Время инфоцыган. Почему им все еще несут деньги
Инфоцыганство, словно черная дыра, всасывает все больше людей. Среди моих подписок в Telegram есть пара человек, которым, казалось, инфоцыгантство ни к чему. Один из них имеет репутацию высококвалифицированного и высокооплачиваемого специалиста. Когда в его Telegram-канале было 5000 — 10 000 подписчиков, он выставлял ценник на рекламу в $10 000 как пугало для рекламодателей, надоедающих своими предложениями. Второй — сооснователь IT-компании средней руки. Продуктами его компании пользуются (вроде бы) миллионы людей, а в вакансиях предлагают зарплаты по 5000—8000 долларов.
И что вы думаете? В последнее время оба стали предлагать курсы и интенсивы.
Продукты инфоцыган своих денег не стоят. Но почему у них все равно покупают и покупают?
Зачем это инфоцыганам
У любого нормального бизнеса маржинальность ограничена. В инфоцыганстве маржа может быть в разы, иногда на порядок выше. При этом издержки низкие. Разово делаешь курс с 1-процентным раствором смысла и продаешь, например, по 30 000 руб. Экономику в инфобизнесе свести легче, потому что за счет высокой маржи трафик можно покупать дороже.
Зачем это покупателям
С одной стороны, нам внушают, что главное в жизни — личный успех, и в первую очередь надо вкладываться в себя, а не в ипотеку. С другой стороны, учиться по-настоящему времени мало, да и лень. Проще купить курс и мысленно поставить галочку. Потратил деньги и время, получил видимость прогресса и сам себе выдал достижение, как в видеоигре. Потребление инфоцыганских продуктов — это разновидность прокрастинации.
Инфоцыгане там, где бардак
Говорят, цыгане заводятся там, где бардак. В случае в инфоцыганами бардак в экономике и головах.
В последние пятнадцать лет экономика пережила несколько шоков и даже в спокойные периоды почти не росла. В таких условиях люди ищут, как урвать деньги попроще. Мотив понятный, но даже если инфопродукт продает человек с репутацией, это вызывает подозрение. Если ты такой хороший специалист, почему основные усилия вкладываешь в продажу инфопродуктов, а не зарабатываешь на своей профильной деятельности?
Продукты инфоцыганства — это или информационный мусор (психология, сомнительные духовные практики), или общедоступная информация плюс обещание научить ремеслу, которое осваивается только на практике. Как стать миллиардером не научит никто. А если хочешь стать автором, дизайнером или программистом, то информацию можно найти бесплатно, а остальное решается практикой и исключительно практикой. Начинающему автору надо писать много текстов, а начинающему программисту — писать код.
Когда я пишу, как работать с авторами, то не боюсь раскрыть секреты профессии. Через текст можно передать только небольшую часть опыта. Остальной опыт не отчуждается, он только в голове в виде нервных связей, сформированных практикой.