Сергей Притыцкий - Герой Беларуси
В продолжение постов:
https://pikabu.ru/story/zpadnaya_belarus_v_sostave_vtoroy_re...
https://pikabu.ru/story/osvobozhdenie_zapadnoy_belarusi_v_19...
Сергей Осипович Притыцкий родился 1 февраля 1913 года в бедной крестьянской семье. После окончания 3-классной школы, работал батраком. В марте 1931 года Притыцкий вступил в Коммунистический союз молодежи Западной Беларуси. В декабре 1932 года его приняли в ряды Коммунистической Партии Западной Беларуси и избрали секретарем Гродненского окружкома комсомола.
В мае 1933 года последовал первый арест за подпольную революционную деятельность и заключение в Гродненскую тюрьму. Пытками добивались нужных показаний. Не получилось. Из тюрьмы Притыцкого выпустили под надзор полиции в октябре того же года, в связи с недостатком доказательной базы обвинения.
После выхода из тюрьмы ушел в подполье, прошел обучение в партийной школе КПЗБ, руководил стачками рабочих в Сокольском, Гродненском, Слонимском уездах.
27 января 1936 года Притыцкий, выполняя ответственное задание партии, в зале Виленского окружного суда во время процесса над 17-ю патриотами выстрелил в провокатора Якова Стрельчука, сам получил тяжелые ранения и был заключен в тюремную больницу в Лукишках.
Из воспоминаний Сергея Притыцкого:
26 января я целый день блуждал по улицам Вильно с пистолетами в карманах, испытывал наслаждение жизнью и всем, что меня окружало. Кто знает, буду ли я жить завтра. День был пасмурный и холодный, но он казался мне чудесным. Никогда я так жадно не вдыхал воздух, никогда для меня не были такими прекрасными небо и вода в Вилии, как в тот день. И все люди казались мне необычайно добрыми.
Утром 27 января я снова направился в окружной суд, и начал с напряжением ждать появления перед судебным столом провокатора. Наконец после краткого перерыва председатель суда объявил: «Пригласить свидетеля Якова Стрельчука».
Предатель говорил тихо. От его показаний зависела судьба подсудимых. Каждый из присутствующих на суде стремился не пропустить ни одного слова. Поэтому в зале была полная тишина. Когда Стрельчук, повысив тон и указывая на подсудимых, начал называть их агентами большевизма, я решил действовать. Мгновенно вынув из кармана оба пистолета, направился к судебному столу. Направив один пистолет под правое ухо, а второй в спину, нажал на оба курка сразу. Прозвучало два выстрела. В зале поднялась большая паника.
Пользуясь паникой, я направился к выходу, чтобы выбежать из здания суда. С разбега, ударом плеча, я выломал дверь и оказался в коридоре в окружении шпиков и полицейских. Шпики Дойновский и Бучковский выхватили пистолеты и открыли по мне огонь. Я получил пули в бок, в шею и в руку. Шпики только тогда перестали стрелять, когда посчитали, что я уже мертв.
Начались допросы. Они проводились по нескольку раз в неделю. Вскоре Притыцкий узнал, что провокатора, оказывается, не убил. Он получил две пули в голову и одну в руку, но остался жив. После ухода прокурора и следователя Сергей Осипович долго не мог понять, почему у того не оказалось ни одной раны на спине, ведь он стрелял туда. На суде выяснилось, что у Стрельчука под пиджаком был надет панцирь, и пули его не пробили.
Сразу же после покушения в суде дефензива, желая получше застраховать своего агента, упорно распускала слухи, что Стрельчук был смертельно ранен и скончался. А на самом деле «послужной список» предателя пополнялся. В предвоенные годы он — агент дефензивы в Познани, где завербован абвером. По его доносам были расстреляны сотни человек за связь с советскими партизанами, сожжены десятки деревень. Затем служил в минском СД, в составе батальона СС участвовал в карательных операциях. Сбежал на Запад, жил в ФРГ и США.
После ареста Притыцкого развернулась массовая кампания за его спасение. Организовывались общественные комитеты, был создан специальный фонд для сбора пожертвований для его освобождения.
20 июня того же года Виленским окружным судом он был приговорен к смертной казни через повешение.
Но благодаря активной борьбе трудящихся Западной Белоруссии, Польши, СССР, Франции, Чехословакии, США и других стран смертный приговор был заменен на пожизненное тюремное заключение.
Однажды, проезжая по мощенной булыжником дороге, Сергей Осипович неожиданно попросил водителя остановиться. Он вышел из автомобиля, стал на колени, наклонился и поцеловал брусчатку.
Поехали дальше. Спутники Притыцкого молчали, они ничего не могли понять...
Словно угадав ход их мыслей, Сергей Осипович тихо промолвил:
-- Вам этого не понять... Эти камни я укладывал, когда был пожизненным каторжником.
1 сентября 1939 года после нападения нацистской Германии на Польшу Сергей Осипович в числе других заключенных вырвался на свободу из Равичской тюрьмы, где отбывал наказание. Вернулся в родные места. Активно включился в строительство новой жизни.
Именно Сергею Осиповичу Притыцкому было доверено огласить 2 ноября 1939 года на внеочередной сессии Верховного Совета СССР заявление Полномочной комиссии Народного Собрания Западной Беларуси. В своем выступлении он сказал:
Много наших лучших сынов, наших братьев и сестер погибло в застенках и тюрьмах буржуазной Польши за эту веру в будущее, которое нельзя ни сломить, ни сжечь, ни уничтожить. Мы верили, что придет время нашего освобождения. Эта вера придавала нам силу в борьбе, и мы видим теперь, что она была не напрасна. Великий советский народ, его непобедимая Рабоче-Крестьянская Красная Армия, по приказу Советского правительства, принесли нам это долгожданное освобождение.
В годы Великой Отечественной войны Сергей Притыцкий служил в Красной Армии, участвовал в создании оборонительных сооружений вокруг Могилева и формировании народного ополчения в Гомеле, организации партизанского движения в Беларуси и Польше.
В 1968 году Сергей Притыцкий был избран председателем Президиума Верховного Совета БССР.
Как вспоминал поэт Пятрусь Броўка, ему не раз рассказывали посетители, которым доводилось быть на приеме у Сергея Осиповича, о его исключительной отзывчивости и о том, как он всегда глубоко вникал в суть дела:
Он был добр душой, но не любил людей лицемерных, разных мошенников и проходимцев.
Сергей Притыцкий скоропостижно скончался 13 июня 1971 года. похоронен на Восточном кладбище Минска.
По мотивам его приключений в межвоенной Польше, в 1958 году был снят художественный фильм «Красные листья»
https://www.kinopoisk.ru/film/44959/
+ Бонус











