0

Исповедь выгоревшего экоактивиста, или Грета Тунберг уходит на покой

Никогда не мечтала стать экоактивистом. Разве что в детстве хотела быть дворником - самое близкое к теме.

Но после рождения третьего что-то в голове щелкнуло. Энергии - море, в офис в Москва-Сити возвращаться не хотелось, а главное - проснулся во мне пылкий борец за чистый и справедливый мир.

Все началось с мусора. С соседкой, получив санкцию администрации ТСЖ, мы легко нашли заготовителя вторсырья. Потом нам подарили контейнеры, потом пресс. В итоге наше ТСЖ на северо-западе Подмосковья не только экономило на вывозе отходов, но и зарабатывало на продаже вторсырья.

А меня будто прорвало. Масштаб вырос до городского: организовала круглый стол в администрации - и вот уже город закупает муниципальную сортировочную станцию.

Меня позвали федеральным координатором волонтеров в экологическую организацию. Организовывала зиро-вейст фесты, акции по кормлению птиц, сбору электролома. Читала лекции компаниям о сокращении человеческого следа. Регулярно выступала на радио.

И мне это нравилось! И я не была оголтелой. Мне искренне хотелось во всем разобраться. Я ездила на перерабатывающие производства, на заводы, которым удалось сократить отходы, штудировала госдоклады и научные исследования. Бывала в регионах и видела своими глазами неработающие очистные, свалки в лесах и дымящие трубы без фильтров.

Чувствовала себя счастливым человеком. Трое детей, муж, собаки, кошка, поездки, друзья-коллеги - жизнь была полной чашей.

А потом пошли сбои.
Сначала редкие, потом чаще. Я совсем не связывала их с работой.

В какие-то дни мне буквально приходилось заставлять себя работать. А внутри сидела вина: Как так? Планету спасать надо, а ты бездельничаешь!

Стало тяжело дома. Начинала раздражаться на детей. И снова вина: Какая же ты мать? Детям нужно внимание, а ты прячешься ото всех.

Потом пришла жесткая бессонница. Лежишь ночь напролет и играешь в «повара слов». Ничего не делаешь и не спишь. Полный ступор.

Осознание пришло, как удар.
Я везла детей в сад, возвращалась домой и поймала себя на мысли: Хорошо бы все это просто... закончилось.

Особенно странно так было думать при внешнем полном благополучии.

Вот тогда я испугалась. Поняла: это не шутки. Надо спасать уже не планету, а себя.

Обратилась в бесплатный психологический сервис для волонтеров.

С тех пор прошло четыре года.

Я больше не работаю в экологической организации. Потому что я больше не борец.

Экологические проблемы по-прежнему кажутся мне очень серьезными. Я уверена, что многие из них решаемы. Но я стала смотреть на вещи реалистичнее. Особенно после самой масштабной кампании в моей жизни, которая не привела ровно ни к каким результатам.

Я поменяла профессию. Получила переподготовку, учусь в магистратуре. Работаю психологом.

И организовала психологическую службу для тех, кто, как и я когда-то, устал спасать мир.