«ТЫСЯЧЕЛИКИЙ» НОБУНАГА.ОБРАЗ ОДА НОБУНАГА В МАНГЕ, АНИМЕ И РАНОБЭ-ЛИТЕРАТУРЕ. Часть 3.
Лики Нобунаги
Архетип Нобунаги в пересекающемся пространстве «ранобэ – манга – аниме», дробится на множество аватаров. Прямо как разбитое зеркало, осколки коего по-разному отражают изначальную персону. Сколько таких воплощений Нобунаги существует на данный момент, определить со всей точностью трудно. Представленная на сайте «Шикимори» коллекция «Прототипы самураев, полит-лидеров Японии, ниндзя периода Сэнгоку» демонстрирует 20 нобунага-аватаров, в коллекции с того же сайта «Повторяющиеся персонажи» – таких воплощений 29. В реальности число «оттенков Нобунаги», вероятнее всего, перевалило за отметку в 30 или 35 персон.
Обилие нобунаг позволяет любителю аниме как-то маркировать заинтересовавшие его аватары. Составлять коллекции, или топы, к примеру. Такую, свою, коллекцию вы и увидите далее. В нобунага-топе автора данной статьи всего шесть воплощений «благородного варвара». Список составлен исключительно из личных соображений, в соответствии с собственными вкусами и пристрастиями.
На шестом месте располагаются «Скитальцы». Ода Нобунага в этой франшизе заимствовал от своего прототипа не самые лучшие черты. Он жесток, расчетлив, опасно нестабилен эмоционально. Но именно такой, неуравновешенный и агрессивный, «японский тиран» идеально вписывается в сумрачную атмосферу тайтла. Это темный Нобунага для жестокого темного фэнтези, не больше и не меньше. Единственным достоинством Нобунаги «Скитальцев», как мне кажется, является присущее ему очарование отрицательного героя. Лично мне это обаяние в свое время помешало дропнуть аниме на первой же серии.
Пятое место – Демон Арчер (Majin Archer), женский персонаж франшизы «Fate…» и юмористической манги «Koha-Ace». Демон Арчер, как кажется, родилась из прижизненного исторического прозвища Нобунаги: «демон-правитель шестого неба» (дайроку тэмма-о:). Для японского буддизма этот демонический царь – одно из воплощений вселенского зла. Жестоко преследуемые реальным Нобунагой буддисты особой любви к своему гонителю испытывать не могли, а потому и относили «японского тирана» к разряду существ злобных и ужасающих.
Нобунага из франшизы «Fate» – красивая эффектная брюнетка. Воительница, свободно манипулирующая холодным и огнестрельным оружием. «Королева-демон шестого неба» – антибожественный фантазм, нечувствительный к атакам со стороны богов и мистических существ. Визуально Демон Арчер выглядит очень привлекательно, несмотря на военную униформу и сомнительную, лично для меня, способность варьировать свой возраст в диапазоне от лоли до взрослой девушки. Полагаю, реальный Нобунага с восторгом бы воспринял идею переродиться именно такой красавицей-демонессой. Не устроило бы его, вероятно, только одно обстоятельство: Демон Арчер – сервант, фамильяр, призванный выполнять задания мага-хозяина.
Четвертое место – «Девы гражданской войны: розовый парадокс». Высокая красавица княгиня с огненно-рыжими волосами, обладающая всеми достоинствами исторического Нобунаги: сильным характером, неискоренимой волей к победе и нестандартным мышлением. Помимо этого, Нобунага «Розового парадокса» намного добрее и милосерднее своего прототипа. Недостаток у красавицы Оды только один, и он не связан с личными качествами. Нобунага-княгиня – персонаж, несколько схематичный в исполнении. Если бы не оригинальный сеттинг и гендерная принадлежность, то героиня почти бы не выделялась из общего ряда стереотипных нобунаг.
На третьем месте «Заблудившись в Сенгоку» и Ода Казусаноскэ Нобунага. Образ «демона-правителя» в «Sengoku Strays», для 2007 года был довольно свеж и нетривиален. Казусаноскэ Нобунага – уже не перекаченный брутал с каменным лицом, как было принято изображать Оду в более ранних мангах и аниме, но еще и не женоподобный бисёнен позднейших реверс-гаремов. Он молодой князь, мужественный, непредсказуемый, умный и жестокий; человек с опасными глазами дикого хищника. Но, несмотря на жестокость и неровности характера, Нобунага «Sengoku Strays» все же располагающий к себе персонаж. При прочтении манги создается впечатление, что именно его дело правое, он обязательно победит всех врагов и объединит Японию.
На втором месте – «Дурак Нобунага». Название франшизы, как и образ местного Оды Нобунаги, родилось из его юношеского прозвища – «большой дурак из Овари» (Овари но о:уцукэ). Прозвищем молодого княжича наделили недоброжелатели, и оно выражало общественное отношение к излишней экстравагантности отпрыска клана Ода. Нобунага франшизы – это тоже весьма неформатный молодой человек и большой эксцентрик. Нестандартность, своего рода «визитная карточка» данного героя. Он пренебрегает общими правилами, шокируя добропорядочную публику. Но одновременно этот Нобунага, как и его исторический прототип, гениальный стратег и очень амбициозный политик, способный выдержать натиск со стороны самых неожиданных персонажей – Фернандо Магеллана или Юлия Цезаря. Надо признать, Шёджи Кавамори создал очень привлекательного героя, которого хочется уважать и сопереживать ему.
Первое место моего нобунага-топа однозначно отдано «Великим амбициям» и Ода Нобуне. Нобуна – достойная наследница своего прототипа, но отнюдь не его полное повторение. Девушка красива, умна, нестандартна. Нобуна – живая, мыслящая и нешаблонная личность. Её мечты захватывают зрителя, ей действительно по-настоящему сопереживаешь. Единственный недостаток принцессы-генерала заключается в ярко выраженном цундэрэ-комплексе. На протяжении первых серий аниме она настолько по-стервозному отрывается на главном герое, Ёшихаре Сагаре, что ее цунцун реально напрягает зрителя. В последующих сериях Нобуна постепенно влюбляется в Ёшихару, и цун закономерно перетекает в дэрэ. Впрочем, взаимная любовь не мешает Нобуне периодически поколачивать своего избранника, но с этой особенностью ее характера приходится просто смиряться.
Стоит повторить, что этот топ составлен исходя из личных предпочтений. Симпатии и антипатии – категории индивидуальные, и, думается, в аналогичных топах, составленных другими людьми, подбор персонажей будет совершенно иным.
Эпилог
Биограф Нобунаги Йероен Ламерс писал:
Деяния исторических личностей вовсе не обязательно препятствуют их интерпретации, даже если порой бывает невероятно трудно оценить масштаб их свершений в целом [4].
Применительно к теме нашей статьи эту сентенцию можно перефразировать следующим образом: собственно личность великого человека (его характер, склонности, пристрастия), не препятствует бесконечному интерпретированию этой же самой личности в умах окружающих и потомков. Ода Нобунага, при жизни страшный для своих противников и союзников «тиран», в наше время приобрел посмертную славу великого политического лидера, возвысившись до положения практически всеобъемлющего культурного архетипа.
Подлинный масштаб «архетипизации» Нобунаги, оценить так же сложно, как и подлинный масштаб его прижизненных деяний. Явление давно уже вышло далеко за пределы Японии, перекинувшись вместе с непременными атрибутами культуры отаку (мангой, аниме, ранобэ) на англо- и русскоязычный миры. Уже факт того, что я сейчас пишу эту статью, очередное подтверждение межконтинентального влияния Нобунаги на неокрепшие умы русскоязычных анимешников. Интерес к «японскому тирану» возник лично у меня под воздействием аниме и ранобэ «Великие помыслы Оды Нобуны», и только вдохновившись этой франшизой я начал искать литературу, посвященную историческому Ода Нобунаге [5].
Нобунага – «Jiponius Tyrannus». Нобунага – первый объединитель Японии. Нобунага – архетип… Возможности для интерпретации личности Оды бесконечны и не знают границ. Но кем бы не являлся Ода для современников, историков и культурологов, в пространстве отаку он продолжает свою посмертную жизнь, дробясь на аватары и реинкарнируясь во все новые и новые воплощения.
Роман ВОРОНКОВ
ПРИМЕЧАНИЯ:
[4] Цит. по: Ламерс Й.П. Новый взгляд на японского полководца Ода Набунага. – СПб. «Евразия», 2012. С. 262.
[5] Думается, и у других анимешников был подобный опыт. На первой стадии: «любопытная анимашка!», на второй: «надо чего-нибудь почитать про Японию», на третьей: «ух-ты, а интересно же!». Таким образом, кто-то и находит для себя героев, кто-то ударяется в дзэн, а кто-то просто открывает для себя чайную церемонию.
ИСТОЧНИКИ и ЛИТЕРАТУРА:
1. Ламерс Й.П. Японский тиран. Новый взгляд на японского полководца Ода Набунага. – СПб. «Евразия», 2012.
2. Иванов Б. Введение в японскую анимацию. – Б.м., 1999.
3. Микагэ Касуга. Великие помыслы Ода Нобуны. Т. 1-2. / Ранобэ. Пер. с анг. команда RuRa-team, Shum. Сайт: http://ruranobe.ru/r/onny
4. Шинго Нанами. Заблудившись в Сенгоку. Т. 1-4. / Манга, сканлейт. Сайт: http://mangachan.me/manga/1685-sengoku-strays.html
5. Юка Кумада. Цветок поднебесной. Т. 1-5. / Манга, сканлейт. Перевод команды Neko Scans.
6. Milena Mavrikievna. Прототипы самураев, полит-лидеров Японии, ниндзя периода Сэнгоку. / Коллекция. Сайт: https://shikimori.org/collections/142-prototipy-samuraev-polit-liderov-yaponii-nindzya-perioda-sengoku-i-dr
7. Soul-penetrating 汚れ. Повторяющиеся персонажи. / Коллекция. Сайт: https://shikimori.org/forum/collections/collection-1386-povtoryayuschiesya-personazhi/258630-obsuzhdenie
Адрес лонгрида 3-й части:
https://vk.com/@shikimori-tysyachelikii-nobunaga-chast-3
Полный вариант статьи в pdf-формате:
https://vk.com/doc481409477_483750640?hash=afe9ac186e3822d4f0&dl=8daf644f66c3545889
















