Что я узнал за 10 лет работы Системным Аналитиком
Факт, что вы и есть этот самый системный аналитик, вы откроете для себя примерно на третьем (иногда пятом) году практики. Вероятно, индеец Зоркий Глаз был одним из первых СА.
Работа СА, если простыми словами, — объяснить слепому композитору, какую музыку хотел бы слышать в своей пьесе глухой режиссёр-постановщик.
На самом деле, никто не может нормально описать, чем занимается системный аналитик и где проходят должностные границы. В общем смысле мы транслируем требования от заказчика к исполнителю, но чёрт, как обычно, в деталях.
Если вы способны комфортно держать в голове два последних абзаца, из вас потенциально мог бы получиться неплохой СА.
Программисты в большинстве альтернативно-развитые. Если вы с программистом будете делать ремонт в квартире, то, поставив ему задачу «Положить к среде плитку в ванной» – будьте уверены, в среду плитка будет лежать именно там. Сложенная аккуратными стопками по высоте, размеру и цвету, заботливо перевязанная шпагатом, с запиской с подробным комментарием на каждой. Он старался, он просто с детства такой.
«Энциклопедия профессора Фортрана» — реально крутая книга, которая очень помогла в борьбе в том числе с проблемой из предыдущего абзаца. Не помню, откуда она у меня взялась в школьные годы, но до сих пор безмерно благодарен тому человеку за подгон. Вот не шучу.
Заказчик крайне редко понимает, каким должно быть финальное техническое решение. Большинство входящих требований представляют из себя, утрированно, что-то вроде: «Доктор, я медленно хожу, пришейте, мне пожалуйста, третью ногу». Можно без труда догадаться, что будет, если я последую желанию заказчика, не изучив саму проблему. К удивлению, многие мои коллеги по цеху на этом месте начинают проектировать дополнительный тазобедренный сустав, когда причина скорее всего в неудобной обуви. Если видите аналитика, который делает ровно то, о чем его попросили – гоните в шею.
Первые пару лет в профессии вы будете испытывать нереальный синдром самозванца, потому что вы и не бизнес-единица, и, в то же время, не совсем ИТ — скорее, где-то между. Отпускает с осознанием пунктов № 5 и 7, особенно после того, как увидите, каких кадавров может родить творчество этих двоих без вашего участия.
Девять из десяти сотрудников в российских компаниях понятия не имеют, чем они занимаются на рабочем месте: отчеты, которые никто не смотрит; какие-то легаси-задачи, где однажды Вася попросил Олю из смежного отдела помочь, оба давно уволились, а традиция делать работу за чужой отдел осталась; ведение параллельных баз данных в экселях а-ля «если CRM отвалится 23.03.25 (1).xlsx»; сверки всего со всем и так далее. Все кругом перегружены, а эффективность все равно ниже плинтуса, отсюда и зарплаты.
Хороших управленцев среднего звена один на тысячу. Это прям Грааль, если рук занимается оптимизацией процессов у себя в отделе и налаживает взаимодействие со смежниками. Если еще ДСП-шки пишет (прим. Для Служебного Пользования) – молитесь на него. Остальные 999 бегают вокруг подчиненных либо с палкой, либо с носовым платком / туалетной бумагой.
Смешное слово «Идемпотентность».
Аналитик? А налей нам...