1574

Атомный самолет М-60

Появление атомной бомбы породило у обладателей этого чудо-оружия искушение выиграть войну всего несколькими точными ударами по промышленным центрам противника. Останавливало их только то, что эти центры располагались, как правило, в глубоком и хорошо защищенном тылу. Все послевоенные силы сосредоточились как раз на надежных средствах доставки «спецгруза». Выбор оказался невелик — баллистические и крылатые ракеты и сверхдальняя стратегическая авиация.


В 1952 году в США взлетает легендарный B-52, через год — первый в мире сверхзвуковой тактический бомбардировщик A-5 Vigilante, а еще через три — сверхзвуковой стратегический XB-58 Hustler. СССР не отставал: одновременно с B-52 в воздух поднимается стратегический межконтинентальный бомбардировщик Ту-95, а 9 июля 1961 года весь мир шокирует показанный на авиапараде в Тушино гигантский сверхзвуковой бомбардировщик М-50, который, промчавшись над трибунами, сделал горку и растворился в небе. Мало кто догадывался, что это был последний полет супербомбардировщика.


Сверхзвуковой стратегический ракетоносец М-50

Атомный самолет М-60 Атомный самолет, Атомолет, Авиация, Гонка вооружений, 1960, м-60, м-30, Длиннопост

Дело в том, что радиус полета построенного экземпляра не превышал 4000 км. И если для США, окруживших СССР военными базами, этого было достаточно, то для достижения американской территории с советских аэродромов требовалась дальность не менее 16 тыс. км. Расчеты показывали, что даже при двух заправках топливом дальность М-50 со «спецгрузом» массой 5 т не превышала 14 тыс. км. При этом такой полет требовал целое озеро топлива (500 т) для бомбардировщика и топливозаправщиков. Для поражения же удаленных целей на территории США и свободного выбора трассы полета для обхода районов ПВО требовалась дальность в 25 тыс. км. Обеспечить ее на сверхзвуковом полете могли только самолеты с ядерными силовыми установками.

Подобный проект только сейчас кажется диким. В начале 50-х он казался не более экстравагантным, чем размещение реакторов на подводных лодках: и то и другое давало практически неограниченный радиус действия. Вполне обычным постановлением Совета Министров СССР от 1955 года ОКБ Туполева было предписано создать на базе бомбардировщика Ту-95 летающую атомную лабораторию, а ОКБ Мясищева — выполнить проект сверхзвукового бомбардировщика «со специальными двигателями главного конструктора Архипа Люльки».


Специальные двигатели

Турбореактивный двигатель с атомным реактором (ТРДА) по конструкции очень сильно напоминает обычный турбореактивный двигатель (ТРД). Только если в ТРД тяга создается расширяющимися при сгорании керосина раскаленными газами, то в ТРДА воздух нагревается, проходя через реактор.

Активная зона авиационного атомного реактора на тепловых нейтронах набиралась из керамических тепловыделяющих элементов, в которых имелись продольные шестигранные каналы для прохода нагреваемого воздуха. Расчетная тяга разрабатываемого двигателя должна была составить 22,5 т. Рассматривалось два варианта компоновки ТРДА — «коромысло», при котором вал компрессора располагался вне реактора, и «соосный», где вал проходил по оси реактора. В первом варианте вал работал в щадящем режиме, во втором требовались специальные высокопрочные материалы. Но соосный вариант обеспечивал меньшие размеры двигателя. Поэтому одновременно прорабатывались варианты с обеими двигательными установками.

Первым в СССР самолетом с атомным двигателем должен был стать бомбардировщик М-60, разрабатываемый на основе существующего М-50. При условии создания двигателя с компактным керамическим реактором, разрабатываемый самолет должен был иметь дальность полета не менее 25 тыс. км при крейсерской скорости 3000−3200 км/ч и высоте полета порядка 18−20 км. Взлетная масса супербомбардировщика должна была превысить 250 т.

Атомный самолет М-60 Атомный самолет, Атомолет, Авиация, Гонка вооружений, 1960, м-60, м-30, Длиннопост
Атомный самолет М-60 Атомный самолет, Атомолет, Авиация, Гонка вооружений, 1960, м-60, м-30, Длиннопост

При взгляде на эскизы и макеты всех атомных самолетов Мясищева сразу бросается в глаза отсутствие традиционной кабины экипажа: она неспособна защитить летчиков от радиационного излучения. Поэтому экипаж ядерного самолета должен был располагаться в герметичной многослойной капсуле (преимущественно, свинцовой), масса которой вместе с системой жизнеобеспечения составляла до 25% массы самолета — более 60 т! Радиоактивность внешнего воздуха (ведь он проходил через реактор) исключала возможность использования его для дыхания, поэтому для наддува кабины использовалась кислородноазотная смесь в пропорции 1:1, получаемая в специальных газификаторах путем испарения жидких газов. Аналогично противорадиационным системам, применяемым на танках, в кабине поддерживалось избыточное давление, исключающее попадание внутрь атмосферного воздуха.

Отсутствие визуального обзора должно было компенсироваться оптическим перископом, телевизионным и радиолокационными экранами.

Катапультная установка состояла из кресла и защитного контейнера, ограждающего экипаж не только от сверхзвукового воздушного потока, но и от мощного радиационного излучения двигателя. Задняя стенка имела 5 сантиметровое свинцовое покрытие.

Понятно, что поднять в воздух, а тем более посадить 250-тонную машину, прильнув к окуляру перископа, было практически невозможно, поэтому бомбардировщик оборудовался полностью автоматической системой самолетовождения, которая обеспечивала автономный взлет, набор высоты, заход и наведение на цель, возвращение и посадку. (Все это в 50-х годах — за 30 лет до автономного полета «Бурана»!)

После того как выяснилось, что самолет сможет решать практически все задачи сам, появилась логическая идея сделать беспилотный вариант — легче как раз на те самые 60 т. Отсутствие громоздкой кабины также уменьшало на 3 м диаметр самолета и на 4 м — длину, что позволяло создать аэродинамически более совершенный планер по типу «летающее крыло». Однако в ВВС проект поддержки не нашел: считалось, что беспилотный самолет не в состоянии обеспечить маневр, необходимый в создавшейся конкретной обстановке, что приводит к большей поражаемости беспилотного аппарата.


Пляжный бомбардировщик

Наземный комплекс обслуживания атомных самолетов представлял собой не менее сложное сооружение, чем сами машины. Ввиду сильного радиационного фона практически все работы были автоматизированы: заправка, подвеска вооружения, доставка экипажа. Атомные двигатели хранились в специальном хранилище и монтировались на самолете непосредственно перед вылетом. Мало того, облучение материалов в полете потоком нейтронов приводило к активации конструкции самолета. Остаточное излучение было настолько сильным, что делало невозможным свободный подход к машине без применения специальных мер в течение 23 месяцев после снятия двигателей. Для отстоя таких самолетов в аэродромном комплексе отводились специальные площадки, а конструкция самих машин предусматривала быстрый монтаж основных блоков посредством манипуляторов. Гигантская масса атомных бомбардировщиков требовала особых взлетных полос, с толщиной покрытия около 0,5 м. Ясно было, что такой комплекс в случае начала войны был чрезвычайно уязвим.

Именно поэтому под индексом М-60М параллельно разрабатывался сверхзвуковой гидросамолет с атомным двигателем. Каждый район базирования таких самолетов, рассчитанный на обслуживание 10−15 гидросамолетов, занимал участок побережья в 50−100 км, что обеспечивало достаточную степень рассредоточения. Базы могли располагаться не только на юге страны. В СССР был тщательно изучен опыт Швеции по поддержанию в 1959 году водных акваторий круглый год в незамерзающем состоянии. Используя несложное оборудование для подачи воздуха по трубам, шведам удалось обеспечить циркуляцию теплых слоев воды со дна водоемов. Сами базы предполагалось строить в мощных прибрежных скальных массивах.

Атомный самолет М-60 Атомный самолет, Атомолет, Авиация, Гонка вооружений, 1960, м-60, м-30, Длиннопост

Атомный гидросамолет был довольно необычной компоновки. Воздухозаборники были удалены от поверхности воды на 1,4 м, что исключало попадание в них воды при волнении до 4-х баллов. Реактивные сопла нижних двигателей, расположенные на высоте 0,4 м, в случае необходимости наполовину перекрывались специальными заслонками. Впрочем, целесообразность заслонок подвергалась сомнению: гидросамолет должен был находиться на воде только с включенными двигателями. Со снятыми реакторами самолет базировался в специальном самоходном доке.

Для взлета с водной поверхности применялась уникальная комбинация выдвижных подводных крыльев, носовой и подкрыльевых гидролыж. Подобная конструкция на 15% снижала площадь поперечного сечения самолета и уменьшала его массу. Гидросамолет М-60М, как и сухопутный родственник М-60, мог находиться с боевой нагрузкой в 18 т на высоте 15 км более суток, что позволяло решать основные поставленные задачи. Однако сильное предполагаемое радиационное загрязнение мест базирования привело к тому, что в марте 1957 года проект был закрыт.

Закрытие проекта М-60 вовсе не означало прекращение работ над атомной тематикой. Был поставлен крест только на атомных силовых установках с «открытой» схемой — когда атмосферный воздух проходил напрямую через реактор, подвергаясь сильному радиационному заражению. Надо отметить, что проект М-60 начинал разрабатываться, когда еще не было даже опыта создания атомных подводных лодок. Первая АПЛ К-3 «Ленинский комсомол» была спущена на воду в 1957-м — как раз в год прекращения работ над М-60. Реактор К-3 работал по «закрытой» схеме. В реакторе происходил нагрев теплоносителя, который потом превращал воду в пар. Ввиду того, что теплоноситель постоянно находился в замкнутом изолированном контуре, радиационного заражения окружающей среды не происходило. Успех такой схемы во флоте активизировал работы в этой области и в авиации. Постановлением правительства от 1959 года ОКБ Мясищева поручается разработка нового высотного самолета М-30 с атомной силовой установкой «закрытого» типа. Самолет предназначался для нанесения ударов бомбами и управляемыми ракетами по особо важным малоразмерным целям на территории США и авианосным ударным соединениям на океанских просторах.

Атомный самолет М-60 Атомный самолет, Атомолет, Авиация, Гонка вооружений, 1960, м-60, м-30, Длиннопост
Атомный самолет М-60 Атомный самолет, Атомолет, Авиация, Гонка вооружений, 1960, м-60, м-30, Длиннопост

Разработка двигателя для нового самолета была поручена ОКБ Кузнецова. При проектировании конструкторы столкнулись с неприятным парадоксом — падением тяги атомного двигателя с понижением высоты. (Для обычных самолетов все было в точности наоборот — тяга падала с набором высоты.) Начались поиски оптимальной аэродинамической схемы. В конце концов остановились на схеме «утка» с крылом переменной стреловидности и пакетным расположением двигателей. Единый реактор по мощным замкнутым трубопроводам должен был доставлять жидкий теплоноситель (литий и натрий) к 6 воздушно-реактивным двигателям НК-5. Предусматривалось дополнительное использование углеводородного топлива на взлете, выходе на крейсерскую скорость и выполнении маневров в районе цели. К середине 60-го года предварительный проект М30 был готов. В связи с гораздо меньшим радиоактивным фоном от новой двигательной установки, существенно была облегчена защита экипажа, а кабина получила остекление из свинцового стекла и плексигласа общей толщиной 11 см. В качестве основного вооружения предусматривались две управляемые ракеты К-22. По планам подняться в воздух М-30 должен был не позже 1966 года.

Однако в 1960 году произошло историческое совещание по перспективам развития стратегических систем оружия. В результате Хрущев принял решения, за которые его до сих пор называют могильщиком авиации. По правде говоря, Никита Сергеевич тут ни при чем. На совещании ракетчики во главе с Королевым выступили куда более убедительно, чем разобщенные авиастроители. На вопрос, сколько времени требуется на подготовку вылета стратегического бомбардировщика с ядерным боеприпасом на борту, самолетчики ответили — сутки. Ракетчикам потребовались минуты: «Нам бы только гироскопы раскрутить». К тому же им не требовались многокилометровые дорогостоящие взлетно-посадочные полосы. Преодоление бомбардировщиками средств ПВО также вызывало большие сомнения, тогда как эффективно перехватывать баллистические ракеты не научились до сих пор. Вконец сразила военных и Хрущева красочно описанная ракетчиками перспектива «кнопочной войны» будущего. Результат совещания — самолетостроителям было предложено взять на себя часть заказов по ракетным темам. Все самолетные проекты были приостановлены. М-30 стал последним авиационным проектом Мясищева. В октябре ОКБ Мясищева окончательно переводится на ракетно-космическую тематику, а сам Мясищев отстраняется от должности руководителя.

Будь авиаконструкторы в 1960 году более убедительны, как знать, какие бы самолеты летали сегодня в небе. А так, нам остается только восхищаться сумасшедшими идеями 60-х.


Источник: http://www.popmech.ru/technologies/8841-verkhom-na-reaktore-...

Найдены дубликаты

+158
Спасибо, было очень интересно почитать.
раскрыть ветку 15
+78

Побольше бы такого на пикабу!

ещё комментарии
+9
Очень красивый м-30!
раскрыть ветку 1
0
Мне тоже. Значит ли это, что я должен плюсануть твой коммент?
раскрыть ветку 1
-25
Не за что.
ещё комментарий
+28
Скорее не в опасности, а уязвимости перед теми же крылатыми ракетами.
Да и район размещения подобных самолётов это слишком большой и заметный объект, в отличие от пусковой шахты или подлодки, да и в отличие от самолётов, потеря береговой базы не помешает субмаринам выполнить боевую задачу (собственно для чего и введено боевое патрулирование)
раскрыть ветку 5
0

зато какая перспектива в развитии гражданской авиации была бы.

раскрыть ветку 4
+98
Пилотируемая ядерная установка отравляющая все вокруг с атомной бомблй внутри
раскрыть ветку 28
+29

Ну собственно в штатах это даже и разрабатывали - проект "Плутон".

раскрыть ветку 3
+16
Зачем делать самолёт когда можно сделать пилотируемую ракету на яд топливе оьравляющую воздух вокруг себя
раскрыть ветку 5
+1

Тогда уж проще сделать орбитальные системы ядерного удара. Вывести на геостационарную орбиту над главными объектами вероятного противника. На орбите государственных границ пока нет. В случае войны можно  быстро доставить ядерный заряд через атмосферу до объекта, расстояния меньше, скорость выше. Сделать гиперзвуковую ракету с управляемым падением, наверное проще, чем с управляемым полётом. При хорошей защите от атмосферы и высокой скорости, думаю средствам ПВО будет сложно её перехватить.

раскрыть ветку 17
+53

Друзья, 9 Мая в Музее ВВС в Монино - день открытых дверей, берите друзей и приезжайте!!!

Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку 9
+7

всенепременно приедем)

0
Я думал это под Ульяновском первая фотка
0

Так у них и так вроде бы билеты не дорогие. Был там пару лет назад, остались противоречивые чувства. Чудесная по наполнению экспозиция сочетается с ужасным состоянием этой самой экспозиции. Некоторые образцы откровенно ржавые.

Но в целом не пожалел, что съездил. И М-50 - красавец!  

раскрыть ветку 1
-1

Не хочу себя расстраивать, но Монино случайно не в Пермском крае находится?

раскрыть ветку 2
-1
А только 9-го? А 8-го и/или 7-го?
А то нужки у детей устанут с утра на парад, а потом ещё и в музей пилить.
раскрыть ветку 1
+20

Капсула 60 тонн)))  Мощно, такой типа стимпанк гротескный на атомной тяге

раскрыть ветку 2
+6
Это атомпанк.
+1

нет , просто в случае чего эта капсула выступает поражающим элементом по типу чугуниевой бомбы

+16
Ну уж нафиг. Каждая авария-мини Чернобыль
раскрыть ветку 3
+18

В условиях боевого применения этих самолетов Чернобыль уже будет считаться невинной детской шалостью.

раскрыть ветку 1
+2

https://ru.wikipedia.org/wiki/Космос-954
Похожие прецеденты были.

+12

Доктор Герберт Йорк (англ. Herbert York), директор Defense Research (Rtd), один из руководителей программы атомолётов в США:

Практически, я бы свёл всё к трём моментам, тесно связанным друг с другом:


Во-первых, самолёты иногда, бывает, падают. И сама по себе мысль о том, что где-то летает ядерный реактор, который вдруг может упасть, была неприемлемой.


Во-вторых, все эти прямоточные системы, прямоточные реакторы, непосредственная передача тепла, неизбежно приводили бы к выбросам радиоактивных частиц из хвоста самолёта.


И в-третьих — это сами лётчики. Вопрос их защиты стоял очень серьёзно.

+7
Однозначно зелёный
+8

узнаю где сделана первая фотка - монино. Там много разных интересностей можно увидеть.

ещё комментарии
+8
Летающие атомные кадавры
+3

А у меня в детстве такие игрушечные самолетики были.
Думал фантазии производителей игрушек.)))

+5
И всё это чтобы людей убивать
раскрыть ветку 14
+4

да не говори,

в жопу любителей войнушек

+2

почему мы не можем жить дружно?
в единой империи с едиными законами, ну с легкими отличиями как разница между оклахомой и олабамой.. Наверное всё потому что каждый каждый правитель хочет тотальной власти в сосбтвенной банановой республике.

вопрос как прийти к миру во всём мире без опричников и войн без тотальной войны.
как изменить сознание людей без геноцида инакомыслящих?
как благими намеряниями не привести всех в АД, хотя кажется что мы уже рядом с ним стоим.. в легкой кофте на продуваемой остановке в +5

раскрыть ветку 12
+6

Сколько сил потрачено на, что.... очень громоздко, уязвимо, дорого и менее эффективно

Это я про атомные самолеты

раскрыть ветку 4
+7

это сейчас так. в те годы сбить самолёт со скоростью 3 маха и летящий на высоте порядка 20 км - было невыполнимой задачей.

даже попади в него - спереди у него приварен кусок свинца 60 тонн, и ему вообще похуй, а сзади ты в него не попадёшь.

0
Сколько потрачено сил средств и времени, на компьютеры, которые были размером с квартиру и с вычислительной мощьностью раз в 1000 меньше чем Смарт часы?
раскрыть ветку 1
0
Ради Прогресса . И накапливания опыта .
+2

Вот еще вроде как атомный самолет,из сериала "Человек в высоком замке"

Иллюстрация к комментарию
+2

Мне даже страшно смотреть на эти картинки, а уж представить, что такая махина куда-то могла полететь...

+2

Что не идея на грани фантастики-идиотизма то всегда фигурирует ОКБ Мясищева. Такое ощущение что там всегда был хороший дилер.

Они вообще хоть один самолет до производства довели?

раскрыть ветку 1
+4
Иллюстрация к комментарию
+1

Тоже вариант.

Иллюстрация к комментарию
+1
Когда читаешь, какие проекты реализовывали в 50-60 - х годах, с каким энтузиазмом это все делалось, скорость ринятия решений и их реализация, удивляешься и гордишься тем поколением людей!!! И это годы после самой разрушительной и страшной войны в истори человечества!
раскрыть ветку 5
0

а сейчас смотришь, ручка пластиком в 3д пишет гыыыыыыы
симулятор 3д порнухи гыыыыыыыыы
видеокарт новый слущай уасся на 1% лучше прошлого но по цене в 4 раза дороже (ну типо технологии ты жи панимаишь (кризис патянет не ссыкай))
электромобили хотя бы внушают какую то веру в будущее)))) но все это делают не у нас(((

и понимаешь, что мы все всё проебали....

раскрыть ветку 4
+1

всему своё время, в СССР с сомнением относились к подобного рода самолётам, как никак атомная бомба в воздухе, да и технологии не позволяли достаточно точно проработать эти проекты. А в наш век их запросто можно реализовать и дополнить чем нибудь. Вообще у нашей РАН если поискать по архивам, столько всяких проектов лежит на полках. Просьба сильно не минусить мой коммент))

+1
Эти ваши "если бы" так убедительны....
+1
Почему не собрать экранолет на атомной тяге, который будет летать 24/7 по известному только ему маршруту над атлантикой, готовый нанести ядерный удар по асаша? Как подлодка, только быстрее и незаметнее
раскрыть ветку 3
+1

Беспилотный космического или стратосферного базирования это называется. Экранолёт очень заметен и привязан к погоде.

0

Собери

раскрыть ветку 1
+1

Инженеры тех годов были адски изобретательны, порой диву даешь когда видишь посты про редкие прототипы той или иной техники

Надо улиткам этот пост показать, прикольно полетать на таком было бы

раскрыть ветку 2
0

Бери выше, проект "Спираль". Думал на 1-е апреля её задвинут. )))

раскрыть ветку 1
-3
Ну это было начало. Хрен знает, до чего бы додумались. Если уже тогда реактор летал. Щас телепортировались бы уже
раскрыть ветку 23
+31
Боюсь, что если бы тогда у нас летали реакторы, то сейчас ты бы ходил по своему городу в респираторе и был бы перманентно лысым.
раскрыть ветку 22
0

Интересно, а сейчас делают такие автопилоты для самолетов. Так посмотреть, то и диспетчеров можно было бы автоматизировать. Наверное.

0
Заметили как безрассудно поступают политики сжигая в труху потенциал страны?
0

Если такая шаланда ибзданется об землю, привет ЧАЭС где попало? Нахрен нужны такие проекты.

0

Это спустя десятилетия такие проекты кажутся бредовыми. Но прогресс не может всегда идти только в верном направлении - нужны эксперименты, пробы и ошибки. А иначе этого самого прогресса и не будет.

По сути, все, что нас окружает - постоянно меняется: то, что вчера казалось гениальным, сегодня безнадежно устарело. Хотя есть и исключения, например - колесо)))

0
А почему у атомного двигателя тяга на малой высоте падала?
0

Непонятно к чему тут Королёва приплели когда в 60-ом году военные баллистические ракеты ещё курировал Янгель.

0

Я очень люблю всякую технику и авиацию в частности. но объясните мне очень знающие: в чем преимущество шасси велосипедного типа?

0
Иллюстрация к комментарию
0

Хороший был проект. Всё же я думаю что это не конец. Надеюсь наши Российские конструкторы смогут создать самолёт, который сможет вылетать и за пределы земли. А пока чем там занимаются инженеры мне не понятно. Я уже честно стал презирать любого человека который называет себя инженером. Поскольку повидал, на что они потратили кучу денег у меня на работе.

раскрыть ветку 1
0

Это называется "поиск". Без него нельзя создать что-то новое, а предвидеть все проблемы невозможно.

-1

интересно, а произвели ли на свет такие самолеты вообще? или это все только планы?

раскрыть ветку 1
+1
Проект закрыт не дойдя до производства.Скорой всего созданы только прототипы.
0

Самолет это хоть понятно.А подземные лодки это вообще сюрреализм.А они были.Про 3 штуки известно.СССР был крут нереально в плане военных задумок.

0
Интересно а почему электродвигатели не брали в расчет при атомной установке? Обороты ведь тоже не малые даёт.
раскрыть ветку 2
+3

По ТЗ нужен сверхзвук, а его не получить "пропеллером". Если двигатель крутит какой-то "вентилятор" который создает тягу, то на подходе к звуковой скорости на лопостях "вентилятора" будут начинаться переходные процессы (срыв потока) и он резко станет неэффективным. Он просто крутится сам по себе практически не создавая тяги.


Выход реактивный двигатель когда объем "на выходе" больше чем "на входе". Сожгли топливо -> нагрели воздух (плюс продукты горения) -> получили дополнительный объем -> тяга. Тут никакого переходного процесса нет. Но если нагревать воздух электричеством - тут под вопросом эффективность такой схемы.


А дозвуковые самолеты на атомной установке с электродвигателями несомненно возможны и разрабатывались, но это уже совсем другая история.

раскрыть ветку 1
0

там кстати гиганский вертолёт для повозки ядрёных боеприпасов стоит.

-13

Поэтому и развалился СССР, тратили деньги на хню разную, мало того, что ненужную, так еще и смертельно опасную. Единственное достоинство СССР это планеры для самолетов и автоматика, в этих двух областях мы были самыми лучшими в мире, а все остальное тупо просрали.

раскрыть ветку 9
+10
Эпоха атома пришла очень резко, тогда остальные типы движетелей на их фоне смотрелись очень бледно, потому и пытались их пихать всюду, даже в танки и машины. Не удивлюсь если человечество еще вернется к подобным проектам, но с более продвинутыми реакторами на борту.
раскрыть ветку 8
ещё комментарии
-2

Ходят упорные слухи что к этой тематике возвращаются. Собирают компактную ТВС, продумывают конструкцию стратосферника с возможностью выхода на низкую орбиту.

раскрыть ветку 6
0
"В конце июня «Центр имени Келдыша» взял на себя обязательства по созданию к концу 2018 года наземного прототипа ядерной энергодвигательной установки мегаваттного класса, предназначенной для полёта в дальний космос, в том числе к Луне и Марс"

Не знаю как там насчет стратосферников, а вот для космический аппаратов на всех парах уже делается.

раскрыть ветку 5
-16
Ага и ездить на ядерных автомобилях из плюмбума. понятно что это -забрасывание пропасти деньгами. Когда можно построить мост
раскрыть ветку 10
+3

Тут дело скорее не в деньгах (хотя тоже верно), сколько в опасности такой технологии.

Тоже не вижу никакого смысла строить такие дорогущие штуки, для которых нужны такие дорогущие аэродромы. Если можно построить дешёвые ракеты. Которые дешевле, эффективнее и инфраструктура для них нужно проще всё же.

Так что да. Ядерные самолёты — это денежная пропасть, в сравнении с мостом-ракетой.

раскрыть ветку 5
-14
Чтобы под этим мостом либерасты скакали на хуях солдат НАТО
раскрыть ветку 3
ещё комментарии
ещё комментарии
-4
.
-5

такую страну просрали эх.....

ещё комментарий
-1

Исходя из дальнейшей мировой истории развития ракетной техники и авиации, ракеты показали свой однозначный вин для выполнения подобного рода задач. Так что зря Кукурузника ругают, не от собственного долбоезма он отправил на полку подобные сумеречные проекты и на металлолом сотни устаревших во всех отношениях миг 15 и разное винтовое говно времен ВМВ.

-2

Шахты а тем более открытые стартовые комплексы тоже уязвимы к ударам как и ВПП. Периодически называют более живучими в условиях войны именно самолёты а не ракеты.

Проект "Аякс" вновь стал секретным. Так что самолётики ещё себя проявят.

-14
Слишком много буков!
ещё комментарий
Похожие посты
Похожие посты не найдены. Возможно, вас заинтересуют другие посты по тегам: