9

Гегель. Ступени познания мира

Гегель, работая директором гимназии, стремился систематизировать основы философского знания для начинающих. Он написал «Философскую пропедевтику», в которой попытался человеческим языком подготовить учеников к своим последующим трудам. Далее будем ссылаться также на "Феноменологию духа" и "Науку логики".

Начинает он с того, что такое ПРЕДМЕТ, как то особенное, что содержит определения. Далее указывает разницу между АБСТРАГИРОВАНИЕМ, отбрасыванием некоторых определений, и КОНКРЕТНЫМ предметом, который взят в полноте определений.

И наконец переходит к СИСТЕМЕ ПОЗНАНИЯ предмета.

1. Непосредственное созерцание (чувственное восприятие).

Восприятие мира через органы чувств(обоняние, слух, зрение, вкус и осязание).

Данный вид познания является самым простым и не даёт понимания сущности.

Например, видим, как солнце вращается вокруг Земли. Таким восприятием обладают все животные.

2. Опыт (восприятие и рассудочное мышление)

Опытом Гегель называет повторение восприятия и нахождение неизменного. Опыт находит определенные законы в явлениях, но не объясняет почему они есть и как должно быть.

Система знаний, построенная только на опыте, имеет ряд НЕДОСТАТКОВ:

  • Она может делать ложные обобщения. Если все вороны черные, то белых не бывает. Если все лебеди белые, то черных не бывает.

  • Зависит от того, кто и как получил этот опыт. Моя рука была тёплой - поэтому лёд в ней холодный, твоя рука была с мороза - в ней лёд тёплый

  • Не объясняет суть вещей. Молния - это гнев богов.

Интересно, что к рассудочному мышлению Гегель относит и МАТЕМАТИКУ:

  • Математика абстрактна, исключает конкретные предметы. Число может обозначать что угодно, с бесконечностью уже начинают возникать проблемы, потому что бесконечность связана с качеством, а математика абстрагирована от качества

  • Использует аксиомы, которые нужно принять на веру. Параллельные линии не пересекаются

  • Доказательство теорем не следует из самой теоремы. Доказательство теоремы Пифагора нужно запомнить. То, что нужно продлить прямоугольный треугольник до прямоугольника, - это внешнее решение, хоть и приводит к верному результату

"Математическое доказательство — это движение рассудка, не затрагивающее самого предмета, а лишь внешнее ему" (Гегель, "Феноменология духа").

Поэтому математику так хорошо можно делегировать компьютеру. Для этого не нужно обладать разумом. Но в обществе есть устойчивое мнение, что математика - это царица наук и решение десятков и сотен однотипных задач, которые легко решает калькулятор, это лучшее обучение.

По сути, система образования создает из людей машины, которыми будет проще управлять. Делает упор на специализацию , которая уродует развитие человека, которая сужает род его деятельности и привязывает к определенной работе. Это как качать одну мышцу. Может видели чемпионов по армреслингу, которые качают одну руку. Это выглядит отвратительно. Точно так же и с головой, с мышлением. Развитие должно быть гармоничным и всесторонним. Изучаться должно не только математика, как самая главная из всех предметов, но и изобразительное искусство, литература

Отец, будучи шахтёром, часто вспоминал, как приходилось учить диалектический материализм в университете. Зачем это нужно ему в шахте? Затем, чтоб не рушилось и развивалось общество, в котором ты живешь. Это как с антипрививочниками, которые считают, что если он один не сделает прививку, а все остальные сделают, то результат будет таким же. Но если все начнут думать так же и перестанут делать прививки, то возникнет эпидемия - это неизбежно.

3. Познание в понятиях (разумное мышление)

Гегель пишет, что сущность и понятие предмета - это познание того, каким предмет должен быть. Именно это "должен" - является самым важным, атрибутом необходимости.

Понять предмет можно только с помощью ЛОГИКИ, которая основывается на ДИАЛЕКТИЧЕСКОМ МЕТОДЕ, а именно на противоречии, как единстве и борьбе противоположностей. ИСТИНА- это соответствие понятия предмету и предмета понятию.

Например, из Википедии, определение свободы :

Свобо́да — состояние субъекта, в котором он является определяющей причиной своих действий, то есть они не обусловлены непосредственно иными факторами, в том числе природными, социальными, межличностно-коммуникативными и индивидуально-родовыми[1]. При этом свободу не стоит путать со вседозволенностью, когда человек вовсе не учитывает возможной пагубности своих действий для себя и окружающих[2].

Вроде и когда делаешь, что хочешь, но нельзя путать со вседозволенностью. Такое важное понятие и так мутно и непонятно описано! Ребенок у тебя спросит: "Так что же такое свобода?" А ты и не знаешь точно, прочитаешь Википедию и всё равно не понимаешь! Так о какой свободе может идти речь?

По Гегелю свобода - это осознанная необходимость! Коротко и просто. Необходимость есть противоположность свободе, несвобода, но только когда она неосознанная. Познав законы природы, общества и мышления, ты понимаешь, что нужно действовать в соответствии с ними, и тем самым ты действуешь свободно. Будешь действовать не соответствуя этим законам, будешь несвободен. Очень глубокая мысль.

Всеобщие законы природы, мышления и общества изучает ФИЛОСОФИЯ.

Еще пример:

В советских школах в сталинский период изучалась логика и психология. С приходом Хрущева сразу же были убраны из школьных программ и логика , и после психология. Более того, Хрущевым было заменено понятие власти, сущности государства. Вместо диктатуры пролетариата ввели общенародное хозяйство. Но тот, кто хорошо разбирался в понятиях понял, что никакой другой диктатуры, кроме диктатуры пролетариата, либо диктатуры буржуазии, не может быть. Раз убрали диктатуру пролетариата, значит ввели диктатуру буржуазии. И через 30 лет СССР прекратил своё существование, показав при этом огромную живучесть социалистической системы.

Поэтому владеть понятиями очень важно. Понятия изменяют мир.