89

Создать свою компьютерную игру может каждый

Для того, чтобы создать свою компьютерную игру, не всегда необходимы навыки программирования. Да-да, именно так. И RPG Maker - этому доказательство.


RPG Maker - это серия программ, предназначенных для создания компьютерных игр жанра JRPG (японских ролевых игр). В основном, программы этой серии выходили на японском языке, однако с начала 2000-х начали официально появляться локализованные версии, сначала на английском, а с 2005 и на других языках. RPG Maker используется как любителями, желающими попробовать себя в создании игр и повеселить друзей и близких, так и профессиональными разработчиками для создания своих коммерческих проектов.


Графика игр, созданных в RPG Maker, сильно напоминает игры на Sega, но это неудивительно, т. к. и Sega, и RPG Maker берут своё начало в Японии.

Пример графики игры, созданной в RPG Maker


Процесс создания игры в RPG Maker предельно прост для новичков, но в то же время гибок для профессиональных разработчиков.


У каждого проекта существует база данных, уже по умолчанию заполненная различными данными, организованными в виде некоторого количества массивов:

- атрибуты управляемых игроком персонажей (внешний вид, характеристики, снаряжение);

- навыки персонажей (специальные техники, магия);

- атрибуты вражеских персонажей (внешний вид, характеристики, атаки);

- состояния персонажей и их влияние на персонажей (яд, сон, шок);

- внутриигровые предметы (квестовые предметы, лечебные предметы, снаряжение);

- анимации (эффекты или заставки, применяющиеся в игре);

- тайлсеты (графика для карт и игровых фонов);

- системные настройки проекта.


Базу данных можно модифицировать по своему усмотрению для каждого проекта.

Пример тайлсетов


Взаимодействие игрока с игровым миром организуется посредством игровых событий (ивентов; от англ. event - событие). События представляют собой области игрового пространства, которым назначаются наборы команд, изменяющих игровую обстановку при срабатывании определенных условий. События могут перемещать персонажей и внутриигровые предметы, изменять атрибуты персонажей (характеристики, навыки, снаряжение), модифицировать игровую среду (погоду в игровом мире), вызывать специальные игровые экраны (битва, магазин, гостиница, диалог), менять цвет экрана, фоновую музыку и др. Доступно также сценарное программирование игры посредством встроенной системы переменных, циклов и условий. Это позволяет сделать игру более технологичной, к примеру, созданием оригинальной боевой системы или системы меню вместо стандартных.

Окно диалога


Как видно из описания, некоторые логические принципы программирования всё же присутствуют, но необходимости знать, как писать программу с помощью кода, нет.


Тем не менее, для продвинутых программистов предусмотрена возможность усовершенствовать проект путём введения частей кода. Проекты RPG Maker опираются на RGSS (Ruby Game Scripting System). RGSS использует объектно-ориентированный скриптовый язык Ruby для разработки 2D игр под платформу Windows. Благодаря добавлению в события уникальных скриптов, можно модифицировать сам принцип взаимодействия персонажа с игровым миром, например, добавить возможность перепрыгивать через препятствия, падать в пропасти, использовать двигающиеся платформы, ввести понятие высоты в исходно плоский мир, изменить боевую систему и др. Это предоставляет огромные возможности для разработчиков игр.


Все игры, созданные в RPG Maker, не требуют установки, имеют стандартный размер окна, который зависит от версии программы, и стандартное управление для клавиатуры и джойстика.


Заметка: коммерческие проекты часто идут с установкой.

Сдандартное управление в играх RPG Maker


Кнопки с прочерками оставляют разработчикам возможность самим дать им назначение.


Наиболее новыми и популярными версиями программы являются RPG Maker VX Ace (2012) и RPG Maker MV (2015).


Официальная версия программы платная. VX Ace на Steam стоит всего 9.79$, а вот за MV придётся выложить уже 43,99$, потому что это свежая и наиболее функциональная версия RPG Maker. Можно бесплатно попробовать trial версию, но она жутко ограничена в возможностях. Но не расстраивайтесь, есть ещё один вариант бесплатно попробовать RPG Maker. Крякнутую полную версию программы можно найти на торрентах.


Заметка: версия MV имеет более высокие системные требования, чем предыдущие, поэтому советую их изучить, прежде чем скачивать. Есть вероятность, что на компьютерах с устаревшим железом она будет подвисать или вовсе не запустится.


Перед началом работы с RPG Maker, настоятельно рекомендую почитать учебник по работе с программой. Для новичков в нём поэтапно описан процесс создания простенькой игры, по мере изучения которого вы разберётесь с базовым функционалом программы и процессом создания проектов. Кроме того, в учебнике есть информация о работе с RGSS. Русскую версию учебника можно скачать здесь:

http://www.mediafire.com/download/7490iv9uvilcuwo/RPGVX.chm

Этот учебник рассказывает о работе с RPG Maker VX (2008), но к более новым версиям программы он тоже применим, т. к. принцип создания проектов остался тем же.

Учебник по RPG Maker


Работать с RPG Maker очень увлекательно. С помощью этой программы можно создать собственный игровой мир за гораздо более короткое время, чем при работе с кодом, и процесс создания игры выглядит куда легче.


Создание карт чем-то напоминает строительство и обстановку пространства в The Sims.

Добавление деталей на карту (кликабельно)


Добавление в игру персонажей и других событий - не намного сложнее: их так же нужно разместить на карте и добавить условия, соответствующие сюжету игры. Подробнее об этом написано в учебнике.


Для того, чтобы научиться работать с программой и создать свою небольшую игру, мне хватило недели. На более сложные и продуманные проекты, конечно, может уйти больше времени. Посмотреть, что у меня получилось, можно, скачав игру по этой ссылке:

http://www.mediafire.com/download/vlp4ys95s3jea8l/Game.zip

Запуск игры идёт через иконку приложения с названием Game. Также, в папке есть проект игры с таким же названием. Его можно открыть в RPG Maker VX Ace и посмотреть, как всё выглядит изнутри.

Скриншот из игры


Итак, для создания собственной компьютерной игры не всегда необходимо знание языков программирования, с RPG Maker для этого вам потребуется лишь энтузиазм, логика и немного терпения. Надеюсь, пост получился интересным и познавательным.


Успехов!

Правила сообщества

ОБЩИЕ ПРАВИЛА:

- Уважайте чужой труд и используйте конструктивную критику

- Не занимайтесь саморекламой, пишите качественные и интересные посты

- Никакой политики


СТОИТ ПУБЛИКОВАТЬ:

- Посты о Вашей игре с историей её разработки и описанием полученного опыта

- Обучающие материалы, туториалы

- Интервью с опытными разработчиками

- Анонсы бесплатных мероприятий для разработчиков и истории их посещения;
- Ваши работы, если Вы художник/композитор и хотите поделиться ими на безвозмездной основе

НЕ СТОИТ ПУБЛИКОВАТЬ:

- Посты, содержащие только вопрос или просьбу помочь
- Посты, содержащие только идею игры

- Посты, единственная цель которых - набор команды для разработки игры

- Посты, не относящиеся к тематике сообщества

Подобные посты по решению администрации могут быть перемещены из сообщества в общую ленту.

ЗАПРЕЩЕНО:

- Публиковать бессодержательные посты с рекламой Вашего проекта (см. следующий пункт), а также все прочие посты, содержащие рекламу/рекламные интеграции

- Выдавать чужой труд за свой

Подобные посты будут перемещены из сообщества в общую ленту, а их авторы по решению администрации могут быть внесены в игнор-лист сообщества.


О РАЗМЕЩЕНИИ ССЫЛОК:

Ссылка на сторонний ресурс, связанный с игрой, допускается только при следующих условиях:

- Пост должен быть содержательным и интересным для пользователей, нести пользу для сообщества

- Ссылка должна размещаться непосредственно в начале или конце поста и только один раз

- Cсылка размещается в формате: "Страница игры в Steam: URL"