kuznechegbandit

Просто пишу на рандомные темы для досуга
Пикабушник
Дата рождения: 6 июля
96 рейтинг 1 подписчик 0 подписок 1 пост 0 в горячем
3

Про IT-шника который каждый год меняет компанию

Текучка кадров и непостоянные сотрудники — бич большинства IT-компаний по всей стране. Когда спрашиваешь таких людей, почему они уходят из компании, то они все как один говорят: «Я со всем разобрался, всё наладил, а у компании нет интересных задач». Мы особо не задумываемся и верим на слово, но что по факту скрывается за этими словами? Это объективная причина или просто рационализация чего-то более глубинного? Я — IT-шник, у которого был период миграций из одной компании в другую, а также длительный опыт сотрудничества длиной более пяти лет. Сегодня для себя и для вас попытаюсь ответить на этот вопрос.

Про IT-шника который каждый год меняет компанию

Дисклеймер

Я уже понимаю, что у части аудитории возникнет подрыв пуканов после прочтения данной статьи. Несмотря на своё личное отношение к «летунам» или «джобхопперам», я постарался максимально объективно рассмотреть проблемы такого рода людей. Я не являюсь капиталистом, я — наёмный сотрудник, который участвует в подборе персонала. В любом случае надеюсь, что эта статья откроет вам глаза на проблемы, которые у вас объективно имеются (как и у всех, и у меня в том числе!).

Как коллектив видит нового сотрудника

Давайте по фактам разберем требования и отношение к новому сотруднику, который только вступил в должность. Я буду опираться на свой личный опыт онбординга и других моих знакомых коллег тимлидов.

Требования к новому сотруднику

Когда новый человек только вступает в должность у него испытательный срок 3 месяца, в течение которого ему не стоит косячить и пройти план адаптации.

Для нового сотрудника команда и руководство как правило не строит каких-то фантастических надежд (ибо уже был горький опыт), а в первую очередь смотрит на его поведение в коллективе, дисциплину, и естественно качество/ сроки выполняемых задач.

Как правило даже небольшие коммерческие проекты требуют определенного времени, чтобы человек вник и начал брать на себя какие-то ответственные задачи. Понимание того как правильно кодить помогает ему решать какие-то "узкие" задачи установленные для него коллегами постарше. Через решение множества таких "узких" задач человек постепенно приобретает понимание проекта и зона его ответственности растет.

Таким образом мы можем охарактеризовать нового сотрудника следующим образом: он ничего не понимает в новом проекте, уровень его ответственности минимален, он еще не выстроил взаимоотношений с коллегами и не побывал в конфликтных ситуациях.

Отношение руководства к новому сотруднику

Если мы опускаем джунов, то найти мидла и старше бывает достаточно проблематично, особенно если у компании недостаточно финансов. Поэтому любой новый сотрудник, который пришел на эту должность, автоматически воспринимается как некое достижение и выполненный план. Дальше весь фокус направляется на сотрудника, на его взаимоотношения и способность выполнять задачи.

Несмотря на то что есть 3-месячный срок, никто не стремится избавляться от сотрудника за какие-то погрешности или проблемы. Скорее ситуация противоположная, его хотят пригреть и оставить. Как говорится наказывают не за ошибки, а за проступки. Поэтому если особо не наглеть и стремиться показать себя с лучшей стороны то никаких санкций не поступит.

Более того, что действительно ценится в новых сотрудниках так это осторожность. Поэтому если новый сотрудник в чем-то неуверен, то он может заявить об этом, скажем в надежде не повалить весь прод, и это ему зачтется даже как плюс, а не минус. По сути для него есть легальные механизмы ухода от ответственных задач.

Отношение коллектива к новому сотруднику

Что касается коллектива, то отношение может быть самым разным. От полного непринятия, до закадычной дружбы после первого же перекура. Как и любые межчеловеческие отношения, тут все абсолютно недетерминированное. Это объясняется тем, что сотрудники смотрят на новенького сквозь призму собственного комфорта в первую очередь. Какие-то заботы о судьбе проекта их интересуют уже в самую последнюю очередь, так как каких-то сливок с него они вряд ли снимают, в отличие от руководства.

Поскольку отношение коллектива к тебе может быть каким угодно, то самой верной стратегией будет - пассивная линия поведения. Какие-то слишком активные действия, особенно вне рамок своих обязанностей, будут провоцировать коллектив и ускорят появление конфликтов. Лично я считаю, что любые конфликты это прекрасный способ создать свою зону комфорта, но если вы новенький то любые конфликты особенно на ранней стадии будут играть вам в минус.

При этом любое недовольство, которое в нем несомненно есть, будет накапливаться и выражаться в форме пассивной агрессии. Такой способ решения личных проблем самый мерзкий и самый скрытный. Причиной же такого поведение является либо неспособность или страх к открытому конфликту, который еще вдобавок может привести к ухудшению своих позиций в компании.

Что из себя объективно представляет новый сотрудник

Проведя анализ требований и отношений к новому сотруднику мы можем составить так называемый "портрет", который объективно охарактеризует то, какими качествами должен обладать такой индивид. Справедливо отметить, что данные качества тем сильнее ему присущи и комфортны, чем чаще он меняет работу:

  • ничего не понимает в новом проекте

  • уровень ответственности минимален

  • поверхностные и не проверенные конфликтами отношения с коллективом

  • никто его не наказывает и стремится удержать

  • он имеет легальные механизмы "стряхивания" с себя важных задач

  • его осторожность поощряется

  • пассивная линия поведения

  • склонность к пассивной агрессии

Почему продержался только один год?

При собеседовании с людьми которые меняют компанию каждый год можно ЧАСТО услышать следующую фразу: "Я со всем разобрался, все наладил, а у компании нет интересных задач".

Я во всем разобрался

Я считаю важным разобрать этот ответ на составляющие. Давайте начнем с первой части, которая звучит как "Я со всем разобрался, все наладил...".

Объективно разобраться со всем можно, если ты пилишь весь проект в соло — тогда ты действительно знаешь каждый класс, каждый скрипт и т. д., и т. п. Если же ты на большом коммерческом проекте с сотнями тысяч строк кода, то говорить «Я со всем разобрался» — это как минимум ложь. Почему человек обманывает работодателя и в первую очередь себя? Это говорит о потребности в признании его способностей и компенсаторном чувстве собственного превосходства. По факту такой человек, как только научился успешно справляться с потоком выставляемых ему задач, осознал, что теперь он во всём разобрался. На деле же он разобрался только в своих задачах, которые ему поручал тимлид или руководитель, а ещё есть множество других задач и потребностей на проекте. Если взять в расчёт, что человек каждый год меняет компанию, то это просто сразу бросается в глаза.

ЧСВ — есть компенсаторная реакция на чувство собственной незначительности и бессилия. Человек ищет любые подтверждения своей значимости и найдя их просто приходит в восторг и только они закрепляются в его сознании. Что касается собственных ошибок, недочетов и незнаний, то они все подвергаются тщательной рационализации. Более того, они для него болезненны.

Человек, который не уделяет времени своим ошибкам и незнанию, по факту не растет. Он удовлетворяется необходимым минимумом, используя который он может выживать. У данного человека отсутствует здоровая самокритичность, из-за чего он сам не сомневается в своих способностях. Сомнение — это важный драйвер познавательного процесса, который для него по факту отсутствует, поскольку он в себе уже уверен, он уже важен.

У компании нет интересных задач

Концовка "... у компании нет интересных задач" психологически говорит о 2х вещях:

  • отсутствие личной инициативы

  • склонность к перекладыванию ответственности

Как правило новый сотрудник получает все задачи от тимлида или руководителя. Когда человек начинает справляться хорошо с определенным родом задач, то ему начинают подкидывать такие все чаще. Это приводит к росту эффективности команды, но взамен новому сотруднику становится все скучнее. Это самая базовая динамика.

Для того, чтобы разорвать этот порочный круг, все что необходимо сделать - это попросить другие задачи. За все годы работы, я еще не разу не встречал работодателя, который бы с негативом отозвался на эту просьбу. Человек, который просит новые задачи, тем самым показывает что текущие ему надоели и он хочет расти дальше.

Когда человек говорит: "У компании нет интересных задачи", то обязательно следующим вопросом должно следовать: "А вы просили работодателя их сменить?". Если ответ положительный, то нужно уточнять конкретные примеры.

Склонность к перекладыванию ответственности выражается в том, что человек делает акцент именно на компании, т.е. не мне стали скучными задачи, а компания такая плохая, что не может дать мне что-то интересное. В первом случае человек говорит о том, что те задачи которые есть ему лично не подходят и он принимает за это ответственность, во втором случаем виноват работодатель, поскольку он не соизволил сам пинговать и интересоваться у сотрудника.

Что мотивирует сменить работу?

Принять решение о смене работы действительно сложно и как правило для этого должны быть веские причины, если человек уже закрепился на своем текущем месте. Если все объединить, то можно выделить следующие 4 причины:

  • личные обстоятельства

  • деньги

  • интерес к работе

  • отношения с коллективом

  • отношения с работодателем

Мы не будем разбирать все, этого хватит на несколько статей. Я лишь хочу "подсветить" одну интересную динамику у людей, которые каждый год мигрируют из компании в компанию.

Дело в том, что самым безопасным оправданием для своего ухода являются деньги и причина утраты интереса к работе. С деньгами все понятно, все хотят зарабатывать больше. Если мы говорим о личных обстоятельствах, то не все их могут иметь. Если же мы говорим об отношениях с коллективом и работодателем, то тут уже страшно взболтнуть чего-то лишнего. Если у тебя проблемы в отношениях с коллективом или работодателем, то это может сигнализировать о "проблемности" данного человека. Прибавив к этом ежегодную миграцию мы получаем самый настоящий повод для опасения.

Поскольку деньги и интерес к работе самые безопасные темы для манипулирования и оправдания своего ухода из компании, то они естественно используются при каждом собеседовании как некая заготовка. Именно поэтому важен не общий смысл ответа на вопрос "Почему вы решили уволиться?", а его частности. Когда мы разбирали шаблонный ответ: "Я со всем разобрался, все наладил, а у компании нет интересных задач", то мы поняли как много могут рассказать о человеке буквально несколько фраз.

Когда человек уходит из компании никогда нельзя исключать возможные проблемы в отношениях. Дело в том, что любой комфорт достигается путем конструктивного преодоления конфликтных ситуаций. Человеку не свойственно покидать комфорт, если только он не зомбирован поиском успешного успеха и гипнозом инфоцыган, которые извращенно подменяют фразу "расширения зоны комфорта", на "выход из зоны комфорта". Конфликтные ситуации никогда не начинаются сразу, чтобы они возникли коллектив должен "помариноваться" и только после этого они всплывут наружу. Далее возможны 2 негативных исхода, либо конфликтов было слишком много, либо их не было совсем. Первый случай говорит о том, что данный коллектив ему просто не подходит, а второй о том, что человек не имеет софт скиллов, терпит до такой степени, что не выдерживает и ему остается только покинуть компанию.

Хочу еще раз отметить, что если человек долго работает на своем месте, настроил взаимоотношения с коллегами, получил ответственность и уважение коллег, то ему даже при кратном увеличении зарплаты будет крайне сложно принять решение об увольнении. Для того, чтобы почувствовать этот самый комфорт нужно много времени и как правильно это не год, а 3 и более.

Мы пришли к выводу, что ИТ-шник, который каждый год меняет свое место работы, по факту не может создать себе комфортное рабочее пространство и наладить взаимоотношения коллегами по работе. Чтобы не упасть в глазах будущего работодателя он рационализирует свою неспособность к комфортной работе с людьми через шаблонные рассказы про деньги и утрату интереса к работе.

Что делать когда HR попалось резюме такого персонажа?

Дело в том, что все проблемы вот таких ребятишек объясняются в первую очередь мизерным жизненным опытом. Поскольку ИТ коллективы очень молодые, то набрать в них команду из осознанных людей, которые умеют правильно общаться, создавать и решать конфликты, очень сложно. От человека, которому только исполнилось 25-30 лет, который только недавно закончил вуз, совсем немного поработал, еще слишком рано ожидать понимания себя и способности уживаться в коллективе.

Из-за того что текучка сейчас повсеместная и это приобрело уже некую "нормальность", то оставаться инфантильным и неосознанным стало намного проще. Я бы даже сказал, что это рациональная стратегия поведения, поскольку перепрыгивая из компании в компанию можно продать свой "опыт" за большие деньги, а также особо не углубляться в свою профессию. Ведь достаточно только знать правильные ответы на вопросы, к следующему собесу, которые можно спокойно нагуглить минут за 20.

Таких людей если и нанимать, то только на свой страх и риск. Человек, который постоянно мигрирует - это уже серьезная проблема. Вопрос только в том, где у вас больше проблем, в производственном цикле или найме. Если у вас острые проблемы в производственном цикле, и люди вам нужны, то у вас нет выбора и придется брать таких ребят. Если с производственным циклом все хорошо, то вообще нет никакой надобности в такого рода людях.

Уж поверьте, коллектив лучше поработает в более напряженном режиме, чем будет адаптироваться к какому-то новому незнакомцу. Незнакомец это всегда стресс для коллектива и потребность в изменениях.

Выводы

IT-шник, который постоянно меняет место работы, так называемый «летун» или «джобхоппер», не видит интереса в углублении своих знаний в рамках какого-то проекта, а также боится или избегает ответственности. Он имеет легальные механизмы перекладывания ответственности на более опытных коллег и не стремится к глубоким и комфортным взаимоотношениям с коллективом. Для него комфорт заключается именно в том, что он соблюдает значительную дистанцию между собой и проектом, между собой и коллективом. Он из года в год меняет своё место работы, а значит, такое положение его полностью устраивает. Поскольку потребности в истинном психологическом комфорте и важности у него нет (у него ЧСВ — он уже важен), то всё, за чем он гонится, — это деньги. Для того чтобы произвести новый цикл смены работы, он накапливает негатив (вместо того чтобы его конструктивно прорабатывать) и рационализирует свой уход не накопившимся негативом и личными недочётами, а проблемным работодателем.

Вот такой вот краткий разбор летунов у меня получился. Если вам интересен мой контент, то прошу подписываться: @kuznechegbandit

Показать полностью 1
Отличная работа, все прочитано!

Темы

Политика

Теги

Популярные авторы

Сообщества

18+

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Игры

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Юмор

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Отношения

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Здоровье

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Путешествия

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Спорт

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Хобби

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Сервис

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Природа

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Бизнес

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Транспорт

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Общение

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Юриспруденция

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Наука

Теги

Популярные авторы

Сообщества

IT

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Животные

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Кино и сериалы

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Экономика

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Кулинария

Теги

Популярные авторы

Сообщества

История

Теги

Популярные авторы

Сообщества