Удаленное обучение - провал?
Как когда-то услышал по радио:
Жизнь налаживалась, пока не стала совсем лажовой.
Примерно такая картина происходит в области всего российского удаленного образования, за редким исключением. В чем же дело, давайте разберемся?
1. Система не готова. Вся гос. вертикаль от департаментов до школ оказались не подготовлеными к такой технике обучения, ни технически, ни морально. А для некоторых руководителей слово удаленка - синоним слова "Вуду", как что-то изотерическое, не материальное, против простых и понятных тетрадки, ручки и классной доски с мелом. Куда двигаются и как решать - не знают.
2. Попытка не пытка, но... Вот тут хочется выразить слова благодарности учителям, кто пытается вопреки сложностям хоть как-то тянуть ребятишек к знаниям, используя различный свободный софт аудио-видео связи, но, в силу не ИТ специфики, сталкиваются с проблемами нехватки интернет-канала, ресурсов компьютера, програмных ограничений и прочих партаков, превращая уроки в мучение.
3. Не высокая компьютерная грамотность конечных пользователей. Ничего смешного, не все родились с клавиатурой в руках, и патологически не врубаются как качать файл с интернета, отправлять\принимать почту.
4. Не у всех есть комьпютер, или Интернет. В силу разных жизненных обстоятельств, но это уже другая история.
Итак, какие критерии должны отвечать такому програмному обеспечению?
1. Простой интерфейс. Никто не хочет вникать как это работает. Нажал и заработало.
2. Никаких регистраций по е-мейл. Ученик должен зайти по ссылке, ввести имя и попасть на урок.
3. Полный контакт. Дистанционное на то и дистанционное обучение, что это не только книжка или задача в pdf, а общение с учителем. Учителя нужно видеть, слышать. Также атрибут любой школы - доска и учебник. Учитель пишет - все видят. Не понятно - спросил, получил пояснения.
4. Обратная связь. Учитель также должен иметь способ связи со всеми или каждым отдельно.
5. Функция поднятой руки в программе. У кого из ребят вопрос, или просто не успевает - нажал кнопошку.
6. Чат для тех у кого нет связи по видео, возможность приема файлов (заданий итд) по принципу "одного окна".
Вот наверное все. Ах да, главное, техническая реализация. А вот тут самое интересное.
- Скорость интернета на местах не менее 20Мбит (больше - лучше);
- Графический планшет для учителя. Хороший выбор - Wacom, стоят порядка от 3-4 тысяч. Очень удобно передавать рукописную инфу на програмную доску;
- В зависимости от нагрузки, будь то разработка для класса, школы или города, хороший сервер конференц-связи. Желательно выделенный (не виртуальный аля VDS). Порядка 3-4 тысяч рублей в месяц на первое время сойдет, дальше смотреть по нагрузке, или расширять возможности одного, или брать несколько. На хайлоад заготовлены кластеризация, фермы итд, но пока не будем о грустном;
- Микрофоны и по возможности веб камеры раздать учащимся.
Мы покрутили несколько вариантов из того софта, что предлагает рынок, ибо то что хочется мне - нет, и без финансирования не будет, а большинство софта написано далеко не для рядового пользователя и под совсем другие задачи. Написано, кстати не плохо технически, но совсем никак - дизайнерски, ибо если я через минуту не вник в суть - отправляю софт к японской бабушке.
Но одна софтина мне приглянулась. Немного понажимав, я привел ее примерно в тот вид, который соответствует моему пониманию юзер-френдли. Скрин прилалагаю
Примерно так считаю должен выглядеть интерфейс. Ничего лишнего. Видим все что нужно:
1. Картинку с учителем
2. Доску, с правом рисовать если учитель "вызовет"
3. Список учеников и возможность отправить текстовую инфу учителю.
4. Сделать заметку, хотя отчасти лишнее, есть тетрадка - конспектируй.
5. При наличии микрофона и камеры - общайся. Если только микрофон - не беда.
6. Лежит на сервере, то есть никто не подключается в слабый ноут учителя на 3г модеме, из 30 разных мест, заваливая и канал и выносливость компа.
7. Полностью имитирует образовательный процесс в классе.
При этом система будет эффективна не только в период карантина и прочих недугов. Во всяком случае это во всем лучше и удобнее решений на коленке в виде скайпов, зумов, половцев и печенегов, и не подготовленных к дистанционной связи компьютеров. Одна ссылка и вуаля, урок начался. Дальше, в зависимости от потребностей, расширять функционал.