на одном моторе отказал от перегрева и правый мотор. Командир судна Максим Дмитриевич Тюриков совершил вынужденную посадку на болото. Произошло это в 180 км от пос. Волочанка на Таймыре.

Через 3 дня командир экипажа Максим Тюриков, бортмеханик Виктор Писмарев, бортрадист Алексей Смирнов и шесть пассажиров ушли от самолета, надеясь выйти к населенному пункту и сообщить о ЧП. Спустя почти 20 дней, 11 мая, самолет и оставшиеся пассажиры со вторым пилотом Сергеем Аношко обнаружены и вывезены на самолете Ли-2 №Н-426. Спасены были все, кто остался у самолета.
Останки командира корабля Тюрикова Максима Дмитриевича были обнаружены лишь через 6 лет, в октябре 1953 года, охотником Филиппом Сахатиным в истоках реки Шайтан — это примерно в 120 км юго-западнее от местонахождения самолета. Труп был опознан по документам (партбилету, свидетельству пилота и записной книжкe Тюрикова). Остальные два члена экипажа и шесть пассажиров считаются пропавшими без вести.

Слева направо: бортмеханик Писмарев Виктор Ананьевич, бортрадист Смирнов Алексей Дмитриевич, второй пилот Аношко Сергей Лукьянович, командир Тюриков Максим Дмитриевич.

На месте вынужденной посадки участники международной экспедиции «Дуглас ждет!» установили памятник с мемориальной доской, повествующей о трагических событиях 70-летней давности. На открытие памятника прилетели родственники членов экипажа С-47 «Дуглас» — дочь погибшего командира Авелина Анциферова и член семьи бортрадиста Алексея Смирнова Дмитрий Скобелев.

Участники экспедиции нашли еще ряд интересных артефактов, представляющих исторический интерес: американскую радиоаппаратуру, специальные печи для разогрева двигателей самолетов, банки от тушенки, поставляемой по ленд-лизу в СССР в годы Великой Отечественной Войны.
А на фюзеляже самолета нашлась «летопись» тех страшных дней в ожидании помощи. Судя по ней, несмотря на кончавшиеся запасы пищи, никто духом не падал, напротив — люди даже отметили праздник 1 мая. А 11 мая 1947 года большими буквами кто-то написал — «Мы спасены!».

Сам самолет С-47 «Дуглас» и все находки с места аварии станут экспонатами будущего Музея освоения русского Севера.
Самолет хоть и пролежал почти 70 лет в заболоченной местности, остался в хорошем состоянии, корпус практически без повреждений, из трубок, после того как двигатели сняли для транспортировки, продолжает сочиться машинное масло, а в шинах шасси до сих пор остался воздух 1947 года.

На месте происшествия дочь командира экипажа Авелина Анциферова побывала только летом 2016 года вместе с участниками экспедиции. Прикоснуться к последнему самолету, которым управлял ее отец, было давней мечтой женщины.

«Мне было шесть лет, брату было всего два года, люди приходили к нам, выражали соболезнование, и даже письмо было от пассажиров спасенных, которых нашли через 20 дней. Они благодарили экипаж, что посадка произошла, и они остались живы-здоровы», - рассказывает дочь командира экипажа Авелина Анциферова.

Авиация и Техника

11.5K постов18.5K подписчиков

Правила сообщества

Правила Пикабу