96

За что «любить» Сталина

За что «любить» Сталина

Согласно социологическим опросам любовь народа к Сталину неуклонно растёт. Социологи, политологи и прочие «болтологи» ведут бесконечные споры о причинах роста симпатий к советскому вождю. Кто-то видит эти причины в том, что общество стало чересчур политизированным; другие утверждают, что люди любят не Сталина, а его мифологизированный образ; третьи уверяют нас в том, что общество «повзрослело» и стало адекватно оценивать историю страны.

Все это «шелуха», которой нас пытаются отвлечь от главного — от «скучных» показателей и цифр сталинской эпохи.

1. Демографические показатели — на мой взгляд, являются главным критерием оценки эффективности политической системы.

Население СССР в 1926 г. составляло 147 млн. человек, в 1939 г. — уже 170,6 млн. человек, в 1959 г. – 208,8 млн.

Детская смертность в 1913 г. составляла 268,6 на 1000 новорожденных, в 1950 г. - 81 на 1000. Среднее число детей, рожденных одной женщиной, в 1950 году было 2,89.

2. Значительно увеличилось количество учебных заведений всех уровней. Безграмотность была ликвидирована. Число научных работников в 1950 г. возросло по сравнению с 1940 г. в 1,5 раза. Число научных учреждений за тот же период - на 40%.

3. Промышленность и сельское хозяйство — это основа любой экономики, обеспечивающие благосостояние. С 1923 по 1929 годы среднегодовой прирост народного хозяйства СССР составил более 11%; в США, Англии, Германии, Франции этот показатель не превышал 3-5%. Были построены тысячи новых заводов и фабрик. В 1937 году СССР вышел по валовой продукции промышленности на первое место в Европе и второе в мире после США. В 1937 г. этот показатель увеличился по сравнению с довоенным 1913 г. в 8 раз. Продукция сельского хозяйства - в 1,14 раз.

Экономики всех постсоветских государств и по сей день функционируют за счёт той индустриальной базы, которая была создана в советский период.

4. Под руководством Сталина СССР устоял во Второй мировой войне, разгромил европейский фашизм, получил колоссальную сферу влияния по всему миру, подорвал основы западной колониальной системы, создал ядерный щит. Все это стало возможным благодаря пункту 3 - экономическому базису.

5. Послевоенная внутренняя политика. Карточная система была отменена в СССР в 1947 года, во Франции - 1949 г. в Англии - 1953 году.

Снизились цены на все товары массового потребления. Через 5 лет после отмены карточек, хлеб, мясо, сливочное масло уже стоили в 2,5 раза дешевле, чем до отмены карточек, сахар - в два раза дешевле. В то же время в США цены на хлеб выросли на треть, в Англии - в два раза, во Франции — более чем вдвое. Цены на мясо в США увеличились на четверть, в Англии — на треть, во Франции — вдвое.

6. Послевоенная внешняя политика. В 1950 году была отменена привязка к доллару: рубль переводился на постоянную золотую основу. Это почти вдвое увеличило эффективность советского экспорта (промышленного и наукоёмкого), что привело к росту производства.

Появлялся общий рынок, финансово-экономический блок (СЭВ, Китай, Монголия, КНДР, Вьетнам), где внешняя торговля велась за «сталинский золотой рубль», и который был свободен от доллара, а значит и от политического влияния США.

Вот за что надо любить Сталина, его «мифологизированный образ» или что ещё вы там любите...

Уже слышу! «А как же репрессии?!?!?!»

В данных вопросах необходимо соблюдать принцип историзма, то есть судить об исторической личности с точки зрения исторического контекста, а не с позиции сегодняшнего дня и нашего социального положения. А исторический контекст был следующим: отгремела Первая мировая война, революция, и над страной нависала угроза новой большой войны. Война, как известно, это прежде всего битва экономик, а экономика СССР в 1920-ые годы все ещё отставала на десятки лет от развитых капиталистических стран. Для выживания Советский Союз должен был осуществить рывок в экономике в чрезвычайно короткие исторические сроки. Задача эта была выполнена советским народом под руководством Сталина и коммунистов.

Совершенно очевидно, что такие колоссальные достижения не даются легко. На пути к достижению цели было совершено много ошибок, были допущены перегибы на всех уровнях — от политики высшего руководства до доносов простых граждан друг на друга. Одним из эксцессов стал период с 1937 по 1938 год, так называемый «Большой террор» (также именуемый как «Ежовщина»). Закончился с заменой Н. И. Ежова на посту главы НКВД Л. П. Берией (и расстрелом первого). Берия впоследствии проводил реабилитацию осуждённых.

Достаточно точно определил количество жертв сталинских репрессий Виктор Земсков. За период с 1921 — 1954 гг.,за контрреволюционные преступления было осуждено 3 777 380 чел., в том числе приговорено к высшей мере наказания — 642 980. Ни о каких десятках миллионов здесь не может быть и речи. Лично Сталиным и Политбюро ЦК ВКП(б) по «Сталинским расстрельным спискам» были приговорены к высшей мере тысячи человек, в подавляющем большинстве члены управленческих структур, в том числе НКВД и РККА.

Иногда выдвигают следующий тезис: нет, разницы миллион или сто тысяч, даже если бы погиб один человек — это все равно человеческая жизнь. А кто с этим спорит? Только мы ведём разговор ни об этом, а об оценке исторической личности. Если ставить знак минус государственному деятелю за казнь даже одного человека в стране, то нужно осудить всех президентов США. Ведь в этой стране до сих пор практикуют смертную казнь и пытки, а ошибок и перегибов правосудия там не мало, и это все в относительно мирное время (отсылаю вас к книге британского журналиста Мэтью Сайеда «Принцип «чёрного ящика»).

Нужно ли любить Сталина?

Нет, не нужно. Любовь это очень личная вещь, мы любим людей, которых знаем лично, с которыми близки. Никто из нас не знал Сталина лично.

Нужно ли осуждать Сталина?

Я не желал бы никому попасть в ситуации, которые требуют принятия столь сложных решений, которые приходилось принимать Сталину. Как бы поступил каждый из вас, окажись вы на его месте — это большой вопрос.

Как быть?

Вместо любви или нелюбви, считаю важным изучать историю, достичь понимания логики развития исторического процесса.

«Человеческая жизнь бесценна. Убийство невинных людей нельзя оправдать — будь то один человек или миллионы. Но исследователь не может ограничиваться нравственной оценкой исторических событий и явлений. Его долг — воскрешение подлинного облика нашего прошлого. Тем более, когда те или иные его аспекты становятся объектом политических спекуляций».
В.Земсков, советский и российский историк, доктор исторических наук


Ссылки:

1/Википедия. Население СССР
2/Военное обозрение. СССР при Сталине.
3/ Советский опыт. А.Х.Шогенов. Развитие реальной экономики СССР с 1921-го по 1953 год
4/ СССР Сталина. Pikabu
5/ Алексей Чичкин, кандидат экономических наук, Как рубль "освободили" от доллара, 2010
6/ Виктор Земсков. Политические репрессии в СССР (1917—1990)
7/ Мэтью Сайед. Принцип «чёрного ящика», Великобритания, 2015
8/ Уровень одобрения Сталина россиянами побил исторический рекорд. РБК.

**********************************************

Ещё статьи:

1/ Капитализм или социализм?
2/ Почему Россия не Запад. Общая характеристика русской истории.
3/ Что такое социал-дарвинизм. Это должен знать каждый.
4/ Что не так с буржуазными выборами.
5/ «Почему одни страны богатые, а другие бедные». Разбор книги.
6/ Рыночная конкуренция. Была, есть и будет?
7/ Толерантность vs дружба народов.
8/ Economist: социализм вернулся, но он не сможет решить проблемы капитализма
9/ Основа экономики передлвого государства - это сфера услуг?

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
1
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий
1. Демографические показатели — на мой взгляд, являются главным критерием оценки эффективности политической системы.

В Российской Империи народ размножался очень хорошо. А сегодня рекордсмен по демографии - Африка.

В 1937 г. этот показатель увеличился по сравнению с довоенным 1913 г. в 8 раз. Продукция сельского хозяйства - в 1,14 раз.
35 лет, чтобы фактическая продукция С/Х выросла на 14% относительно кризисных времён российской империи...
Под руководством Сталина СССР устоял во Второй мировой войне

Под руководством Сталина СССР заключил с Рейхом договор о разделе сфер влияния в Европе, в соответствии с которым Вторая мировая и началась.

5. Послевоенная внутренняя политика

Отказаться от Плана Маршалла и взвалить всё дело восстановления страны на убитый войной и горем народ.

Снизились цены на все товары массового потребления.

Почитайте о грабительской денежной реформе 1947 года. За счёт этого и появлялись эти математические чудеса. Но вот в реальности...

раскрыть ветку (7)
0
Автор поста оценил этот комментарий

В Российской Империи народ размножался очень хорошо. А сегодня рекордсмен по демографии - Африка.

Согласен. Неудачно выразил мысль. Я хотел сказать, что если либералы давпят на репрессии, типа вот что с численностью населения, миллионы погибших и проч. Я говорю, что население СССР росло. А вот в 90 ые при "демократии" репрессии не было, а население падало по 700 тыс в год.

35 лет, чтобы фактическая продукция С/Х выросла на 14% относительно кризисных времён российской


Согласен. Совершенно справедливо. Индусириализация позволила совершить феноменальный скачок, однако это было обеспечено дорогой ценой коллективизации, при которой баланс между общественным личным и интересом так и был найден.

0
Автор поста оценил этот комментарий

Под руководством Сталина СССР заключил с Рейхом договор о разделе сфер влияния в Европе, в соответствии с которым Вторая мировая и началась

Крайне вульгарное представление. А как же Мюнхенский сговор, договоры между Третьим рейхом и Польшей, Францией, Англией, Эстониией? Как же раздел Чехословакии, обеспеченное Англией и Франция, в котором приняла участие Польша, а Германия получила деньги и промышленные мощнлсти? Все это как-то влияло на начало войны?

Опровергнешь то что тут написано?

«Сталин v Гитлер» Часть 4. Кто кому помогал?

раскрыть ветку (2)
0
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

"Мюнхенский сговор" не привёл к началу ВМВ. Оккупация Польши по договору с СССр - привела.

договоры между Третьим рейхом и Польшей, Францией, Англией, Эстониией

Дай мне пример хоть ОДНОГО договора Рейха с кем-либо кроме СССр о разделе сфер влияния в Европе.

а Германия получила деньги и промышленные мощнлсти

СССр не меньше помогал Германии, в т.ч. в военной сфере.

раскрыть ветку (1)
0
Автор поста оценил этот комментарий

Мюнхенский сговор" не привёл к началу ВМВ. Оккупация Польши по договору с СССр - привела.

Ну как же не привёл? О планах завоевать жизненное пространство на востоке Гитлер говорил задолго до 1938. Промышленный потенциал, который получила Германия с оккупацией ЧС, плюс финансы и территории для прохода войск - разве не обеспечили осуществления этих планов?
То что ВМВ началась после договора между Германией и СССР не говорит о том, что этот договор к ней привёл. ВМВ могла начаться после дождичка в четверг, однако это не значит что дождь виноват.

Дай мне пример хоть ОДНОГО договора Рейха с кем-либо кроме СССр о разделе сфер влияния в Европе.

Всё возражения либералов в этом вопросе сводятся к придиркам к формальностям. Какая разница, как оформляются сферы влияния? Независимо от этого они сущестовали раньше и существуют сегодня.
СССР и Германия разграничили сферы влияния и оформили это в виде секретного соглашения. Германия, Англия и Франция фактически оформили раздел сфер влияния в виде Мюнхенского соглашения, сдав Гитлеру ЧС. А США сегодня не нужно вообще сферы влияния ни с кем согласовывать - они просто открыто о них заявляют с высоких трибун - южно китайское море, Европа, л. Америка, ближний восток, Грузия, Украина, средняя Азия и т.д. - все это они обьяаляют сферами своего влияния и любое посягательство на них называют угрозой своей национальной безопасности. Так или нет?

Надо смотреть в суть, а не на формат. Но если так уж хочется формализма, то секретные протоколы не являются чем то необычным.
Например такой протокол имелся в договоре между Германией и Эстонией от 1939 года:
"В договоре имелась секретная клаузула, согласно которой Эстония обязывалась принять «с согласия Германии все необходимые меры военной безопасности по отношению к Советской России»

И что теперь? Давай Эстонию ещё обвиним в развязыании ВМВ...

СССр не меньше помогал Германии, в т.ч. в военной сфере.


Не меньше, чем кто? Западные инвестиции в экономику, в частности в промышленность, Германии исчисляются в десятках миллиардов марок. Сотрудничество Германии и СССР исчесляется сотнями миллионов, и сводится к поставкам сырья. И в этом деле СССР занимал 5 место с долей 6%,уступая многим другим странам. Швеция так вообще и в 1943 году поставки сырья продолжала.
По моему, разница в сотрудничестве колоссальная как количественная , так и качественная. Сырье проеедаешь и его нет, а промышленный потенциал остаётся и играет стратегическую роль в войне.

А так да, СССР сотрудничал с Германией. Записали. А дальше то что?

Автор поста оценил этот комментарий

Отказаться от Плана Маршалла и взвалить всё дело восстановления страны на убитый войной и горем народ.


Очень странный комментарий.

1. А разве СССР приглашали присоединиться к плану Маршалла?

2. Допустим, да. Однако одним из условий плана было устранение коммунистов от власти. Не самый демократичный метод... Но не суть. Как ты себе представляешь присоединение ссср к плану маршалла? Коммунисты принимают его и оставляют власть, пройдя гражданскую войну, интервенцию и вторую мировую . Так вообще бывает?

3. Всё что приходит на ум это слова тов. Сталина в 1946 г. в ответ на Фултонскую речь :

"Но нации проливали кровь в течение пяти лет жестокой войны ради свободы и независимости своих стран, а не ради того, чтобы заменить господство Гитлеров господством Черчиллей".

раскрыть ветку (2)
1
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

1. Да. "Несмотря на предложенное участие, Советский Союз отказался от льгот Плана, а также заблокировал льготы для стран Восточного блока , таких как Венгрия и Польша"

2. Не приняли сами, так хоть дали бы восстановиться странам, которые СССр освободил оккупировал по итогам ВМВ. Те самые Венгрия и Польша, как минимум.

3. Но нации проливали кровь в течение пяти лет жестокой войны ради свободы и независимости своих стран, а не ради того, чтобы заменить господство Гитлеров господством Черчиллей
Очень иронично в контексте того, что СССр оккупировал всю Восточную Европу после ВМВ. Ох уж эти двойные стандарты.
раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

Не приняли сами,

Хорошо. То есть логику, почему не приняли, ты принимаешь. Поехали дальше.

заблокировал льготы для стран Восточного блока , таких как Венгрия и Польша"

А почему должны были позволить? Учитывая антикоммунистичский характер этого соглашения, а также наличие ядерной бомбы у США и наличие планов по атаке на СССР (drop shot, немыслимое) , должно было ли руководство СССР допустить укрепления США у своих границ? Они же не просто так помогали они выставляли условия, иногда не сразу. Например, план маршалла открывал путь к военному присутствию США, размещению ракет. Вспомним Турцию, которая привела к карибскому кризису.

Сравним с сегодняшним днем. Разве США не заявляют о сфере своих интересов даже не вблизи, а в отдалении от своих границ и не торпедируют развитие экономического сотрудничества в сфере своего влияния?

оккупировал по итогам ВМВ

Ну почему же сразу оккупировал? Разве эти страны не имели свои правительства и органы власти? Разве СССР им не помогал, чем мог? В чёс оккупация была?

Используя такую логику можно сказать, что такие страны как Германия, Япония или Корея оккупированы США, ибо там находится большой американский контингент, военные базы и оружие, а в политической сфере эти страны всегда считаются с курсом США. Оккупированы эти страны или нет, по-твоему мнению?

Хочу закончить твоей фразой

Ох уж эти двойные стандарты.


Но надеюсь не придётся?

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку

Темы

Политика

Теги

Популярные авторы

Сообщества

18+

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Игры

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Юмор

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Отношения

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Здоровье

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Путешествия

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Спорт

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Хобби

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Сервис

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Природа

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Бизнес

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Транспорт

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Общение

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Юриспруденция

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Наука

Теги

Популярные авторы

Сообщества

IT

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Животные

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Кино и сериалы

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Экономика

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Кулинария

Теги

Популярные авторы

Сообщества

История

Теги

Популярные авторы

Сообщества