Дыхательные аппараты открытого цикла
Дыхательные аппараты можно разделить на аппараты открытого цикла (акваланги) и аппараты замкнутого цикла.
Аппараты открытого цикла отличаются тем, что выдох производится в окружающую среду.
В 1943 году Жак-Ив Кусто и Эмиль Ганьян изобрели первый акваланг.
Дыхание пловца-подводника обеспечивается сжатым воздухом из баллонов. Для того чтобы снизить давление вдыхаемого воздуха используется регулятор.
Первые регуляторы состояли из одного редуктора, который понижал давление газа до давления окружающей среды и двух шлангов, подводящих дыхательный газ к загубнику и отводящего продукты выдоха к месту крепления редуктора. Недостатком данной схемы является большая работа, совершаемая при дыхании в положении «лицом вниз» или «вниз головой» по причине того, что редуктор находится выше лёгких примерно на 15-20 сантиметров, что создаёт перепад давления в 0,01-0,02 атм. При положении же «на спине» регулятор может встать на свободную подачу. Поэтому в современных регуляторах первая и вторая ступени разнесены. Однако, фирма Aqualung из ностальгических соображений по-прежнему выпускает регулятор «Мистраль», копирующий первые регуляторы с совмещенными первой и второй ступенями редуцирования.
В СССР первым серийно выпускаемым аквалангом стал АВМ-1. Аппарат был предназначен для автономных спусков под воду на глубины до 40 метров. В нем использовался одноступенчатый регулятор. АВМ-1 до сих пор используется в некоторых дайв-клубах.
Схема работы АВМ-1:
Схема дыхания в воздушно-дыхательном аппарате 1-трубка вдоха; 2 — клапанная коробка с загубником; 3 — трубка выдоха; 4 — дыхательный автомат; 5 — редуктор; 6 — баллон сжатого воздуха
Сегодня, как правило, используются регуляторы состоящие из двух ступеней : редуктора (1 ступень) и лёгочного автомата (2 ступень). Воздух под давлением из баллона подаётся в редуктор, который понижает давление до так называемого промежуточного или среднего, которое на 6-11 атм больше, чем давление окружающей среды, и далее по шлангу среднего давления передаётся в лёгочный автомат (загубник которого берётся в рот), который понижает давление до давления окружающей среды, обеспечивая комфортное дыхание при любом положении тела.
Октопус — лёгочный автомат (2-я ступень), предназначен для оказания помощи напарнику (в случае, если он остался без воздуха) или замены вышедшего из строя основного лёгочного автомата. Обычно корпус октопуса окрашен в жёлтый цвет, как и шланг.
В современном мире слово акваланг практически не используется, вместо него применяют термин скуба (англ. SCUBA, Self-contained underwater breathing apparatus, автономный аппарат для дыхания под водой). SCUBA состоит из регулятора, баллона и компенсатора плавучести. Компенсатор - это такой жилет, с воздушной камерой, служащий для изменения плавучести дайвера.
Про аппараты замкнутого цикла (ребризеры) я расскажу в следующем посте