77

Ещё раз про Н-1

Ракету Н-1 (Носитель-1) часто сравнивают с американской Сатурн-5 и даже называют "лунной ракетой". И то и другое не совсем корректно.

Ещё раз про Н-1

Шедевр американского ракетостроения Сатурн-5 создавался для одной узкой задачи - отправки нескольких экспедиций на Луну, без планов её дальнейшего использования. Великолепная и очень дорогая ракета.

В то же время Н-1 должна была стать рабочей лошадкой советской космонавтики, до 10 запусков в год. Круг задач предельно широк: выведение огромных блоков орбитальных станций, запуск аппаратов к другим планетам (в частности планировались посылка на Марс "тяжёлого марсохода" и автоматизированная доставка грунта с его поверхности на Землю), за 7-8 запусков Н-1 доставлять и собирать на орбите огромные ТМК (ссылки: Тяжёлый межпланетный корабль, ещё) для полётов к Марсу и Венере (первая экспедиция к Марсу планировалась в июне 1971-го года). А Луна советских ракетчиков особо не интересовала.

Теперь про саму ракету. Она должна была быть максимально простой, технологичной, дешёвой в производстве и эксплуатации, с возможностью дальнейшей модернизации (в частности планировалось перевести верхние ступени с топливной пары керосин-кислород на водород-кислород, а может даже на ядерную тягу).

Изначально конструкция состояла из четырёх ступеней (блоки "А", "Б", "В" и "Г") с кислород-керосиновыми движками Кузнецова. На первой ступени - 24 двигателя НК-15, второй - 8 НК-15В, третьей - 4 НК-31, четвёртой - один НК-19. Уникальность этой конструкции была в универсальности: из этих блоков можно было собирать разные ракеты

Блоки А, Б и В - это "классическая" Н-1 массой 2200 и с целевой нагрузкой 75 тонн на НОО, блоки Б,В,Г - это ракета-носитель Н-11 тяжёлого класса со стартовой массой 700 тонн и доставляемым весом на орбиту 25 тонн (привет "Ангаре-5"), В и Г - носитель среднего класса Н-111, 5 тонн на орбиту при стартовой массе 200. При переводе верхних ступеней на водород выводимая нагрузка практически удваивалась. Тем самым получалась целая линейка экологически чистых носителей, покрывающая все нужды космонавтики и созданных по одной технологии. При замене на нижних ступенях двигателей НК-15 на модифицированные НК-33 они в принципе могли стать многоразовыми (привет Илону Маску). В планах было и создание "нулевой" ступени с 48-ю двигателями, превращающую Н-1 в супертяжеловес, сотни тонн на орбиту одним запуском.

Но увы. Вмешалась политика. Остальное известно

Моё мнение: Н-1 - это уникальный проект. Незаслуженно забытый, поруганный и недооценённый шедевр советского ракетостроения.

Исследователи космоса

19.5K постов49.2K подписчика

Правила сообщества

Какие тут могут быть правила, кроме правил установленных самим пикабу :)

Темы

Политика

Теги

Популярные авторы

Сообщества

18+

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Игры

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Юмор

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Отношения

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Здоровье

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Путешествия

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Спорт

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Хобби

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Сервис

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Природа

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Бизнес

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Транспорт

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Общение

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Юриспруденция

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Наука

Теги

Популярные авторы

Сообщества

IT

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Животные

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Кино и сериалы

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Экономика

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Кулинария

Теги

Популярные авторы

Сообщества

История

Теги

Популярные авторы

Сообщества