Жизнь Спартака
https://www.youtube.com/watch?v=_64pOtgtkzc
Пока воин спал, змея обвилась вокруг его головы. Вместо опасности, его жена увидела знак - грозную силу, которая могла привести ее мужа либо к славе, либо к гибели. Но на данный момент он всего лишь раб - один из миллионов, захваченных на территориях, покоренных Римом, для работы на рудниках, обработки полей или развлечения толпы драками.
Фракиец-кочевник, родом оттуда, где сейчас находится Болгария, он служил в римской армии, но был арестован за дезертирство. Его звали Спартак. Спартака в Капую привел Батиат, тренер гладиаторов, или ланиста.
Жизнь в людюсе, или гладиаторской школе, была беспросветна. Новые рекруты были обязаны произнести клятву “быть заклейменными, связанными, поверженными и убитыми мечом” и беспрекословно подчиняться воле их хозяев. Но даже строгая дисциплина на смогла сломить дух Спартака.
В 73 году до нашей эры, Спартак подговорил семьдесят трех рабов завладеть кухонными ножами и вертелами, чтобы сбежать, попутно прихватив повозку с гладиаторским снаряжением. С них было достаточно драться ради других, теперь они сражались за собственную свободу. Когда об этом узнали в Риме, Сенат был слишком занят войнами в Испании и Понтийском царстве, чтобы переживать из-за каких-то непокорных рабов.
Беззаботный претор Клавдий Глабер повел свое трехтысячное войско к повстанческому лагерю на горе Везувий и заблокировал единственный проход через горы. Все что ему оставалось - ждать, когда они умрут от голода. Так ему казалось.
Перед рассветом повстанцы спустились со скал на веревках, сплетенных из виноградной лозы и обошли беззащитный лагерь с тыла. Так началась легенда о непокорном римском гладиаторе. По мере распространения восстания, к его рядам примыкали беглые рабы, солдаты-дезертиры и голодающие крестьяне.
Многие не умели сражаться, но тактические решения Спартака превратили их в эффективную партизанскую силу. Второй поход римлян, который возглавил претор Вариний, был атакован, когда офицер принимал ванну. Чтобы улизнуть от оставшихся римских войск, повстанцы использовали вражеские тела для своего прикрытия и украли коня Вариния чтобы скрыться побыстрее.
Благодаря своим вдохновляющим победам и политике равноправного распределения добычи, Спартак продолжил привлекать последователей и получил контроль над селениями, в которых можно было ковать новое оружие. Вскоре римляне осознали, что противостоят не просто беглому сброду и весной 72 года до нашей эры Сенат полноценно ответил силой двух легионов.
Повстанцы одержали победу, но многие потеряли свои жизни в бою, включая Крикса, лейтенанта Спартака. Чтобы почтить его честь, Спартак устроил погребальные игры, заставив пленных римлян выступить в роли, которую когда-то пришлось выносить его друзьям-повстанцам. К 72 году до нашей эры армия Спартака представляла собой внушительную силу из 120000 воинов.
Однако, таким количество оказалось трудно управлять. Очистив себе путь к Альпам, Спартак хотел выйти за пределы римских границ где его сподвижники могли получить свободу. Но его огромное войско стало дерзить. Многие хотели продолжать грабить, другие мечтали о походе непосредственно на Рим.
В итоге, армия повстанцем повернула на юг, отказавшись, как потом оказалось, от последнего шанса на свободу. Тем временем, Марк Лициний Красс взял в свою руки контроль над ходом войны. Самый богатый гражданин Рима, он преследовал Спартака с восьмью новыми легионами, в конечном счете загнав повстанцев на юг Италии.
После безуспешных попыток построить плоты, и вероломного предательства местных пиратов, повстанцы осуществили отчаянную попытку прорваться сквозь армию Красса, но она не увенчалась успехом. Римские подкрепления возвращались с понтийских войн, что сломило дух и ряды бунтарей.
В 71 году до нашей эры, состоялась последняя битва. Спартаку почти удалось добраться до Красса, но центурионы остановили его. Его армия была уничтожена, а 6000 пленных были распяты вдоль Аппиевой дороги - в незабываемой манере продемонстрировав власть Рима. Красс выиграл войну, но не его наследие эхом разноситься сквозь века.
Тысячи лет спустя, имя раба, который заставил трепетать самую могущественную империю мира, стало синонимом свободы - и стимулом к борьбе за нее.