Приключения обаятельного художника-мошенника, воевавшего против арт-дилеров и галерей
Живопись, как и любое другое искусство, уже давно идет за ручку с большими деньгами. А где гуляют большие деньги, там есть что? Правильно, мошенники.
И если признаться, иногда их аферы достойны называться искусством. Почему? Давайте разбираться с помощью небольшого цикла постов!
И начнем мы с мошенника-рок-н-рольщика – Том Китинг, дамы и господа. За все время он создал более 2000 подделок и знатно поворошил рынок картин.
Вот оригинал. Согласитесь, отличий немного:
История становления стара как мир – родился в бедной семье, отучился в колледже и начал работать реставратором, заодно пытаясь пробиться в элиту арт-рынка со своими работами. Но не вышло.
Впервые свой талант копирования известных художников Том проявил при реставрации картины Томаса Сидни Купера: на полотне были дыры, но вместо обычного закрашивания цветом наш герой сам написал несколько фигур. А после и вовсе начал писать копии картин своего современника Фрэнка Беннета.
Том Китинг на фоне своей картины (которая является подражанием Джону Констеблу):
Однажды Китинг создал свое собственное полотно в стиле Беннета и так им гордился, что подписал своим именем. Однако управляющий мастерской заменил его подпись на все того же Беннета и продал в местную галерею.
«Хммм», – подумал Китинг, да и создал свое «дело» вместе с молодой любовницей, Джейн Келли.
Как же он попался? Все проще, чем кажется. В 1970 году на арт-рынке разом появилось слишком много картин Сэмюэля Палмера с одним и тем же сюжетом. Журналистка Джеральдин Норман отправила работы на экспертизу, а после признания их подделками вышла на нашего героя.
Картина-подражание Сэмюэлю Палмеру:
А он и не отпирался. После публикации статьи в Таймс про подделки, он открыто признал – да, это я. И вообще я создал 2000 подделок, так что ищите. Какие именно не скажу, не буду портить сюрприз.
Вообще Китинг был идейным революционером, этакий Джокер в мире искусства - основой творчества для него стал хаос. Называл себя социалистом и коммунистом и воевал против галерей и арт-дилеров – по его мнению, те обкрадывали его братьев-художников и его самого, а значит заслуживали наказания.
Сможете угадать без чтения подписей, где подделка? Тут...
...или здесь?
А вот и процесс создания шедевра:
Но при этом Китинг не забывал веселиться при создании подделок. Частенько он писал свинцовыми чернилами надпись «fake», на которую потом накладывал краски. При просмотре на рентгене подпись отлично видна и дает исследователям очень точно определить, что перед ними)
Использовал он и другие приколы: писал картины современными красками, в сюжеты картин вставлял несуществующие предметы для того времени, писал известные картины под другим ракурсом, писал картины с особым составом красок, которые разрушаются при реставрации и многое другое…
Картина Джона Констебла «Телега для сена», 1821
Якобы картина Джона Констебла «Телега для сена» со специальной инверсией движения:
Да и денег он много на этом не сделал. Однако закон есть закон, и английские полицейские крепко взяли художника за филейные части. Только тут ему очень повезло – тяжелая болезнь и близкий конец убедил судью простить все нарушения Томаса (а вот подельница поехала в колонию).
И как только его освободили, он неожиданно поправился! Публика уже успела полюбить старичка и его позвали вести программу на телевиденье про художников. В конце концов, слава все же нашла Китинга.
После его смерти на аукционы поступили его работы, и тут есть два интересных момента. Первое – его работы вполне себе стоят под 35-40 тысяч фунтов, вполне себе стоимость для работ Шишкина, Репина или Левитана на зарубежном арт-рынке (оговорюсь, что не самые хитовые работы, но все же).
И самый забавный факт – на аукционах частенько появляются поддельные работы Китинга. Подделки подделок. Вот такой бесконечный круг постмодернизма мы можем наблюдать)
Больше интересных историй из мира живописи можно посмотреть в моем телеграме: https://t.me/picturebymaslo
До встречи)










