picturebymaslo

picturebymaslo

Пишу про искусство. Телеграм: t.me/picturebymaslo Дзен: zen.yandex.ru/picturebymaslo Добряк)
Пикабушник
63К рейтинг 976 подписчиков 6 подписок 187 постов 156 в горячем
Награды:
5 лет на Пикабу За киноманство За киберзащитуС Днем рождения, Пикабу!
14

Настоящая русская осень. Красочная палитра от известных художников

Русская осень – это не только золотая листва. Постарался собрать для вас максимально широкую палитру от отечественных мастеров, давайте любоваться.

Открывает подбору Исаак Левитан и «Лесная река. Осень на реке Истра». Художник собрал практически все осенние цвета – от свежей зелени до ржаво-рыжего, убрал с полотна небо, но уравновесил чёрную реку всполохами солнца и лёгкой дымкой слева. Тишина и спокойствие, только река ползёт, да лес скрипит. Подборка будет умиротворённая, да.

Исаак Левитан – «Лесная река. Осень на реке Истра»

Исаак Левитан – «Лесная река. Осень на реке Истра»

Прыгаем в контрастную работу Архипа Куинджи «Осенняя распутица». О да. Насыщенный туман, везде грязь, раздетые деревья. Такую осень я вижу последнее время. Удивительно, но большой мастер цвета и свечения изобразил одну из самых унылых осенних пейзажей, что я видел.

Социальная критика беспробудной тоски русской деревни? Да, вполне в духе передвижников. Очередная «блестящая» работа Куинджи? Да, наверняка 150 лет назад она светилась ещё сильнее. Хочу ли я выходить в такую погоду прогуляться? Нет, спасибо, я картину посмотрю лучше.

Архип Куинджи – «Осенняя распутица»

Архип Куинджи – «Осенняя распутица»

И снова контраст, ученик Куинджи, Евгений Столица, выкручивает желтизну на канале на максимум! Никаких скандалов про звёзд, только радикальная осень. Знаете, когда листва стала золото-лимонной, но не упала и не засыпала землю, но дня через три засыплет все дороги в округе. Погода дождливая, листья и стволы деревьев влажные и особенно яркие, появляется сильнейший контраст.

Столица накладывает слои краски как не в себя, но не забывает про баланс –по дорожке бредут женщина с ребёнком, тоже контрастные, они выхватывают взгляд от хаоса природы. Вот по такой осени я бы прогулялся!

Евгений Столица – «Осень»

Евгений Столица – «Осень»

Коротко переведём дух на трёхполосной картине Валентина Серова «Осень. Домотканово». Но присмотритесь, хитрый Серов разбросал малюсеньких деталек – облачка, совсем перемешанный лес, проплешинки у поля. Холст оживляет далёкая фигурка бредущего человека, находка уровня Ван Гога (гении мыслят одинаково). Солнечно и мирно.

Валентин Серов – «Осень. Домотканово»

Валентин Серов – «Осень. Домотканово»

А завершить подборку хочу незаконченной работой Фёдора Васильева «Болото в лесу. Осень». Совсем молодой человек (23 года, вдумайтесь) с трагичной судьбой не завершил замысел до конца, но тем самым создал настоящий образец русского импрессионизма – такой широкий мазок не зашпаклюешь, незавершённые края полотна добавляют эмоций, скорости, энергии – картину пишет юный бунтарь, без денег и будущего, но с настоящим азартом творца.

Помогает ностальгия – Васильев лечился от туберкулёза в Крыму и скучал по любимым северным болотам, писал по памяти заветные пейзажи и вкладывал всю боль и всю жизнь. Так получился этот замечательный хоровод цветов. Поразглядывайте, там целая стая цаплей – нашли?

Фёдор Васильев – «Болото в лесу. Осень»

Фёдор Васильев – «Болото в лесу. Осень»

Держимся. Зима близко. Но и Новый год тоже!

Другие истории и заметки про искусство можно почитать тут
Добра и любви!

Показать полностью 5
25

«Венера с зеркалом» Веласкеса, или культовая картина с непростой историей

Венера, страстная богиня любви, жеманно возлежит на ложе, жемчужная кожа её замечательно контрастирует с насыщенными цветами занавесок и простыни. Тайна, опасность и драма – всё это про «Венеру с зеркалом».

В любой статье про картину вы прочитаете, что это единственная выжившая работа Веласкеса с обнажённой девушкой. В моём посте, кстати, тоже это написано.

Диего Веласкес – «Венера с зеркалом», 1647–1651

Диего Веласкес – «Венера с зеркалом», 1647–1651

Конечно, можно было бы обойтись и без купидона. Но церковная цензура и инквизиция чуточку ограничивали свободу творцов, поэтому Веласкес прикрыться мифологическим сюжетом, но от нашего с вами проницательного взгляда не скроешься.

Почему же я так уверен в хитрости мастера? Слишком уж необычна картина: холодные, отстраненные цвета ближе к реализму, чем традиционные тёплые тона у других Венер (сравните с версиями Боттичелли, Джорджоне и Тицианом), включая тела богинь – у нашей героини белая кожа, бледность с розоватыми вкраплениями, самая земная красивая девушка!

Сандро Боттичелли – «Рождение Венеры», 1486

Сандро Боттичелли – «Рождение Венеры», 1486

Джорджоне – «Спящая Венера» , 1508-1510

Джорджоне – «Спящая Венера» , 1508-1510

Тициан – «Венера перед зеркалом», 1555

Тициан – «Венера перед зеркалом», 1555

Даже техникой автор выделяет прекрасницу – обратите внимание, крачная, портьера теряет текстуру и цвет. А потому что нечего детали высматривать, у вас тут изящность такая лежит под носом.

фрагмент «Венеры с зеркалом»

фрагмент «Венеры с зеркалом»

Современники, а затем и исследователи, интересовались – кто эта Венера, кто позировал художнику? Скорее всего, это была Фламиния Трива, с которой Веласкес крутил роман в Италии и сделал сына (и уехал к жене, гад). Но это неважно, главное символ – женская красота в своём абсолюте.

Мне кажется, что художник намеренно смазал отражение, чтобы не давать чёткого ответа, что такое красота – пусть зритель сам дорисовывает идеал в своём воображении. Мастерство и загадка, от покупателей отбоя не будет.

Долгое время считалось, что картина приносит несчастья своим владельцам: после покупки они разорялись, их грабили и даже убивали. Бедняги всего лишь хотели кусочек прекрасного в своей жизни, но безжалостная богиня губила души, а мы с вами отмечаем, что это совпадение. Ведь правда?

С картиной связан и другой сюжет. В 1914 суфражистка Мэри Ричардсон увидела сексуализацию женщин и как невежественные мужланы исходят сладострастными слюнями по богине на холсте. Также мадам искала акцию против ареста Панкхерст, своей коллеги-феминистки. Словами «Убийца Мэри» (эпичное прозвище) не ограничилась – взяла нож с собой в музей и нанесла смертельные раны полотну. К счастью, реставраторы совершили маленькое чудо и восстановили полотно, и теперь современные зрители могут исходить слюнями себе на здоровье.

следы ударов Ричардсон на картине

следы ударов Ричардсон на картине

Правда и на этом напасти не закончились. В 2023 году новые акционисты, теперь экоактивисты, попытались молотками пробить защитное стекло (после первого нападения Национальная галерея сделала выводы). Картина получила минимальные повреждения, активисты получили минимальное наказание, все мы получили минимальное удовольствие от таких новостей.

картина в рамке, для полного погружения

картина в рамке, для полного погружения

Потому что искусство должно оставаться искусством, а политика и скандалы пусть проходят мимо. И вообще, лучше полюбуемся Венерой, прекраснейшей из богинь!

Другие истории и заметки про искусство можно почитать тут
Добра и любви!

Показать полностью 7
16

«Молодой Папа» через искусство: что рассказывают картины из заставки сериала?

Католики всего мира ликуют – объявлен новый Папа Римский, Лев XIV. Habemus Papam!

Признаться, я не особо следил за новостями, но зато частенько пересекаюсь с папством в поп-культуре: Молодой Папа, Конклав, Евротур. Кстати о Молодом Папе – вы помните, насколько эпическая заставка там была?

Шикарный Джуд Лоу в роли Ленни Белардо вальяжно прогуливается вдоль галереи с картинами, параллельно летит метеорит и набирает обороты – в конце ему предстоит сбить Иоанна Павла II, фоном играет All Along the Watchtower Боба Дилана (версия от Devlin), состоящая из библейских отсылок. Роскошь!

А пока вы гуглите заставку, давайте глянем работы.

Открывает галерею Геррит ван Хонтхорст с «Поклонение пастухов». Чувственная и тёплая зарисовка, утрехский караваджист Хонтхорст поймал эту игру со светом, очень добродушная работа. Однако контекст у картины мрачный – произведение пострадало во время разборок мафии: в 1993 году рядом с Галереей Уффици взорвалась бомба, итог печальный – разрушены старинные стены Галереи, убиты пять человек, уничтожены три полотна. Да, «Поклонение пастухов» в их числе. Так что первая картина в заставке – ёмкая тема рождения, чуда и мафии.

Геррит ван Хонтхорст - «Поклонение пастухов», 1606

Геррит ван Хонтхорст - «Поклонение пастухов», 1606

Следом идёт «Вручение ключей апостолу Петру» Пьетро Перуджино, единственное полотно из подборки с пропиской в Ватикане – украшает собой Сикстинскую капеллу. Создана в 1482 года, ещё Раннее Возрождение, художники упражняются в перспективе и строят геометрию на холстах.

Христос вручает апостолу Петру (кстати, это первый Папа Римский) ключи от Рая – символ духовной власти, теперь Церковь решает, кто попадёт в Рай или Ад. В сериале это решает Пий XIII.

Пьетро Перуджино - «Вручение ключей апостолу Петру», 1482

Пьетро Перуджино - «Вручение ключей апостолу Петру», 1482

А вот и сам Караваджо. «Обращение Святого Савла», рассказывал про эту легенду в посте про картину Франческо Пармиджанино.

Кратко про Савла – противный и вредный гонитель христиан, которого Иисус временно ослепил и спросил – чего он возникает против христианства? После короткого разговора Савл стал Павлом, одним из главных апостолов. Кстати, вы знали, что он не входил в число двенадцати учеников Христа?

А что про картину… Как это часто бывает у Караваджо, шедевр: глубокая светотень, мощные фигуры, выверенная композиция и убедительная драма. История про изменение личных и духовных взглядов, кризис веры – темы сериала.

Микеланджело Меризи де Караваджо - «Обращение Святого Савла», 1601

Микеланджело Меризи де Караваджо - «Обращение Святого Савла», 1601

Следуем за Ленни, дальше встречается икона «Первый Никейский собор». Император Константин в окружении священников обсуждают церковные дела в рамках первого Вселенского собора: осудили арианскую ересь (те верили, что Иисус не был богом), очертили положения веры и ввели первые 20 канонов поведения священников.

Икона попала не случайно – будет в сериале и лже-пророк, и ересь, куда без них!

«Первый Никейский собор»

«Первый Никейский собор»

На очереди «Пётр Амьенский» Франческо Айеца.

Знаменитый фанатик-аскет на белом муле проповедует и призывает народ на первый крестовый поход, в некоторых источниках Пётр считается идейным вдохновителем и организатором бесславного похода за гробом господним в 1096 году.

Его появление в заставке очевидно – новый радикальный папа пойдёт своим «крестовым походом» на нерадивых христиан и противников церкви. Может и совпадение, но комета начинает гореть именно на этой картине. Да, в моей квартире висят синие занавески.

Франческо Айец - «Пётр Амьенский», 1829

Франческо Айец - «Пётр Амьенский», 1829

Следом «Святой Франциск получает стигматы» Джентиле да Фабриано.

Франциск Ассизский – очень колоритный святой: выступал за ограничение богатств внутри церкви, выступал за крайний аскетизм – вплоть до бедности как идеала, так сильно почитал Христа, что получил собственные стигматы, так сильно почитал Бога, что проповедовал птицам и животным.

Герой сериала тоже метит в духовные бунтари, как святой Франциск, и борется с земным формализмом, но вот орден францисканцев принимает брезгливо. Идёт своим путём!

Джентиле да Фабриано - «Святой Франциск получает стигматы», 1415

Джентиле да Фабриано - «Святой Франциск получает стигматы», 1415

А мы идём к работе Матео Черезо Младшего «Святой Фома из Вильянуэва» – тема милосердия и жертвенности проходит через весь сериал. Монах Фома запомнился как защитник бедных, аскет, продающий последнее ради нуждающихся, и церковный реформатор – хм, кажется я уже говорил про похожие темы в «Молодом папе»…

Матео Черезо Младший - «Святой Фома из Вильянуэва», 1660

Матео Черезо Младший - «Святой Фома из Вильянуэва», 1660

Картина номер 8 – «Микеланджело показывает Папе Пию модель собора Святого Петра» Доменико Крести.

Титан Возрождения не строил весь собор, он подготовил и выстроил купол – и тут снова отсылки. Ленни также планирует перестройку церкви, причём сразу крышу – многие изменения будут касаться кардиналов, высших сановников.

Важен и другой аспект – великие свершения Возрождения создавались на деньги церкви, а такой поток изящных и сложных работ истощит любую казну. Траты ведут к идеям для заработков, так начались поборы и широкая продажа индульгенций, на это возмутились будущие реформаторы и Мартин Кинг, а если сократить цепочку рассуждений – шедевры Ренессанса отчасти повлияло на революцию в христианстве.

Не вызовет ли революцию новый властелин Ватикана на экране?

Доменико Крести - «Микеланджело показывает Папе Пию модель собора Святого Петра», 1618

Доменико Крести - «Микеланджело показывает Папе Пию модель собора Святого Петра», 1618

Далее Франсуа Дюбуа с «Варфоломеевской ночью», мрачной брейгелевской композицией и подробными ужасами того погрома. Убить тысячи во имя веры? Почему бы и нет, и дело не только в католиках – гугеноты тоже вырезали своих соседей по христианству. Жестокие поступки молодого папы отражают жесткий современный мир, Ленни защищает свои идеалы и готов пойти на многое.

Франсуа Дюбуа - «Варфоломеевская ночь», 1572

Франсуа Дюбуа - «Варфоломеевская ночь», 1572

Заканчивается заставка неожиданным метеоритом в Папу Иоанна Павла Второго. Эффектно!

Но самое интересное – такое произведение существовало до сериала, Маурицио Каттелан в 1999 создал гипперреалистичную скульптуру «Час девятый» (время смерти Иисуса на кресте) – критика современного папства, мучения старика-папы заканчивает милосердный астероид. Кризис церкви есть и в сериале, а вот сможет ли сериальный папа избежать своего метеорита – узнаете после просмотра.

Маурицио Каттелан - «Час девятый», 1999

Маурицио Каттелан - «Час девятый», 1999

Такой путь проходит Ленни вдоль ключевых событий христианства и католичества, его Вифлеемская звезда ускоряется и разгорается всё сильнее и сильнее, обрушивается на старческое папство – «Молодой Папа», очень рекомендую)

Другие истории и заметки про искусство можно почитать тут
Добра!

Показать полностью 12
63

«Распятие Святого Петра» Караваджо, или очередной шедевр гения

Шок! Уже три года мы не говорили про Караваджо. Срочно исправляюсь)

«Распятие Святого Петра» – пронзительная картина буйного гения. Караваджо как всегда на высоте. Эта игра света и тени, а контрасты, даже смысловые!

Караваджо – «Распятие Святого Петра», 1601

Художник акцентирует наше внимание на самом Петре, его безымянные убийцы находятся в тени. Автор даже не считает нужным показать их лица – это обезличенное убийство, здесь не важно кто, важно кого.

даже на подсвеченной репродукции не видно лица палача

даже на подсвеченной репродукции не видно лица палача

Странно, что три мужика не могут поднять хоть и не худосочного, но все же старика. Пётр, кстати, в довольно хорошей форме для своего возраста (ему уже за шестьдесят), правильное питание и тренировки? Сам апостол полуголый – Караваджо показывает уязвимого героя. Но тем не менее Пётр крепкий малый, намёк на внутреннюю духовную силу, святой не сломлен, это его выбор.

Итак, три мужика не могут поднять деревянный крест со стариком – хотя обычно хватало одного палача. Искусствоведы видят тут символ вины: мы видим настолько тяжкое преступление, что даже трое палачей не могут справиться с грузом вины и греха. Это важно – картину заказывала католическая церковь, укрепляла образ католичества на фоне Реформации и протестантов. Пётр – глыба, а вместе с ним Папа Римский и далее по списку.

Обратите внимание, как спокоен Пётр, он даже как будто заинтересован, ищет глазами в темноте.

усталость и любопытство Петра

усталость и любопытство Петра

Напомню, что ему уже пробили руки и ноги гвоздями, насквозь вбили в крест. Уверен, это чрезвычайно больно. Но Петру всё нипочём, он ждёт Учителя.

Ждёт его Пётр не просто так. Согласно преданиям, святой апостол знал про угрозу – и планировал покинуть Рим на всякий случай. Ночью на границе города он встретил то ли Христа, а то ли виденье. «Камо грядеши, Господи?» (куда Ты идёшь, Господи?) – «В Рим на второе распятье».

Намёк принят, Пётр развернулся обратно и принял свою казнь как полагается. Но с одним условием: Пётр упросил своих палачей распять его верх ногами – считал себя недостойным умереть как Иисус Христос.

Караваджо не отвлекает нас лишними фигурами, есть только апостол, все софиты на него. Легендарное происшествие уменьшается до личной драмы очень уверенного в себе старика.

Так и вся картина – свет и тень, внешнее и внутреннее, праведность и грех, слава и забвение. Интимная и монументальная работа. Ну гений!

Другие истории и заметки про искусство можно почитать тут
Добра и любви!

Показать полностью 3
23

Легенда о Семирамиде и Аре Прекрасном, или будьте аккуратны с женскими чувствами

В прошлом году был в солнечной Армении. Замечательная страна!

И когда ездил на озеро Севан (очень рекомендую) наш гид рассказала удивительную историю – про Ару Прекрасного.

Армяне умеют достать легенду-другую и пустить пыль в глаза. Подумайте сами – легендарная Семирамида, на секундочку, владелица одного из семи чудес света, Висячих садов Семирамиды, влюбилась в армянского царя. Втюрилась, запала, втрескалась в царя армян в самом соку, судя по прозвищу. Ну ладно, Прекрасный он благодаря своим деяниям и всенародной любви, даже Арарат назвали в его честь.

Чезаре Саккаджи – «Царица Семирамида», 1905

Чезаре Саккаджи – «Царица Семирамида», 1905

В общем, Семирамида тоже не первого прохожего выбрала. И так влюбилась в него, что предложила овладеть ею, Ассирией и Вавилоном со всеми садами, висячими и стоячими.

Но Ара отказал. То ли была жена, то ли Семирамида была не в его вкусе – отказал. И разбил сердце гордой царице. И сильно разозлил гордую царицу. А злить не стоило, вот совсем, зря он это, зря.

Раз Ара не идёт к Семирамиде, Семирамида сама придёт к Аре – ассирийская владычица собрала войска и пошла войной на Армянское царство. Говорили же, не злите женщин, не бросайте вызов судьбе.

Войска неудавшихся любовников должны вот-вот столкнуться, Семирамида предупреждает своих воинов – только попробуйте убить Ару, удавлю на месте. Мол, повоюем, покажем силу, Ара сдастся и будет моим.

Ну и вы понимаете, чем всё кончилось. Понятное дело, Ара был смертельно ранен, уже на краю смерти попал в шатёр к Семирамиде, перед ней и умер. Дальше были попытки воскресить, появлялись слухи о возвращении Ары из мира мёртвых, частенько видели его дух в горах и в Вавилоне. Но закончилось всё ничем: Семирамида уехала домой, армянское царство осталось независимым.

Вардгес Суренянц – «Семирамида у трупа Ара Прекрасного», 1899

Вардгес Суренянц – «Семирамида у трупа Ара Прекрасного», 1899

На картине Вардгеса Суренянца царица скорбит и размышляет над телом – как воскресить? И почему же он умер, что за несправедливость-то такая? План был так хорош…

фрагмент картины

фрагмент картины

Каждый сам найдёт мораль или её отсутствие. Вообще, это был не пост, а тост.

Так выпьем же за любовь и взаимность!

Другие истории и заметки про искусство можно почитать тут
Добра и любви!

Показать полностью 3
24

Зимние пейзажи Ван Гога, или как солнечный художник зиму рисовал

Неожиданный Ван Гог – зимний. Художник света, большой любитель жёлтого цвета, что ему делать в снежной белой пустыне? Ну это же Ван Гог, он может написать снег без белого цвета. Ну и жёлтого снега тоже не будет))

Зима – редкий гость среди сюжетов художника. Но встречается в самых разных стилях: тут вам и реализм, и карандашные рисунки, и эскизы, и схематичные простенькие пейзажи.

«Заснеженное поле с плугом», 1890

«Заснеженное поле с плугом», 1890

«Сад у дома приходского священника в снегу, Нюэнен», 1885

«Сад у дома приходского священника в снегу, Нюэнен», 1885

«Собиратели хвороста на снегу», 1884

«Собиратели хвороста на снегу», 1884

«Шахтеры в снегу, зима», 1882

«Шахтеры в снегу, зима», 1882

«Вид из окна студии Винсента зимой», 1883

«Вид из окна студии Винсента зимой», 1883

«Зимний пейзаж с хижиной и фигурой», 1881

«Зимний пейзаж с хижиной и фигурой», 1881

«Старая станция в Айндховене», 1885

«Старая станция в Айндховене», 1885

На мой скромный взгляд, самая интересная, самая вангоговская работа – «Пейзаж со снегом».

В феврале 1888 года Ван Гог покинул Париж, бежал от напыщенного общества и мрачной городской зимы, на юг, к теплу, в солнечный Арль. И сразу неудача – художника встретили рекордные за 30 лет холода и снежные бури. Но к счастью, скоро снег стал таять и тут уже Винсент времени не терял – так появился «Пейзаж со снегом».

«Пейзаж со снегом», 1888

«Пейзаж со снегом», 1888

Картина стала одной из первых работ мастера в Арле. Ван Гог уверял, что местное солнце улучшает контуры композиции и уменьшает нюансы света, создаёт больше контраста и более гладкий цвет. Формы упрощаются, меньше деталей – так художники ближе к японским мастерам, которых нидерландец обожал. Даже солнце в Арле он хвалил за «японскую ясность света».

Композицию на картине задаёт диагональная дорога – она ведёт наш взгляд по всему полотну в сторону гор на заднем плане. Так художник создаёт глубину и перспективу.

Линия горизонта высоко, Ван Гог обращает наше внимание на сам пейзаж, на героя с собакой, на природу – весна уже пробивается, скоро вокруг будут яркие цвета. Как и любит художник.

На полотне снег почти растаял – свободные куски холста художник покрывает сочными яркими красками, которыми потом щедро покроет летние пейзажи.

«Снежный пейзаж с видом на Арль», 1888 – ещё одна картина, написанная в то же время

«Снежный пейзаж с видом на Арль», 1888 – ещё одна картина, написанная в то же время

фрагмент «Пейзажа со снегом»

фрагмент «Пейзажа со снегом»

Человек добавлен для насыщенности картины, уравновесить композицию и не делать пейзаж совсем пустым и скучным. А так создаётся ощущение прогулки, вот и прохожие, а вот и дорога уходит к горизонту, красота!

Очень тихая, спокойная картина. Удивительно, как в самом разгаре эмоциональных качелей и психологических срывов Ван Гог умудряется писать настолько умиротворяющие вещи. Улыбаемся и смотрим, улыбаемся и смотрим.

Другие истории и заметки про искусство можно почитать тут
Добра и красоты!

Показать полностью 10
82

Бабушка Мозес: как начать в 76 лет и в 80 стать международной звездой живописи

Полистал канал, какой-то слишком серьёзный получился 2024 год. Хочется чего-то простого и милого, хочется спокойствия и немного чуда. Укутывайтесь в плед, заваривайте чаёк или какао и захватите вторую кружку, пустую. Туда я буду разливать уют.

Анна Мария Мозес жила как классическая бабушка: занималась хозяйством на своей ферме, нянчила внуков, готовила пироги и скучала – возраст берёт своё: Анне было за семьдесят, силы покидают, да ещё и этот артрит. Всю свою жизнь она трудилась, всегда была при деле, что же, теперь учиться бездельничать?

По совету дочери бравая бабуля взяла кисть и начала писать картины недалеко от своего восьмидесятилетия, потихоньку участвовала в небольших ярмарках и дарила работы в местные заведения.

И вот вам чудо – однажды мимо её фермы проезжал арт-коллекционер Луи Кальдор и случайно наткнулся на забавные зарисовки в местной аптеке. Срочно надо найти автора! Аптекарь удивился, но продал Кальдору все картины неизвестной бабульки и дал чудаку адрес престарелой художницы.

«Зима»

«Зима»

«Сюжет 47»

«Сюжет 47»

«Сюжет 44»

«Сюжет 44»

«Сюжет 42»

«Сюжет 42»

Луи поклялся сделать Анну Мозес известной. Бабушка снисходительно покивала, продала свои работы за безумные 200 долларов и пожалела бедолагу – пусть молодежь мечтает, кому нужны её художества.

Но Кальдор оказался упорным фанатом – победил скепсис галеристов (старушке уже считай 80 лет, вряд ли успеем окупиться) и организовал показы. Частная выставка, музейная выставка и наконец громкий успех – универмаг Gimbels выставил картины вместе с джемом и закрутками художницы (Анна больше была знаменита своими соленьями и вареньем) и, бабушки-лапушки, какой это был успех.

«Сюжет 36»

«Сюжет 36»

«Сюжет 25»

«Сюжет 25»

«Сюжет 8»

«Сюжет 8»

«Сюжет 6»

«Сюжет 6»

«Заснеженные дома»

«Заснеженные дома»

Не карьера, а настоящее чудо. Вдумайтесь: в 76 лет Анна начала свой путь в живописи, в 80 лет к ней пришли всемирная слава и почёт: награды от президента, обложка в Time, именной кратер на Венере, автобиография и даже фильм о художнице с номинацией на Оскар. И более 1600 работ, наивных, забавных, уютных.

Обложка журнала Time с Бабушкой Мозес и цитатой «Рождество – не просто один день»

Обложка журнала Time с Бабушкой Мозес и цитатой «Рождество – не просто один день»

Анна Мозес или Бабушка Мозес превратилась в икону американского наивного искусства. Но она никогда не преследовала славу, деньги или особое признание. Она прожила трудовую и тихую жизнь, а потом захотела поделиться кусочками этой жизни в своих картинах.

«Рождество»

«Рождество»

«Еще не скоро до следующего года»

«Еще не скоро до следующего года»

«Бродяга в канун Рождества»

«Бродяга в канун Рождества»

«Катания по снегу»

«Катания по снегу»

«Торжество»

«Торжество»

«Зимний ветер»

«Зимний ветер»

«Сюжет 12»

«Сюжет 12»

Никаких мифических и исторических сюжетов, забудьте про перспективу, фигуры под самыми разными углами, никакой композиции и чистые цвета. Злые языки назовут картины декоративными пятнами. А я назову это милым декором, просто растворитесь в атмосфере, поймайте за хвост новогоднее настроение, включите гирлянды, нарядите ёлку, доставайте мандарины, вкусите новогодний оливье – уже даже не можно, уже давно пора!

Другие истории и заметки про искусство можно почитать тут
С наступающими праздниками!

Показать полностью 17
148

Маленький Иисус и распятие на картине – ошибка художника или спойлер для зрителей?

На выходных разглядывал занимательный триптих. Называется «Поклонение волхвов» или «Алтарный образ Святого Колумбы», потому как изначально работа была часть алтаря церкви Святого Колумбы.

Тот самый триптих с распятием на заднем фоне.

Как это обычно бывает в интернете, картину быстро забрали в мемы, мол смотрите, какой художник глупый дурачок, показал рождение Христа и распятие с ним же одновременно.

фрагмент триптиха

фрагмент триптиха

Я и сам не стою в белом пальто. Признаюсь, сперва веселился и думал – ну как же так? И знаете, вспомнил интересную деталь. Для Возрождения такие выкрутасы – вполне себе разумный ход художника.

Распятие над колодцем не единственная странная деталь на картине. Как вам итальянские пейзажи на заднем плане? А одежды персонажей точь-в-точь как у европейцев 16 века?

Рогир ван дер Вейден - «Поклонение волхвов», 1450–1464

Рогир ван дер Вейден - «Поклонение волхвов», 1450–1464

Во всем виновата эпоха Возрождения. Ну, готовьтесь к маленькой лекции, сами напросились.

Во времена Ренессанса художники изображали мир вокруг себя слишком подробно и достоверно. Но иногда забывали про реалистичность сюжета.
Особенно отличались венецианские художники, те повторяли каждую мелочь, каждую деталь быта, которую видели.

Главный вопрос – почему? Вроде бы искусство выходит на свою высшую точку, будущие черепашки-ниндзя уже скоро нагрянут, в чем дело тогда?

Все просто. Художники Возрождения буквально дорвались до возможности изобразить мир, изучить его. Христианские каноны Средневековья запрещали уходить в искусство, главное символы и посыл. Картинки для безграмотных прихожан или аллегории для умеющих читать библию.

Витторе Карпаччо в свой работе «Рождество Богородицы» показал венецианское палаццо

Витторе Карпаччо в свой работе «Рождество Богородицы» показал венецианское палаццо

И тут вам говорят – да рисуйте что хотите. Заодно и общая этика стала светской. Запреты пали, твори, экспериментируй, изучай анатомию и линейную перспективу.

Но не все сразу. Ранее Возрождение вообще интересно этим переходным периодом – еще остались средневековые приемы, но уже пошли новшества Ренессанса.

Средневековые художники часто изображали несколько сюжетов рядом, причём они происходят одновременно. И слишком много символов.

Миниатюра из Мутье-Гранвальской Библии, 830–840 года. Вот такой средневековый комикс

Миниатюра из Мутье-Гранвальской Библии, 830–840 года. Вот такой средневековый комикс

Художники Возрождения не сразу побороли эти привычки. Ещё долго будут проскакивать вековые традиции живописи из прошлого времени.

Так и Рогир ван дер Вейден решил указать своим зрителям – ребята, Иисус родился, и вот что ему грозит. Он погибнет на кресте ради нас с вами. Проникнитесь моментом. Немного драмы еще никому не навредило, верно?

Вот такой прикол из интернета. Душно стало, пойду открою форточку.

Другие истории и заметки про искусство можно почитать тут
Добра!

Показать полностью 5
Отличная работа, все прочитано!

Темы

Политика

Теги

Популярные авторы

Сообщества

18+

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Игры

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Юмор

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Отношения

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Здоровье

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Путешествия

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Спорт

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Хобби

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Сервис

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Природа

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Бизнес

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Транспорт

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Общение

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Юриспруденция

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Наука

Теги

Популярные авторы

Сообщества

IT

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Животные

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Кино и сериалы

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Экономика

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Кулинария

Теги

Популярные авторы

Сообщества

История

Теги

Популярные авторы

Сообщества