Рецензия на фильм «Патерсон»

Джим Джармуш: как снять кино, чтобы показать всему миру три стихотворения

Читается за 3 минуты

Рецензия на фильм «Патерсон» Советую посмотреть, Джим Джармуш, Адам Драйвер, Патерсон, Артхаус, Каннский фестиваль, Рецензия, Длиннопост

Известно, по выражению французского философа XX века Жака Деррида, что «всё есть текст» — иначе говоря, любая реальность имеет структуру языка, ведь им может быть передана. Литература строит так свою отдельную реальность. Подобным образом работает и кино, и, как мне кажется, студенту филологического, любящего также и кино, лучше всего это получается у картины Джима Джармуша «Патерсон».

Если описать сюжет фильма четырьмя словами, то получится: «водитель автобуса пишет стихи». И эта заурядная, но поэтичная фабула реализуется в кумулятивном сюжете от одного понедельника, с которого начинается фильм, до утра следующего понедельника. Кумулятивное построение сюжета, как говорят фольклористы, старейшее для литературы: так созданы сказки о Колобке и Репке, так написаны «Мертвые души», так снят «День сурка». Каждый раз аккумуляции одних и тех же событий создает мир и его рамки. Для Патерсона, водителя автобуса, носящего то же имя, что и город, в котором происходят события, мир замкнут домом, в котором просыпаются они с женой Лаурой (Петрарка, привет) и британским бульдогом Марвином, и разомкнут работой, прогулками с собакой до бара и пинтами пива каждый день. Стихи же пишутся Патерсоном о его повседневности: спичках марки «Огайо», трех измерениях пространства и дворниках на лобовом автобуса. Так длится и так кончается фильм.

Однако, кумулятивный сюжет одновременно прекрасен и ужасен тем, что последний повтор событий всегда разрушает установленную повседневность: автобус ломается в последнюю смену, а маленький дневничок интимных и не имеющих копий стихов Патерсона разорван бульдогом Марвином вечером в воскресенье.

И тут включается контекст Патерсона, как города, — он объединяет поэтов: в фильме творят и рэперы в прачечных, и десятилетние девочки, и любимый поэт главного героя Уильям Карлос Уильямс, реальный поэт второй половины XX века родом из этого города, посвятившего городу поэму, так и названную — «Патерсон». Без этого контекста фильм повествовал лишь бы об одном исключительном, взятом отдельно персонаже (в киносреде это называется сондер, то есть отдельный, специальный, с английского). Контекст города формирует вместе с бытовой повседневностью фильма, ту повседневность, в которой интимная, простая поэзия распространяется на всех его персонажей. Происходит циклизация фабулы: «водитель автобуса пишет стихи»; эта цикличность подчеркивается от образов кругов (наручных часов главного героя, узоров на шторах в его доме, колес автобуса) до композиции и наслоения имени Патерсон.

В конце фильма после утраты всех своих стихотворений перед Патерсоном является такой персонаж, как японец (ему не дается имени), совершающий культурное паломничество в город Уильяма Карлоса Уильямса (сам японец, конечно, тоже поэт). Он разрешает проблему Патерсона, даря ему новый дневник, полностью пустой, с которым начинается новый понедельник, подобный первому. Этот персонаж нес бы в себе признаки deus ex machina, если бы не входил в контекст поэтичной и поэтической повседневности города, которая преломляет бытовую, и перерабатывая ее, ведь «все есть текст», и разрушая ее ограниченность одними буднями.

Как мне кажется, кино передает это эстетическое переживание двух повседневностей и контекста конкретного взятого места, маленького провинциального городка, гораздо резче литературы, ведь оно успешно конкурирует с сугубо литературным построением реальности с помощью текста, включая его наравне с изображением — рядом прекрасно снятых Джимом Джармушом кадров в фильме «Патерсон».

Ссылка на телеграм-канал с моими стихами (иногда выкладываю рецензии): t.me/prepona
Ссылка на фильм на Кинопоиске: kinopoisk.ru/film/954059/ (7.3 рейтинг)

Сериаломания | Киномания

5.1K постов26.4K подписчик

Добавить пост

Правила сообщества

Не жалейте авторам плюсцов - это мотивирует :-)
Соблюдайте  правила сайта. Любите друг друга. Придерживайтесь конструктивной критики.
Оскорбления, политика - запрещены.