Что такое империализм. Глава 4
Глава 4: Суверенистские права человека как оправдание существования государства
На протяжении всего существования человечества людям приходилось объединяться с
другими, чтобы продолжать существование вида. Эти объединения вырабатывали свои
особенности, отличающие их от других – язык, религию, культуру, самоназвание; они
начинали самоидентифицироваться с этими объединениями и испытывать чувство
привязанности к ним. Эти объединения затем занимали определённую землю для своего
проживания, либо на определённый срок, поскольку их способ ведения хозяйства не
позволял долго оставаться на одном месте, либо постоянно, покидая эти места лишь в
случае, если объединению угрожала опасность (угроза истребления другими
объединениями, место проживания стало непригодным для жизни). В результате у людей,
родившихся и выросших на этой земле, развивалось особое чувство привязанности к ней;
эта земля начинала восприниматься ими как неотъемлемая часть их личности, а
насильственное лишение возможности жить на ней воспринимается особенно
болезненно, чего не было с другими землями. Эта земля становится их Родиной, как
землёй, где их дом, где они выросли, где их растили отцы и матери, где они в детстве
играли со сверстниками, где они нашли свою семью, где похоронены их предки, и,
наконец, как землёй, где они, объединённые общностью земли проживания, вместе
переживали взлёты и падения. Со временем Родина начала восприниматься как ещё одна
неотъемлемая черта объединения – как дом объединения, как особая собственность,
которая принадлежит только им и никому другому. Человеческие объединения не стояли
на месте, и в них появлялись институты – нормы и обычаи, которые опираются наколлективно разделяемые ценности объединения, исполнение которых обязательно, а
нарушитель предполагается к наказанию. Для наглядности читателей проиллюстрирую
примером простейшего института – очереди в магазине. Закон ни в одной стране и ни в
одних правилах частной организации не гласит, что первый пришедший к кассе человек
имеет право на обслуживание, а второй – после него, и т.д. Но в магазинах, если
образуется очередь, все стоят друг за другом, потому что все разделяют идею очереди, и
если бы они её не разделяли, в магазинах всегда бы была драка за право быть
обслуженным кассиром. Возвращаясь к нашей теме, объединения всегда находились под
угрозой со стороны других объединений, поэтому для защиты сформировался институт
армии; для проведения религиозных обрядов сформировался институт жречества; для
управления хозяйством внутри объединения начали формироваться институты власти
объединения (собрание членов объединения, институт «совета старейшин» – собрания
лучших членов племени, институт «вождя» – главы объединения, управляющего им
единолично, и чьи указания 必须 выполняться); для взаимодействия с другими
объединениями и обмена товарами между ними – начали формироваться институты
дипломатии и торговли; для регулирования отношений между членами объединения и
недопущения причинения вреда члену объединения другим членом – начали
формироваться институты права, суда и правопорядка; и, наконец, все вышеупомянутые
институты, объединяясь, привели к возникновению института государства. На этом месте я
выдвину
===== Страница 8 =====
концепцию возникновения суверенитета через естественное право: все эти институты
возникали в ответ на идеи членов объединения о важности и естественности того, чтобы
их объединение имело право на собственное существование и собственную
идентичность, на свободное существование в мире, независимое от других объединений,
на хорошее материальное существование, на территорию, где оно может существовать, и
на земельную собственность объединения – их Родину. Для этого необходимо, чтобы
институты, реализующие вышеупомянутые права, не зависели от воли институтов других
объединений, то есть обладали суверенитетом. Основываясь на этих выводах, я выдвину
идею «суверенистских сообществ» и «суверенности» – человеческих объединений,
владеющих определённой территорией, для существования которых необходимы особые
права, и для реализации которых необходимы институты, обладающие суверенитетом
(государство, армия, собственная валюта и т.д.). А поскольку итогом является
приобретение суверенитета, те права, ради которых всё это проводилось, можно назвать
«суверенистскими». Суверенность – это особое качество, присущее суверенистским
сообществам, которое позволяет формировать государство. Выше я описал концепцию
«общественного договора», являющуюся центральной теорией образования государства в
либерализме; здесь я дополнил её своей идеей «суверенистских сообществ».Империализм --- государственная политика, направленная на нарушение суверенистских
прав человека. Империя --- государство, реализующее политику империализма.
Конкретные проявления империализма --- захват территорий, не принадлежавших этому
государству и ранее не населённых членами суверенистского сообщества, из которого
была создана империя, заселение его членами собственного суверенистского сообщества,
насильственное удержание их и заселение своими гражданами, введение войск,
экономические санкции и изоляция на международной арене против суверенистского
сообщества, реализовавшего или стремящегося реализовать свои суверенистские права
(объявило независимость от империи или хотело присоединиться к государству, которое
будет реализовывать их суверенистские права). Всё это сопровождается убеждением,
принижающим суверенистские права – например, империя может считать, что
определённое суверенистское сообщество не заслуживает государства и заслуживает
захвата его земли, либо потому, что «их культура отсталая» и, захватив её, империалист
приобщает её к цивилизации, либо отрицает её distinct культуру и самоидентичность, и
считает её частью собственного суверенистского сообщества, либо ей плевать на эти
права, и их нарушение имеет смысл – захват определённой территории обеспечит
империю недоступными ресурсами, обширным рынком и обеспечит империю
стратегическим преимуществом над противником. Империализм существует с момента
происхождения людей как вида.
Противоположность империализму – суверенизм. Суверенизм – это идеология,
направленная на восстановление суверенистских прав тех сообществ, которые были ранее
их лишены. Примеры: многочисленные движения за независимость (движения за
независимость Каталонии, Ирландии, Корсики, Чечни, Тибета и т.д.), ирредентистские
движения (Итальянское Рисорджименто, Пангерманизм (когда он не касался отношений
со славянами), присоединение Крыма к России (хотя тут
===== Страница 9 =====
сложнее)), войны за независимость (США, Гаити, Вьетнам, Алжир, Ирландия, Эстония,
Чечня, Латинская Америка).
В следующих главах я докажу, что слово империализм идеально подходит для этого
явления, и докажу концепции суверенистских сообществ и присущих им суверенистских
прав