Эффект Конкорда или ошибка невозвратных издержек
Лучше всего экономический термин «ошибка невозвратных издержек» объясняет старая индейская поговорка – «When the horse is dead, dismount» или «Лошадь сдохла, – слезь». Если обращаться к русскому народному творчеству, то лучше всего подходит «что упало, то пропало».
«Мертвая лошадь» - это невозвратные издержки, затраты, которые мы уже понесли в прошлом, их никак нельзя изменить решением в настоящем или будущем. Бетонный фундамент нельзя разобрать на цемент и песок. Если полить цветы, нельзя собрать воду обратно, если Вы вдруг передумали.
Рациональный экономический агент не учитывает невозвратные издержки при принятии решений. Правильный подход — оценивать только потенциальные будущие затраты и выгоды, игнорируя уже понесенные расходы Люди оглядываются на свои издержки постоянно. Отличить живую лошадь от мертвой не так просто, как может показаться.
Вот пример из книги Ричарда Таллера «Новая поведенческая экономика».
Винс заплатил тысячу долларов за абонемент в теннисном клубе. Через два месяца у него развился теннисный локоть. Игра стала причинять боль, но Винс упорно занимался до тех пор, пока боль не стала совсем невыносимой. Он просто не хотел, чтобы пропадал абонемент.
Ошибке невозвратных издержек подвержены не только отдельные котики, но и крупные компании и государства. Иногда это явление называют эффектом Конкорда — благодаря яркому историческому примеру.
Эффект Конкорда
В 1962 году французская компания Sud Aviation и британская Bristol Aircraft Company подписали соглашение о совместной разработке гиперзвукового лайнера.
Ранее страны соревновались в сверхзвуковой авиации, воспринимая скорость выше звука как технологический прорыв и символ национального престижа. Каждая старалась опередить другую и создать сверхзвуковой самолёт мечты.
К 1960 году стало ясно: разработка и финансирование такого летательного аппарата потребуют огромных затрат. Страны решили объединиться. Переговоры длились почти два года, и будущий самолёт назвали Concorde — по-французски “согласие”.
Первый проект самолёта был уникален. Элегантный фюзеляж, стреловидное крыло, двигатели, созданные совместно с Rolls-Royce, позволяли развить скорость, в два раза превышающую скорость звука (2400 км/ч). 2 марта 1969 года самолёт впервые поднялся в воздух, а в 1971-м начались первые коммерческие рейсы.
В 1995 году «Конкорд» установил рекорд кругосветного перелёта — из Нью-Йорка в Лондон за 2 часа 52 минуты. Обычно на это уходит 7–8 часов. Этот рекорд никто не смог побить до сих пор.
Если все было так прекрасно, почему проект провалился ?
Главный слоган проекта Конкорд звучал как "Arrive before you leave" (пребываешь раньше, чем улетаешь). Сверхзвуковой самолёт позволял вылететь из Лондона в 15:00 и спустя 3,5 часа оказаться в Нью-Йорке, где будет всего 13:30.
Но за всё приходится платить. «Конкорд» потреблял в 4 раза больше топлива, чем обычные самолёты, и перевозил в 4 раза меньше пассажиров. Уникальный аэродинамический дизайн, термостойкие материалы и сложная топливная система требовали частых и дорогих техобслуживаний. Кроме того, большой шум при переходе на сверхзвуковую скорость вынудил разработать специальные маршруты над океаном.
Изначально рассчитывали потратить на разработку около 150 млн фунтов стерлингов. К 1970 году эта сумма выросла почти в пять раз — до 800 млн фунтов. Построили всего 20 самолётов, из которых в коммерческой эксплуатации использовались 14. Стоимость одного составляла 23 млн фунтов (около 13 миллиардов рублей по современному курсу).
В 1969 году в небо поднялся первый коммерческий «Конкорд». В том же году появился знаменитый Boeing 747. Если «Конкорд» преодолевал маршрут Нью-Йорк—Лондон за 3 часа, то Boeing тратил около 8 часов. Казалось бы, выбор очевиден.
Но Boeing 747 перевозил в пять раз больше пассажиров и делал это значительно дешевле. Полёт на «Конкорде» стоил около 10 000 евро (900 000 рублей) — почти в 30 раз дороже, чем на Boeing . Массовые авиаперевозки стали доступны всем.
«Конкорд» так и не стал коммерчески успешным проектом. Тем не менее, Великобритания и Франция продолжали вкладывать в него миллионы. Общие финансовые потери оцениваются в 1 млрд фунтов (110 миллиардов рублей по текущему курсу).
В итоге сверхзвуковые коммерческие перевозки не стали массовыми. Потребители выбрали доступность вместо скорости, а мечта о сверхзвуковых перелётах так и осталась мечтой.
