ТЕРМИНОЛОГИЯ КОЖЕВНИКА
Я новичок, который хочет овладеть профессией кожевника, и решил начать с кожаных ремней.
Пока что занялся изучением теории. Надеюсь будет кому-нибудь полезно)
А
Антик (паста, гель) — состав для тонировочного окрашивания, создающий эффект патины, старения кожи. При обработке антиком после тиснения рисунок приобретает дополнительную контрастность.
Аппретура — состав, который наносится на поверхность кожи для придания глянцевого блеска.
Б
Бахтарма — изнаночная часть кожи с мягкой ворсистой поверхностью.
Биговщик — инструмент для одновременного скругления уреза и нанесения бороздки по краю кожи.
Буление — обработка деталей кожаных цветов: придание объема и нанесение рельефных рисунков (прожилок) горячим способом с помощью специальных насадок на паяльник.
Бульки — специальные насадки на паяльник для буления; их применяют при изготовлении цветов из кожи.
В
Велюр — плотная кожа хромового дубления с ворсистой поверхностью. Наиболее распространен велюр, в котором для получения лицевой стороны обрабатывают не мерею, а бахтарму.
Вороток — часть шкуры с шеи; достаточно прочный, но небольшой, неровной формы, с возможными повреждениями и заломами участок.
Д
Дубление — обработка шкуры или сырой кожи определенными веществами для придания мягкости, прочности и эластичности. Дубление бывает органическое и минеральное. Характерные свойства кожи зависят от способа дубления.
Ж
Жарка — нагревание небольших кусочков кожи и меха с изнаночной стороны для придания им выпуклой формы.
Жидкая кожа — полимерная смесь на основе спирта и воды; после высыхания становится твердой и пластичной. Жидкую кожу применяют для маскировки небольших повреждений и царапин на кожаных вещах.
Жировое дубление, или замшевание — обработка невыделанной кожи препаратами на основе натуральных жиров. Жировым дублением получают замшу.
Жмурение, или жмурка — техника обтягивания, при которой кожу драпируют частыми складками, создавая извилистый рисунок.
3
Замша — кожа жирового дубления; мягкая, бархатистая, с ворсистой поверхностью с обеих сторон.
К
Кардина — инструмент с тонким лезвием или острием. В зависимости от конструкции и степени остроты кардины применяют для проработки деталей в тиснении, переноса рисунка на кожу и других тонких операций.
Карвинг — резьба по коже. Карвинг бывает сквозной и на 1/3 — 1/2 толщины кожи.
Киянка — ударный инструмент из дерева, резины, капролона или нейлонового пластика; ее применяют при работе со штампами и пробойниками.
Клише — штампы или насадки на паяльник в виде букв и цифр.
Кожаная флористика — изготовление цветов и листьев из кожи.
Колотушка капролоновая — ударный инструмент; применяют при работе со штампами и пробойниками.
Концевик — вид фурнитуры для изготовления бижутерии; необходим для оформления концов браслетов, колье и других украшений и крепления застежки.
Кризер — см. Биговщик.
Кромкорез — инструмент для обработки края толстых и средних кож.
Л
Люверс — вид фурнитуры, предназначенный для укрепления отверстий.
М
Матрица-установщик — инструмент для ручной одиночной установки фурнитуры. На каждый вид фурнитуры нужны отдельные установщики.
Мездра — кожевая часть меховой шкурки.
Мережка — продергивание лент и шнуров через переплетенные прорези в коже.
Мерея — лицевая часть кожи, гладкая или с характерным в зависимости от вида сырья рисунком.
Минеральное дубление — обработка невыделанной кожи с помощью различных химических соединений. Наиболее распространено хромовое дубление (см. Хромовое дубление). В зависимости от применяемых соединений бывают также алюминиевое, титановое, циркониевое и другие виды дубления.
Н
Нубук — кожа хромового дубления с бархатистой поверхностью, которую получают шлифованием верхнего слоя кожи.
О
Обтяжка — плотное обтягивание какого-либо предмета цельным куском кожи, основанное на свойстве кожи сохранять заданную форму после намокания и высыхания.
Огузок — небольшой участок шкуры около хвоста.
Остевой волос — волос, более длинный и жесткий, чем волоски подпуши, формирующий меховой покров. Именно по остевому волосу определяют основной цвет и структуру меха.
П
Перфорация — нанесение на кожу сквозного рисунка с помощью пробойников разного сечения.
Пирография — выжигание по коже; нанесение рисунка с помощью паяльника и специальных насадок к нему.
Поворотный нож — инструмент для резьбы по коже; помогает получать плавные непрерывные линии и резать в разных направлениях, не отрывая инструмент от кожи.
Подпушь — подшерсток, состоящий из коротких мягких и тонких волосков (пуховой волос).
Пола — часть шкуры с боков и живота; имеет неравномерную рыхлую структуру.
Прессованная кожа — искусственный материал, который получают из отходов кожевенного производства и синтетических связующих материалов.
Пробойник — инструмент для пробивания отверстий в коже. Пробойниками делают наметки для ручных швов и декоративную перфорацию. Пробойники бывают одиночные и строчные; различаются по конструкции, форме сечения зубцов, а строчные — еще и по длине шага (расстояния между зубцами).
Продержка — продергивание лент и шнуров через прорези на коже по прямой линии.
Р
Разметчик колесный — вспомогательный инструмент, состоящий из ручки и свободно вращающегося колесика с зубцами. Служит для нанесения разметки линий и швов.
Растительное дубление — обработка невыделанной кожи натуральными веществами растительного происхождения. Кожа растительного дубления прочная, толстая, эластичная, не влагоустойчивая.
Расшивка — чередование в одном сшитом полотне полос меха и других материалов (кожи, ткани). В зависимости от направления швов и расположения полос расшивка бывает горизонтальная, вертикальная, диагональная и комбинированная.
Ремнерез — инструмент для быстрого и точного нарезания кожи на полосы.
С
Седельный шов — ручной шов для сшивания кожи; выполняют его по заранее проделанным отверстиям двумя иглами, вводя в одно отверстие нить с двух сторон.
Сликер — деревянный инструмент для обработки уреза и легкой полировки лицевой и изнаночной сторон кожи. Поверхность инструмента обрабатывают только механическим способом, не покрывая лаками, воском и другими составами.
Спилок — натуральный кожаный материал с бархатистой поверхностью, который получают распиловкой толстой кожи на несколько слоев. По сравнению с цельными кожами менее прочен.
Стамеска — инструмент с острым коротким краем (торцом). По форме лезвия стамески бывают прямые и фигурные. В работе с кожей их применяют для срезания углов, выполнения прорезей и обработки торцов кожи.
Страпкаттер — см. Ремнерез.
Струбцина — небольшие тиски без закрепленной станины; в работе с кожей служат для фиксации кожи при формовке и сшивании крупных деталей.
Т
Тиснение — нанесение на кожу сложных объемных рисунков при помощи специальных штампов.
Тонировка — изменение естественного оттенка кожи с помощью красок, специальных составов или механической обработки (полировки).
Топография шкуры — деление цельной шкуры на участки, которые различаются по свойствам. Разные участки шкуры ценятся неодинаково и применяют их для различных целей.
Торцеватель — см. Стамески.
Торцбил — см. Кромкорез.
У
Урез — кромка кожаной вещи; край, который обрабатывают (закрывают) различными способами.
Ф
Фальцбейн — инструмент из кости для обработки (сглаживания) поверхностей кожи
Фаска — поверхность, которая образуется при срезании стыка торца и поверхности кожи. Торцевые срезы после снятия фаски имеют более сглаженный, округлый вид.
Финиш — общее название средств для конечной обработки кожаных вещей.
Формовка — создание объемных вещей из цельного куска кожи; основано на свойстве кожи сохранять заданную форму после намокания и высыхания.
Фурнитура — вспомогательные детали практического и декоративного применения: заклепки, кнопки, люверсы.
X
Хольнитен — вид фурнитуры; декоративная заклепка. Хольнитены ставят для украшения и для дополнительного укрепления кожи в местах соединения.
Хромовое дубление — обработка невыделанной кожи соединениями хрома. Кожа хромового дубления мягкая, эластичная, прочная, хорошо поддается окрашиванию и другим видам обработки.
Ц
Цветоделие — см. Кожаная флористика.
Ч
Чепрак — хребтовая часть шкуры (спинка). Самый ценный участок с прочной и ровной кожей.
Чрево — часть меховой шкурки с оков и живота; мех не особо ценится, так как в этой части он не такой длинный и плотный, как на спинке, часто другого цвета, а кожевая ткань более тонкая и растяжимая.
Ш
Шаблон — деталь из плотного картона, фанеры или пластика для точного выкраивания и разметки деталей из кожи.
Шерфование — утончение края толстой или средней кожи для того, чтобы избежать утолщений при подгибе или соединении нескольких слоев кожи. При шерфовании часть толщины кожи с изнаночной стороны срезают, сводя на нет к краю.
Шорник, или шорный пони — приспособление для фиксации сшиваемых деталей кожи; удобен тем, что оставляет свободными обе руки.
Штамп — инструмент для нанесения объемного рисунка на кожу.
Штампинг — разновидность тиснения; нанесение на кожу объемного повторяющегося рисунка с помощью готовых штампов.
Информация взята из книги:
Нестерюк Татьяна – Кожа и мех. Шитье и ремонт. Самое полное и понятное пошаговое руководство для начинающих (Новейшая энциклопедия рукоделия)
Кожевенное ремесло
4K постов11.2K подписчик
Правила сообщества
0. Запрещается оскорблять членов сообщества, приветствуется конструктивная критика.
1. Будьте вежливы, старайтесь писать грамотно и грамотно излагать мысли.
2. В публикациях по возможности используйте четкие и красивые фотографии.
3. Автор поста с тегом [моё] может оставить ссылку на свой профиль, группу или канал на других источниках, при условии, что ссылки (активные и не активные) не ведут на прямые продажи. Допускается не больше четырёх ссылок и только в конце поста (п. 8.5 основных правил).
Запрещены:
-ссылки рекламного характера/спам;
-ссылки, ведущие на магазины с указанием стоимости товара/услуги;
-ссылки, ведущие на призывы, покупки, продажи, подписки, репосты, голосование и тому подобное.
(нарушение основных правил сайта, п.8.1 и п. 8.2).
При переходе по ссылке запрещено наличие активных (кликабельных) ссылок, ведущих на вышеперечисленное в п.3, содержание таких ключевых слов как «товар», «услуга», «купить», «продам», «в наличии», «под заказ» и т.п.
3.1 Размещение контактов автора (самим автором или другими пользователями) в комментариях запрещено и подлежит удалению (п. 9.1 и 9.3 основных правил).
4. Обязательным для авторов является наличие технических характеристик изделия в публикациях (материалы, техники, авторские приемы, размеры, времязатраты и прочее) в текстовом виде.
Также помечайте свою работу тегом «Рукоделие с процессом» или «Рукоделие без процесса».
5. Пост-видео, пост-фото без текстового описания переносится в общую ленту. Даже если в видео показан подробный процесс изготовления, делайте краткое описание для тех, у кого нет возможности/желания смотреть видео.
Администрация оставляет за собой право решать, насколько описание соответствует п. 5
6. Посты с нарушениями без предупреждения переносятся в общую ленту.
За неоднократные нарушения автор получает бан.
Автор может размещать новую публикацию в сообществе, не допуская полученных ранее замечаний.