Виктор Вексельберг. Что известно об одном из самых непубличных российских миллиардеров?
Виктор Феликсович Вексельберг появился на свет 14 апреля 1957 года на Западной Украине в городе Дрогобыч. Мальчику с такой фамилией и отчеством в то время приходилось непросто. Его отец был евреем, вся его семья из 18 человек была расстреляна в период гитлеровской оккупации в 1944 году. Родители Виктора много работали, и воспитание детей легло на плечи бабушки. В семь лет мальчик, как все, пошел в школу. По словам учителей и одноклассников, Виктор был любознательным, целеустремленным, прилежным учеником и пользовался авторитетом у своих товарищей, а в старших классах был секретарем комсомольской организации. Несмотря на успехи в учебе, активное участие в школьной жизни и то, что при получении паспорта его записали по национальности русским, медаль за успешное окончание школы Вексельберг так и не получил.
Юноше рано дали понять, что в жизни ему придется рассчитывать только на себя. Виктор мечтал учиться в МГУ, чтобы получить хорошую профессию. Он усердно занимался в заочной школе мехмата – готовился к поступлению, решая присылаемые по почте задания. Но все знакомые, в числе которых был сын друзей его родителей, студент Московского Института Инженеров Транспорта с такой же характерной фамилией Вернер, советовали ему не пытаться поступать в МГУ, в МИФИ или в Физтех, а выбрать что-то попроще. В те годы абитуриентам еврейского происхождения нередко могли отказать в поступлении без объяснения причин.
Оценив риски на чужом опыте, Виктор поехал в столицу поступать в МИИТ. Все экзамены по математике сдал на отлично, а вот за сочинение получил тройку из-за присутствия в тексте украинизмов и просторечий. Тем не менее в институт Вексельберга взяли, и он стал студентом факультета вычислительной техники и автоматизации. Учеба и здесь давалась ему легко, будущий миллиардер сумел закончить ВУЗ с красным дипломом. Кроме того, во время учебы юноша подрабатывал на Останкинском мясокомбинате и кондитерской фабрике, чтобы немного снять нагрузку с родителей.
Учеба в вузе дала Вексельбергу не только образование, но и крепкие товарищеские связи. В общежитии по соседству с Виктором проживал его будущий партнер по бизнесу Леонид Блаватник, известный ныне как Леонард. Они учились на одном потоке, но в разных группах, вместе играли в футбол, ходили в театры и в концерты. Дружеские отношения сохранились у Вексельберга и с другими институтскими приятелями: Владимиром Кремером, Александром Абрамовым, Евгением Ольховиком.
На последних курсах института у молодого человека уже были жена и ребенок. Чтобы их обеспечивать, он устроился на работу на кафедре, читал лекции у первокурсников. После окончания ВУЗа Вексельберг устроился на работу в качестве научного сотрудника Особого конструкторского бюро по бесштанговым насосам для добычи нефти «Коннас». В то время Виктор, вероятно, видел свое будущее в качестве серьезного ученого, и не подозревал, что некоторые нефтяные месторождения, которые ему приходилось посещать во время командировок, будут впоследствии принадлежать ему.
Страна менялась, как подснежники тут и там появлялись частные кооперативы. Вексельберг рискнул и стал учредителем нескольких фирм, включая «КАМ», занимавшуюся разработкой программного обеспечения, и «КомВек» (незамысловатое название, образованное от слов «Компания Вексельберга»), которое зарабатывало на вывозе за рубеж очищенного от оплетки медного кабеля. Дело оказалось очень прибыльным. Бизнесмен скупал отечественный цветной металл из отработанного кабеля, стоимость которого составляла 100 долларов за тонну. В Германию этот товар он сбывал за три тысячи. В США он продал полтысячи тонн алюминия Иркутского алюминиевого завода (АЗ) и открыл в Нью-Йорке его представительство. Там он встретился со своим бывшим соседом Блаватником, эмигрировавшем в 1978-м и ставшем состоятельным гражданином США. Вместе со старым приятелем в 1991 году он основал российско-американское Совместное Предприятие «Ренова». Компания приобретала европейскую оргтехнику и обменивала в России на ваучеры. Накопленных ваучеров с лихвой хватило приятелям для приобретения акций Иркутского и Уральского алюминиевых заводов. Эти предприятия были объединены в «СУАЛ» («Сибирско-уральскую алюминиевую компанию»), которую возглавил Вексельберг.
Следующие несколько лет миллиардер продолжал расширяться и накапливать активы, приобретя еще 4 алюминиевых и 19 металлургических заводов. С 1998 года бизнесмен решил расширять сферу деятельности. В партнерстве с «Альфа-Групп» «Реновой» была приобретена «Тюменская нефтяная компания». 2003 году британская ВР и акционеры ТНК объединили свои российские активы и создали совместную компанию TNK-BP и через десять лет продали ее «Роснефти» за $56 млрд, доля Вексельберга составила $7 млрд. Эти деньги пошли в основном на приобретение зарубежных активов, в том числе на увеличение долей в швейцарских компаниях.
Со временем компания «Ренова» превратилась в международную бизнес-группу, куда вошли управляющие компании и инвестиционные фонды. Активы корпорации находятся в 11 отраслях народного хозяйства России, стран Ближнего Зарубежья, Европы, Африки и США. «Ренова» поддерживает партнерство с компаниями UC Rusal, Oerlikon, Sulzer, SCHMOLZ + BICKENBACH, о чем сообщается со страниц официального сайта.
Помимо нефтяного и алюминиевого бизнеса, активы Виктора Вексельберга включают в себя компании химической промышленности, машиностроения, жилищного хозяйства и энергетики. Он контролирует Уральский турбинный завод, основанную телекоммуникационную компанию «АКАДО», аэропорты в Екатеринбурге, Самаре и Ростове-на-Дону.
В 2010 году Вексельберг стал руководителем проекта по созданию инновационного центра в Сколкове и возглавил одноимённый фонд. В 2019 году миллиардер стал председателем совета директоров фонда. В 2020 году Вексельберга на этом посту сменил Игорь Шувалов, председатель госкорпорации «ВЭБ.РФ».
В апреле 2018-го Минфин США включил Вексельберга в санкционный список. Ему пришлось срочно снижать доли в швейцарских компаниях до уровня ниже 50%. «Ренова» продала 14,6% акций Sulzer за $568 млн самой Sulzer. В конце 2020-го в интервью Forbes бизнесмен признался, что на его счетах в США и Швейцарии заморожено более $1,5 млрд. Однако, как признается Виктор Феликсович, самое ужасное для него в истории с санкциями – невозможность увидеться с дочерью и внуком, которые проживают в Америке.
Что на личном? Вексельберг один из немногих приятных исключений из правил, и многочисленным охотницам за толстым кошельком ловить рядом с ним нечего. Миллиардер примерный семьянин и всю жизнь прожил в крепком браке со своей однокурсницей Мариной. Его супруга человек скромный, светские мероприятия практически не посещает, зато руководит собственным благотворительным фондом «Добрый век». Фонд помогает детям и взрослым с психическими заболеваниями.
Марина и Виктор вырастили дочь и сына, Ирину и Александра, оба они учились в Йельском университете.
Миллиардер посвящает большую часть своего времени благотворительности. Его фонд «Связь времен» финансирует культуру и искусство, участвует в восстановлении культурных ценностей и занимается возвращением из-за рубежа отечественных объектов культуры. В 2006 году Вексельберг нашёл дворец Нарышкиных-Шуваловых в Санкт-Петербурге в жалком виде и, вместе со своим культурно-историческим фондом «Связь времён» выделил 1,2 миллиарда рублей на реставрацию памятника культуры. В этом дворце музей, содержащий более 4000 экспонатов — ценнейших предметов искусства и картин. Особенного упоминания заслуживает выставленная в музее коллекция из девяти яиц Фаберже и картин Ренуара. Большую часть экспонатов Вексельберг передал из своей частной коллекции.
Миллиардер помог вернуть на родную землю архив Ивана Ильина, известного русского философа, колокола Свято-Даниловского монастыря.
На 2021 год состояние Вексельберга оценивается в $9000 млн. У него есть недвижимость в Италии, Хорватии.





