Елена Ивановна: русская царевна, литовская княгиня, некоронованная королева Польши
Длиннопост)
Если у древних греков была Елена Прекрасная, из-за которой случилась Троянская война, то в нашей отечественной истории есть Елена Ивановна, которая пыталась удержать хрупкий мир двух граничащих княжеств – Великого княжества Литовского и Великого княжества Московского.
Елена Ивановна – дочь великого князя московского Ивана III Васильевича и византийской принцессы Софьи Палеолог. Родилась в 1476 году в Москве, и, как водится, подробных сведений о ее ранних годах не сохранилось. Нам известно, что она была хорошо образована и, как позже, сдержанно отмечали польские хронисты, «пригожа».
Елене было всего 8 лет, когда начали обсуждаться планы о ее замужестве. Первыми среди потенциальных женихов были названы сыновья польского короля Казимира IV Ягеллона. Польше нужны союзники против османов, и Московское княжество – хороший вариант. В тот момент предложение Польши было отвергнуто, но, как оказалось, не на долго.
Вскоре после смерти короля Казимира IV в 1492 году Иван III идет войной на Литву. Поход был весьма успешен: княжество Вяземское и обширные территории вокруг Оки переходят Москве, всего почти 90 тысяч квадратных километров. По этому прекрасному поводу между Великим княжеством Литовским и Великим княжеством Московским заключается «Вечный мир». Надо сказать, что уже один «Вечный мир» был – его заключил с Литвой отец Ивана III, Василий II Тёмный Васильевич. Но что поделаешь, времена неспокойные, о какой вечности можно говорить.
Итак, Москва получает полцарства, а Вильна (старое название Вильнюса) – царскую невесту: для скрепления мирного договора Елену Ивановну выдают замуж за великого князя литовского Александра I Ягеллончика, сына Казимира IV. Невесте 19 лет, жениху – 34. Для каждой из сторон в этом браке есть свои плюсы: Ивану III важно закрепить добрососедские отношения и, самое главное, остановить литовскую экспансию на восток. Для Александра I важно получить мощного союзника и, самое главное, вернуть посредством влияния жены завоеванные земли обратно. Звучит, как надежный план.
Перед свадьбой Александр I подписывает договор с Иваном III, что Елена не будет принуждаться сменить веру на католическую. В Литве, несмотря на немалое количество православных жителей, знать исповедует католичество, и от этого стремится оградить свою дочь Иван Васильевич. Александр пытается внести в договор поправку: дескать, если сама захочет, то сменит, сугубо добровольно. Надо полагать, Иван III весьма доходчиво объяснил, что он думает о таких дополнениях, и договор остался без изменений.
Венчание состоялось 15 февраля 1495 года в Вильне, в костёле святого Станислава. Невеста выбирает для торжества традиционный русский наряд. Таинство совершил католический епископ Войцех Табор в присутствии сопровождавшего невесту православного священника Фомы. Кстати, свекровь Елены – Елизавета Габсбург, королева Польши, дочь императора Священной Римской империи, говорят, специально опоздала на свадьбу, дабы продемонстрировать, что она думает и о свадьбе, и о невесте.
Семейные будни начались не слишком романтично. Католические епископы, папский легат, муж – все начинают уговаривать княгиню принять католичество. Договор? Какой договор? – наверное, спрашивают они при этом друг у друга. Свекровь показательно не замечает невестку, но при этом тоже не упускает возможности присоединиться к этой компании, чтобы заставить Елену сменить веру. Елена отвечает отказом, оказывая поддержку и делая пожертвования православным приходам своей новой страны.
Отец, Иван Васильевич, ведет с Еленой активную переписку через людей ее свиты. Он, посредством дочери, пытается склонить литовского князя на нужный ему путь политических решений. Это приводит к тому, что в том же 1495 году слуги и приближенные, прибывшие с Еленой, высланы обратно в Москву.
Однако, Елена ведет себя достойно, не пытаясь давить на супруга, не участвуя в политических интригах, не делая вызывающих поступков.
И, судя по всему, отношения Елены и Александра явно были весьма теплыми: в сохранившихся письмах он обращается к ней «милая моему сердцу пани», старается оградить от излишнего давления при дворе и дарит ей земли для собственного владения. Но в браке нет наследников. Это не добавляет популярности Елене и усиливает негативное отношение.
В 1498 католическое духовенство снова предпринимает активные попытки склонить княгиню к католичеству. Уже знакомый нам виленский епископ Войцех Табор и киевский митрополит Иосиф Болгаринович уговаривают Елену принять церковную унию: дескать, православные останутся при своих православных традициях, вообще ничего не поменяется, просто надо признать папу римского главой церкви, духовным лидером и правителем. Неудивительно, что Елена отказывается от такого предложения. И в 1500 году ее отец называет притеснение православных жителей Литвы главным поводом к очередной войне. Елена сталкивается с новой волной негатива, которая обрушивается на неё – её в открытую винят в нападении Москвы. Сохранились письма Елены к своему отцу, в которых она утверждает, что не подвергается гонениям из-за веры, просит прекратить войну, называет мужа «братом» своего отца, а себя – отцовою служанкой. И хотя можно предположить, что письма написаны не совсем добровольно, они ясно передают то непростое положение, в котором пребывала Елена Ивановна.
В том же 1500 году литовская армия была разбита в битве на реке Ведроши, несмотря на поддержку Ливонского ордена и Большой Орды. Зато в следующем году в жизни Великого Княжества Литовского происходит важное событие – законодательным актом принято решение об объединении Польши и Литвы в одно государство, которое должно управляться одним королём, избираемым в Кракове. Этим королем избран Александр I Ягеллончик. Но вопросы есть к его супруге. Польская королева – не католичка?.. Теперь и польская знать требует, чтобы Елена сменила веру. Папа римский Александр VI присылает Александру отпущение от его супружеской клятвы и обязанностей по отношению к Елене. Даже освобождает от договора, заключенного с Иваном III. Неслыханная щедрость – развод от папы римского. Но Александр отказывается от этого предложения и дарит Елене новые земли.
Александр I коронован как король Польши в декабре 1501 года, а Елена по титулу осталась супругой великого князя литовского. Всего через 5 лет Елена станет вдовой.
Преемником, назначенным лично Александром I, становится Сигизмунд I Старый, его младший брат. Перед смертью Александр успевает написать завещание с поручением заботиться о Елене. Елена же хочет вернуться в Москву. Ей 30 лет, у нее нет детей, и она хочет обратно на родину. Однако по каким-то причинам она всё же остается в Вильне, а через год, в 1507, получает от Сигизмунда I в свои личные владения новые земли. Меж тем, в том же году вновь начинается русско-литовская война. Уже брат Елены, Василий III, наследник Ивана III, ставит в вину Литве притеснение православных, и даже обвиняет Сигизмунда в попытке отравить сестру. Более того, Василий III и сам претендует на владение литовским престолом. Ситуация обостряется до предела. В 1511 году Елена снова просит отпустить её в Москву, Сигизмунд снова отвечает отказом. Ему совсем не на руку, чтобы его противник узнал ценные сведения из первых уст, да еще и получил богатое спонсирование своей армии – у Елены скопилось немалое состояние из доходов от подаренных ей земель.
В конечном итоге, она решает бежать без разрешения короля. Она объявляет, что намерена посетить свои владения. Разумеется, выбраны те, что находятся рядом с русской границей. Там, в назначенном месте, ее должен ждать вооруженный отряд, возглавляемый князьями Петром Одоевским и Семеном Курбским. Возможно, если бы Елена приняла решение бежать с одной дамской сумочкой, то всё прошло бы удачно. Кто может об этом знать? Но она требует выдачи своего состояния. А это весьма немало: 14 сундуков с золотом и драгоценностями, которые хранятся в монастыре ордена францисканцев. И хотя Сигизмунд I поначалу соглашается на выдачу ее имущества, кто-то из слуг доносит ему о планах побега. Разрешение отменяют, а Елену прямо во время службы в церкви выводят из храма и отправляют в город Бирштаны. Василий III явно разозлен – и сорвавшимися планами, и непочтительным обращением с сестрой. На его претензии Сигизмунд отвечает, что Елену всего лишь перевезли в безопасное место, подальше от беспокойных границ. Это стало поводом для новой войны в 1512 году. В следующем, 1513 году, Елену перевозят в новое место – город Браслав, и внезапно, без видимых причин, в возрасте 36 лет, она умирает.
Её похоронили в Вильне, в православном храме Успения Пречистой Божией Матери, куда она ходила на службы, где молилась перед венчанием. Над её гробницей поставили икону – Виленскую икону Божьей Матери, икону, которой благословил её отец перед свадьбой с Александром, великим князем Литовским.
Война, начатая в 1512 году, продлится до 1522 года. Василий III окончательно присоединит Смоленск и многие пограничные территории к Московскому княжеству. После этого конфликта будут еще новые, которые приведут в итоге к возникновению Речи Посполитой и усилению Москвы, претендующей на всё древнерусское наследие. Этот вектор, начатый Иваном III, создаст и основу дальнейшего противостояния в восточной Европе, и то, что титул «государь всея Руси» станет политическим фактом и реальной силой.
Всем спасибо за уделенное время!
Фотографии взяты из открытых источников
Больше историй в моём мой тг-канале https://t.me/lady_and_unicorn





Лига историков
20.3K поста55.9K подписчика
Правила сообщества
Для авторов
Приветствуются:
- уважение к читателю и открытость
- регулярность и качество публикаций
- умение учить и учиться
Не рекомендуются:
- бездумный конвейер копипасты
- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации
- чрезмерная политизированность
- простановка тега [моё] на компиляционных постах
- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты
- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)
Для читателей
Приветствуются:
- дискуссии на тему постов
- уважение к труду автора
- конструктивная критика
Не рекомендуются:
- личные оскорбления и провокации
- неподкрепленные фактами утверждения