Водный Туристический маршрут по рекам Муезерка - Чирка-Кемь.
Давно лежал этот отчёт, забыл про него. Сейчас делюсь.
Уверен водникам он пригодится для похода.
Водный туристический маршрут Муезерка-Чирка-Кемь.
Август 2009 года
Первый день дороги.
Москва, 11 человек, вечер. Организовали спортивную гимнастику по загрузке вещей в поезд.
Люди у поезда были в шоке увидев "маленькую" кучку вещей, получалось пока мы не загрузимся в вагон ни кто и шагу ступить не может. Сели в вагон и встретились с группой из Тулы
(там человек 15 со снаряжением), ребята шли на реку Суна. Вагон сразу разделился на туристов и не туристов.
День второй дороги, приехали в Петрозаводск. (столица республики Карелия).
Провели утреннюю зарядку по разгрузке вещей, под хороший проливной дождь (поставили рекорд 15 минут). Успели опередить группу из Тулы и заняли вещами единственную комнату хранения вещей. Быстро собрались и взяли два экскурсионных тура на 11 человек.
1 Тур - Водопад Кивач - один из крупнейших водопадов Карелии Диабазовые скалы подходят друг к другу на расстоянии 20 метров и сжатая ими вода обрушивается с высоты 11 метров и скоростью потока воды 65 м3/с
Даже зимой водопад не замерзает. Естественно, как и все туристы облазили диабазовые скалы, собрали кучу фотографий, закупили сувениров и поехали на вторую экскурсию.
2 Тур - Обзорная экскурсия по Столице республики Карелия (Петрозаводск) -
Вкратце город славен своим чугунолитейным заводом, набережной у Онежского озера и Русско-Финской культурой (два языка Русский и финский), театры на национальных языках, ВУЗы.
После экскурсий решили оценить город своими глазами.
Уровень жизни в городе очень низкий (2009 год), много напыщенности на главных улицах, чуть в сторону и резкий контраст. Асфальт весь разбит (даже редкие внедорожники проезжают ямы очень медленно, цены по городу просто смешные, вот фото меню 2009 года
Погода в городе меняется каждый час, может внезапно начаться дождь, может так же внезапно закончится и выйдет солнце.
Вечером снова прошел процесс загрузки в поезд, снова заблокировали весь вагон.
Пыл нашей группы немного поутих и в связи с тем, что выгрузка должна быть в 5 утра все разошлись спасть.
Утро 5 утра мы приехали в Муезерку - отправная точка нашего водного маршрута.
Не успели выгрузиться на перрон, подлетает лихой водитель на волге, сдает (задом) и колесами садится на рельсы и предлагает перевезти всю группу 11 человек и снаряжение за один заход на волге без прицепа. Это он явно погорячился )).
Но славная конкуренция не дремлет и в этом крае. Появляется автобус ПАЗ, автобус под завязку был забит снаряжением и нашей группой.
В путь на реку. Самое интересное водителем автобуса оказалась женщина лихой водитель, она домчала нас как на болиде формула 1 по бездорожью Карелии.))
Начала маршрута (мост через Муезерку). Выгрузившись у реки, пообедали и стали собирать катамараны, делать палубы для них, перебирать и укладывать снаряжение.
Часа через 3 выдвинулись. Чувство лёгкости и полета наполняло, после всех разгрузок и погрузок. С таким чувством прошли около 6 ходовых часов.
С этого момента чувство времени теряется безвозвратно (не знаешь и не хочешь знать какой день недели, число и месяц.
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Делаю выкладку по прохождению реки Муезерка до впадения в Чирку-Кемь.
Низкий деревянный мост - В высокую воду может потребоваться проводка, в нашу пролезали с запасом.
длинный порог - проход по струе. Ориентир - вышка ЛЭП, а в конце порога - провода через реку.
порог "у моста" - сразу за углом. Начинается до моста, заканчивается за мостом. В районе моста лучше держаться правее.
шивера "мель" - прохождение сразу, тут мелко, течения почти нет.
Озеро -Стоянки: сразу у входа слева, потом две отличных справа, потом много слева
Порог на выходе из разлива.
Порог-горка -проход по струе, мощнее предыдущих
озеро, лесистые острова - Выход из озера. Сразу уходить к левому берегу и держаться его, острова должны остаться справа. На озере и дальнейшем разливе (10 мин от выхода из озера) много хороших мест для стоянок, в основном слева. К ним подходят дороги и тропинки, но дальше берега заметно портятся.
Шивера - за останками плотины
порог "обливняк" - Самый интересный на Муезерке: если ничего не предпринимать, мощная струя выносит ровно на большой обливняк посреди слива. Лучше сразу держаться правого края струи.
перекат с мелким выходом.
порог "ряжевый" - мелкая шивера, затем порожек вдоль длинной ряжевой стенки слева (по струе), затем мелкие песчаные разбои.
Два порога-горки – прохождение с ходу по струе.
Порог-горка1 – прохождение сходу по струе. Вскоре справа стоянки.
Порог-горка2 – прохождение сходу по струе.
Порог-горка3 – прохождение сходу по струе. Заход под левым берегом.
Перекат "у моста" - прохождение сходу по струе.
Порог - прохождение сходу по струе, далее - мелкие перекаты. Затем до конца Муезерки едва заметные перекаты попадутся ещё пару раз.
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Вечерами причаливали и организовывали стоянки.
Ставили лагерь, сушились и обследовали места стоянки. Места везде оказывались удачным, собирали первые в походе грибы.
Утром не спеша поднимался лагерь, дежурные организовывали завтрак и чай.
Кто есть не хотел, тот ждал вечера. Вопрос решался оч. просто. другого нет, не хочешь, будешь голодным. Весла в руки и пошли дальше.
Природа Карелии просто сказка, вода как зеркало, от поверхности воды отражаются сосны, ели, скалистые берега и облака
В Карелии есть миф, что не деревья растут, а камни растут из земли, а деревья из камней.
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Делаю выкладку по прохождению реки Чирку-Кемь до порога «Горшок».
Начало ветвлений, отличная большая стоянка - в начале правого узкого рукава, основная же протока - левая.
Монс-озеро - "Короткий" вход через узкую невзрачную протоку. Множество песчаных пляжей со стоянками. Отличные места для дневок. Идти правым берегом.
Выход из Монс-озера в "кривую протоку" - Сразу не виден - хочется идти к "заборам", а не "назад". В протоке между озёрами тоже несколько отличных стоянок.
Мыс, Калмозеро - Обплыть мыс слева и вперёд на север (левым берегом). На мысу и далее слева с виду те же пляжи, но в их глубине - кочковатая болотина, в отличие от Монс-озера. Неплохие стоянки есть только справа, но там совсем рядом посёлок Тикша. Отличная стоянка есть также в юго-юго-западном конце озера, примерно посередине большого песчаного пляжа.
Выход из Калм-озера - Низкие заболоченные берега без стоянок.
Бетонный мост - За ним между свай разрушенного моста перекат.
ЛЭП -Низкие заболоченные берега продолжаются вплоть до Челгозера.
Челгозеро - Есть хорошие стоянки: одна - сразу у входа справа и несколько - у выхода (напротив входа, чуть правее выхода). На "выходных" стоянках проблемы с дровами в связи с их высокой посещаемостью... На "входной" стоянке обилие ягод.
Выход в северном углу - У выхода как бы развилка - идти левее, правая протока - глухая.
Железнодорожный мост - Под ним перекат. Сразу за ним в левой протоке - П."Нахко" – прохождение сходу.
П."Лоухи" - За крутым левым поворотом. Сходу по струе. Чайникам на каркасных судах можно осмотреть слева.
Мост автомобильный - под ним перекат. Без осмотра. Сразу за мостом небольшой островок обплывать по основной (правой) протоке (левая, совсем узкая, набита камнями), а вот следующий, крупный остров ОБЯЗАТЕЛЬНО обойти слева, т.к. правая протока кончается противной длинной мелью.
П."Хаудо" - Ряж слева. На выходе - бочка, легко обходится справа. Просмотр справа, однако опытным экипажам можно идти и без просмотра. Сразу за порогом, за углом - хорошие большие стоянки (сверху, на полочке, с воды не видно). УВП указано для просмотра и видеосъёмок.
П."Кривой" - Состоит из двух частей - мелкой шиверки до левого поворота на 90 градусов и слива с валами(в левой части) и небольшой бочкой(в правой) - сразу ЗА поворотом. Все лоции рекомендуют его смотреть, однако осмотр отнимает кучу времени (берег неудобен) и мало чего даёт кроме того что я написал (за углом - слив....). Оптимально идти его сходу, стараясь на повороте прижаться как можно левее, почти к берегу - там прямые высокие валы, достаточно безобидные. А вот правее их в бочке при нас кильнуло каяк... УВП указано для прохода без осмотра.
П." Тахто Падун " - Высокий слив с гряды подковообразной формы. Чалка справа в заливчике. В малую воду проход слева (вдоль ряжа, затем резко направо в "котёл"). В "котле" байдарки стабильно кусает за правый борт - необходимо интенсивное откренивание. Возможна проводка справа. В среднюю воду справа уже можно проходить, а проводку делать по узенькой "канализации" правее островка.
П."Ледмозерский-1" - Типа мощной шиверы. Сходу по струе.
П."Ледмозерский-2" - Типа мощной шиверы. Сходу по струе. Снизу - хорошие стоянки по обоим берегам.
П."Кильбо" - Несложен, проход по струе. Вскоре слева - избы, за ними - перекатики и резкие повороты с течением.
П."Омос" -Перекат с поворотом. Сходу.
П."Никуттный" - Ряж слева. Две ступени. Первая - большая бочка, "разорванная" чистым сливом ближе к правой части. Вторая - очень мощная шивера, по струе. Осмотр первой ступени справа, при некотором опыте можно идти и сходу. Места над порогом противные - даже обедать негде. За порогом справа - обитаемая хижина рыбака, сухое место для обеда неподалёку.
П."Железные Ворота"
5 ступеней, первая - несложный порожек сходу по струе, остальные - перекатообразные. Напротив 2 и 3-ей ступени справа - стоянки. Далее до Рокконена со стоянками туговато...
П."Вигитус"
Слабенький, но интересный - зигзагообразные манёвры вместе со струёй. Сходу.
П."Островной".
Лесистый остров посреди русла. По любой протоке, фигня.
П."Битуш".
Сходу по струе, сразу за порогом в русле характерная неправильной формы скала - ориентир (при заходе её уже видно). Порог слабый. Время между предыдущими порогами неточное, однако суммарное время от Железных Ворот до Битуша верное (в спокойном темпе).
П."Грядовый".
Останки дамбы (едва заметные). Идти по главной струе, валы. Далее через некоторое время камни, мелковато (возможно это П."Раух", но течения почти нет).
П."Елоха".
Порог-горка, помощнее предыдущих. Сходу по струе. ВНИМАНИЕ: ни ряжевой стенки на пороге, ни знака "уступи дорогу" в русле после порога, упомянутых в других лоциях, уже НЕТ!. Между "Елохой" и "Рокконеном" - короткий, почти круглый, разлив с низкими травянистыми берегами. У Рокконена с наплыва конца не видно - вот и все ориентиры.
П."Рокконен" - Желателен осмотр справа. Над порогом справа есть стоянка (средняя, но зато изобилие сушин). Ключевое место - в конце порога: струя бьёт в большие обливняки и нужно успеть уйти от них либо резко вправо, либо резко влево. В малую воду проще вправо, т.к. слева - мелко. В правой протоке. Можно заплыть для ночёвки или даже днёвки, однако потом вернуться (2минуты) и идти в ЛЕВУЮ протоку.
Сосновые пороги, 4 штуки.
Первый, третий и четвёртый - мощные перекаты, по струе сходу. Наиболее интересен второй - в сужении локальный слив с валами и намёком на косую бочку (у левого края слива). Держитесь правее, ближе к берегу. Четвёртый порог уже у слияния проток.
Неизвестный порог - Каменистое русло, нагромождения брёвен. Падения и течения почти нет. Ни в одной лоции не указан. За ним спокойный плёс.
Сотые острова. - Идти по ШИРОКИМ левым протокам (в узкие не сворачивать, там мелко). В конце островов - два-три переката. Потом до "Оленьего" прямой широкий плес.
П."Олений" - Длинная мощная шивера. Где-то после него перекат.
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
В основном каждый день ходовых часов было 7 и проходили около 20 км.
Места для стоянки выбирали по живописнее и проветренное ветрами иначе мошка и комары съедят и не подавятся ))). Разбивали лагерь и в лес, кто по дрова, кто за ягодой, кто за грибами, кто на речку за рыбой.
С ягодой были не большие трудности она практически отсутствовала либо ее собрали до нас (далее опишу сколько людей и откуда проходили по этому маршруту) либо ее в этом году было мало (по рассказам местных рыбаков). На стоянках собирали кружки 3 из черники и брусники на компот, около 1 ведра грибов, рыба ловилась, 3-4 кг, на уху хватало. Чередовали через день уху и грибной суп.
На пороге "Тахто Падун" встретили группу из Белоруссии и Украины, ребята шли на байдарках, для байд этот маршрут по сложности составлял 4 группу. Одну из «байд» при прохождении порога забросило в бочку (место, где судно стоит на месте и сдвинуться с места не может из-за вихревого потока воды) их спасли. Пройдя это порог встретили табличку, что в июле 2009 года на этом пороге разбилась байдарка "таймень" 2 человека, по замерам навигатора скорость воды в пороге составила 15 км/ч или 4 м/с. В среднем скорость прохождения реки была 4,5 км/ч иногда достигали максимально 9 км/ч когда река сужалась.
Чуть далее встретили флотилию из 13 байдарок по два, три человека на байде из Владимира. Так же по реке встречались группы из Рязани, Москвы из Польши.
Река просто создана для туристических походов.
Была у нас и днёвка. В этот день сделали баньку на реке.
Сложили печку из камней, протопили ее (6 часов, затем сделали каркас обтянули его тентом, выгрузили из печки угли, водрузили над печкой каркас с тентом и получилась отличная баня. Парились часа 3-4. Баня на берегу реки просто счастье. Как говорят, вышли все чистые и скрипучие )))).
Пару раз за весь сплав садились на камни. Камней в воде не видно и после порога налетая на них думаешь кат цел или продрали гондолу?
Перед последним днём сплава наткнулись на одинокую хижину в лесу. Около хижины насыпан холмик, а над холмиком табличка "Турист Тарас, гадил где попало, чуть ниже помним, скорбим" ))))
-------------------------------------------------------------------------------------------------------
Делаю выкладку по прохождению реки Чирку-Кемь от порога «Горшок» до Финиша.
П."Горшок(III)". Ряж справа (дамба) - Вход по центру, выход вдоль правого ряжа, сходу по струе.
Два порога - Справа берег повышается и там большая плоская стоянка (с воды не видно).
------------------------------------------------------------------------------------------------------
После этой таблички прошли еще км 10 вышли на берег с идолами сделали там ночевку. Оказалось, там стояли практически все туристы, а местные рыбаки организовали маленький бизнес, построили баньку человек на 12 и маленький магазинчик. Расценки в бане приемлемые. Париться в бане одно удовольствие и веники есть и все 33 удовольствия ))).
Так вот про берег с идолами, каждая группа, которая посещала этот берег должна поставить идола или табличку из какого города и в каком году была.
Как повелась традиция ни кому неизвестно, но мысли и идеи людей просто безграничны, таких статуй редко, где встретишь.
На следующее утро мы отправились дальше. Не доходя 3 км до поселка Боровое нас перехватывают местные жители и предлагают отвезти на машине в любую точку Карелии )).
На тот момент для нас это было очень актуально, так как билетов обратно не было, а в Боровом поезд всего из двух вагонов, на которые рассчитывало по предварительной разведке )) человек 120. На общем собрании решили взять машину и выехать в Кемь. Это в 220 км на северо-восток от Борового.
Городок Кемь с 13 тыс. населением расположен на впадении реки Кемь в Белое море. Приехали в Кемь в 11 вечера купили билеты без проблем и до 9 утра гуляли по городу. Потом поезд и домой.
Спасибо, что прочли все. Думаю, он был полезен.














Лига путешественников
29.8K поста55.1K подписчиков
Правила сообщества
1) Больше времени проводите со своими близкими, особенно с родителями.
2) Видео приемлемы исключительно в качестве поддержки основной части поста, репосты влогов из ютуба удаляются.
3) Старайтесь всегда быть вежливыми, поверьте — это качество еще никогда никому не сделало плохо.
А вообще, если вы читаете внутренние правила сообщества на сайте, где есть основные правила, которые вы, наверняка, уже прочитали, то почитайте заодно еще и правила провоза багажа в японских авиалиниях или правила прохода кораблей через Босфор и Дарданеллы
Рекомендация: указывайте в тегах географическое положение.