Реставрация модели. (Часть 1)
Пока сидим на карантине, дошли руки до некоторых моделей :) Расскажу немного о начале реставрации одной из них. Сразу оговорюсь, прямо вот каких-то чудес не будет. Процесс пока не закончен, и до окончания карантина закончен не будет, в силу того, что некоторых материалов у меня нет в наличии.
Ровно перед запретом на все и вся, успел я получить купленную на ебее модель швейцарского электровоза Be 4/6 фирмы Fulgurex. Произведена моделька в 60-х годах прошлого века, цена на сохранные экземпляры начинается где-то от 450 Евро. Мне же удалось урвать его в честной битве всего за 160 вместе с доставкой. Естественно ожидать идеального сохрана за эти деньги не приходилось, да и продавец честно написал, что модель требует реставрации.
Электровозик наш, явно долгое время лежал в коробке, поролоновая вставка со временем разложилась и стала липкой гадостью, которая прилипла к родной краске. Плюс некоторые детали не покрытые краской малость того, корродировали. Так же отсутствуют некоторые детали. Нет одного буфера, и части токоведущих шин на крыше.
Вот в таком виде он ко мне приехал.
Это более-менее сохранная сторона.
А это то, что требует приложения рук :)
Красивые сине-зеленые отложения
Утерянный буфер
Ну и тут, многочисленные пятна на краске и отсутствие имитации токоведущих шин.
Все мои попытки смыть остатки поролона ни к чему хорошему не привели, да и отложения окислов оказались немного более обширными чем предполагалось изначально. Поэтому пришлось распрощаться с мечтами о легком косметическом ремонте. Будем делать все.
Для начала разбираем.
В процессе разборки обнаруживаются следы незаводской пайки и вот такая вот мотня из говняных проводов.
Все вокруг завалено остатками поролона. Пайка справа-внизу, оказалась не очень удачной попыткой ремонта кузова. Скорее всего модель уронили и одна из кабин деформировалась, попутно оторвав пайку боковинки кузова.
Лирическое отступление - кузов модели целиком из латунных листов, которые вытравлены по фотошаблону, при помощи пайки. Из пластиковых деталей на модели только имитация красного фонаря, "стекла" и изоляторы на крыше.
Продолжаем разборку. Теперь тележки.
Ну не все так плохо, как представлялось. После предварительно очистки двигатели оказались работоспособными, кинематика сохранена, хотя и засрана окислами.
Все детали соединениы либо пайкой, либо клепкой, либо винтами.
Вот это то, что снято с одной стороны тележки :) Дышло состоит из двух подвижных частей, имитаторы тормозных колодок из трех (собственно имитатор, латунная втулка и винт).
Кстати вращение на колесные пары передается на модели так же, как и у реального электровоза, через дышла типа паровозных. Дело в том, что швейцарцы начали электрификацию жд транспорта очень рано и на той стадии развития электротехники это было вполне приемлемым решением. Кстати именно у швейцарцев было такое чудо-юдо как электропаровоз. Буквально электричеством кипятили воду в паровозе :) На фоне нехватки угля во время ВМВ, им пришлось спешно изворачиваться и родилась вот такая вундервафля. Кому интересно можно погуглить по запросу SBB E 3/3.
Так, вернемся к нашему электровозу. Кое-что пришлось замачивать в WD, но в конце концов открутилось все.
Снимаем с кузова токоприемники, изоляторы, токоведущую шину, "стекла", снимаем микролампочки из прожекторов. В общем демонтируем все что не из металла и будет мешать последующей работе с кузовом.
Дальше берем в руки растворители и смываем краску. Сначала ацетон с салфетками, потом купание в 646-м с кисточкой. На выходе имеет вот такое, малопрезентабельное чудо.
После отмытия, видим, что тут пытались ремонтировать.
Вот поврежденная кабина
А вот так это должно быть на самом деле
Дальше начинается длительная и очень нудная работа по зачистке остатков краски. Где химией, где механически. Попутно отпаиваются поручни (да, кстати одного не хватало), лесенки, воздушные резервуары и усилитель кузова с той стороны, где деформирована кабина. С той же стороны снимается припой, для облегчения правки кузова.
Правил как настоящий, грел, выстукивал, опять грел и так далее по кругу. В идеал вывести не удалось, стороны очень немного различаются геометрией. Но для полного восстановления нужно распаивать всю кабину на составляющие ее элементы, чего делать, честно говоря, совсем не хочется. Поэтому оставлено так. Видно будет только если очень приглядываться и знать где искать :)
После запаивания морды и усилителя обратно в дело вступает бормашинка и фетровый диск с очень тонким абразивом. На выходе получилось вот так
Догадайтесь, где тут мяты угол? :)
На этом с кузовом пока все. Займемся двигателями.
Разбираем, обрабатываем химией, сушим, чистим, собираем, смазываем, проверяем.
Вот один "после", другой "до"
Ну и оба после
Двигатели пятиполюсные, вся навеска из латуни. Мощные и тихие. Что меня прямо поразило, так это наличие фетровой прокладочки для смазки на верхней крышке двигателей :)
На этом пока в общем-то все. Тележки были разобраны и брошены отмачиваться в 646-м растворителе, но увы. Как выяснилось, 646 не берет эту краску, она лишь слегка размягчается. Мало того, краску на них не берет даже горелка :) Попробовать серьезные смывки ввиду отсутствия работающих магазинов поблизости пока не представляется возможным. Поэтому вяло занимаюсь очисткой оставшихся деталей от окислов и более ничем серьезным по этой модели похвастаться не могу.
Надеюсь было интересно. С вопросами и комментариями велкам :)
Модель моя, работа тоже моя, поэтому тэг моё :)




















