Первая и последняя картина художников
4 поста
Иногда так хочется попасть на картину к известному художнику. И желательно бесплатно. И некоторым удается!
На одной из картин Ван Гога, «Оливковая роща», нашли самого настоящего кузнечика. Он затерялся среди густых слоев краски, а художник и не заметил маленького гостя.
«Оливковая роща»
Вообще работа на плэнере всегда связана с неудобствами: ветер, дожди и снег, а иногда и солнце могут сильно отвлекать. Не забывайте про животных и насекомых.
Ван Гог даже жаловался брату, мол снял со своих картин бесконечное количество мух. Но вот кузнечика он пропустил.
небольшой персонаж картины
примерно тут и нашли кузнечика
На всякий случай – художник был не садистом, а гением в творческом порыве. И не переживайте, кузнечик прилетел на картину уже мертвым и без головы, спасибо сильному ветру. Надеюсь, вам стало легче.
Вот такой прыжок из грязи в краски.
Возвращаемся к гетерам, ню и Древней Греции.
Фрина не была классической гетерой. Оголялась она только в самых редких случаях, даже своих «покровителей» (в наше время их назвали бы папиками) частенько принимала в темноте. В общественные бани не ходила, все интересные места закрывала плотной тканью. В общем, красивая жадина.
Но и на Фрину бывает руина. Во время мистерий Посейдона (греческие богослужения-представления, крайне многолюдное мероприятие) наша гетера чуточку сошла с ума – настолько уверилась в своей красоте, что решила бросить вызов самой Афродите.
Для этого она полностью оголилась и прошла сквозь изумленную толпу к морю, помахать богам прекрасной ручкой. Эксклюзивное мероприятие, желтые летописцы в красках описали такую радость.
Генрих Семирадский написал картину «Фрина на празднике Посейдона в Элевзине» как раз про такой случай. Важный праздник, известная гетера продефилирует в неглиже, море, солнце, лето… О чем это я?
«Фрина на празднике Посейдона в Элевзине»
Картину явно написал мастер: множество деталей, отличный пейзаж, игра со светом и выбор красок, не придерешься. Но главное преимущество – это масштаб, 29 квадратных метра давят размерами.
огромная картина
Семирадский хотел показать классическую красоту: прекрасный пейзаж, прекрасная девушка и восторг греков. Или как он это назвал «восторг народа-художника».
Но картина не вызывает во мне бурных эмоций. Не хватает в ней изящества, главная героиня не похожа на первую красавицу Греции, она вполне может работать в Пятерочке (это комплимент).
прекрасная Фрина
Скука.
картина вызывает примерно такие же эмоции, как и у персонажей — в основном это скука
Может истории про Фрину затмевают саму живопись?
Ню что, поговорим сегодня про Фрину.
Фрина была гетерой из Афин, Древняя Греция.
Кто такие гетеры? Ну, как вам сказать… Это были независимые девушки и дамы с отличным образованием. Чаще всего они находили богатых покровителей и спали с ними. За деньги, да. Но неправильно назвать их прос-ти-тут-ка-ми (на случай, если это читают дети). Гетеры – это скорее содержанки и светские львицы, но и еще активные гражданки, они часто участвовали в общественной жизни.
Скучающая гетера с картины Джона Уильяма Годварда
Фрина была показательной гетерой, а про ее красоту ходили легенды. Известный скульптор Пракситель сделал ее своей музой и натурщицей. И вместе они пошумели на всю страну.
Пракситель был слишком хорош для греческого канона скульптур. Традиции ограничивали авторов: никаких голых женщин, искусство служит гражданскому долгу, а вот красота ради красоты нам не нужно.
И тут Пракситель, в будущем мастер обнаженных скульптур, бросает вызов обществу и создает шедевр-скандал, Афродиту Книдскую. Римские копии вряд ли смогут передать волшебство оригинала (не сохранился), но современники признавали работу одной из лучших статуй всех времен.
Римская копия «Афродиты Книдской»
Легенды рассказывают, что для Праксителя позировала девушка с идеальной фигурой – наша знакомая Фрина. Голая Афродита ладно, но с натуры смертной? Безбожие, культ и кощунство. Сжечь, сперва как хотите, но потом точно сжечь.
Начался суд над Фриной. Защищал девушку известный оратор Гиперид (он был одновременно ее любовником, она же гетера). После безуспешных речей он прибегнул к последнему аргументу – неожиданно сорвал одежду с Фрины и предъявил судьям прекрасную во всех местах девушку.
И ее оправдали! Спасибо греческим представлениям о красоте: в совершенном теле не может быть несовершенной души.
Жан-Леон Жером – «Фрина перед ареопагом», 1861
Жан-Леон Жером изобразил самый драматичный момент легенды с нюажиданным оголением. Никто из судей не остался равнодушным: на лицах есть похоть, восторг, гнев, задумчивость, но чаще удивление.
Фрина на картине снова вызвала споры. Почему она засмущалась и закрылась? И не многовато ли художник нам показал?
На этот вопрос попробует ответить другой художник со своей версией Фрины в следующем посте.
Недавно ездил в Санкт-Петербург. Насколько же он необычен!
Больше очевидных заявлений не будет. Будет красота – сегодня посмотрим картины Федора Алексеева. Между прочим, он один из основателей отечественной ведуты.
На случай, если вы не читали мой пост почти трехлетней давности (ну вдруг), ведута – это жанр городского пейзажа. Вот вроде базовая штука, однако таких картин от наших художников до 18 века я не знаю.
«Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости»
«Вид Казанского собора»
«Вид на Петропавловскую крепость и Дворцовую набережную»
Алексеев набирался опыта у итальянских мастеров: ездил на обучение, копировал работы Каналетто и Беллотто, изучал правила и техники ведутистов. И создал для русской живописи новый жанр!
Первым героем его авторских пейзажей стал именно Санкт-Петербург. Учился художник на видах Венеции, а тут своя Северная Венеция под боком.
Алексеев крайне успешно миксует документальность своих картин с большим количеством неба или воды. Пейзажи получаются вроде бы один в один, но создается ощущение легкости, масштаба и торжественности что ли.
«Вид на Биржу и Адмиралтейство»
«Вид на Михайловский замок и площадь Коннетабля в Петербурге»
«Вид на Михайловский замок в Петербурге со стороны Фонтанки»
Хорошо в Питере. Только в Русский музей зайти не успел. Эх.
Есть у меня традиция. Раз в год, ближе к зиме, я сильно болею. Обязательно с высокой температурой, лихорадкой и непроходящим кашлем. Врачи просто ставят ОРВИ и идут домой с чувством выполненного долга.
Но мне поставить диагноз легко, вот он я, сижу дома. А как поставить диагноз художнику, умершему столетия назад? Нужно посмотреть его работы!
Понятное дело, это скорее баловство. Хотя вот Микеланджело жаловался в своих письмах, мол руки ноют и письмо причиняет ему сильную боль. А представьте через какие мучения он проходил, когда долбил мрамор в погоне за шедеврами.
Врачи решили узнать, чем же страдал великий мастер. Взяли три портрета и выяснили – остеоартрит! Многолетняя работа с камнем не прошла даром, скульптор повредил суставы. Доказать это научно не получится, останки художника ученым не выдают. Так что смотрим портреты и скрюченные пальца.
с пальцами Микеланджело что-то странное
и тут
а еще тут
Не всегда получается поставить правильный диагноз (вот это поворот, правда?). Великому Эль Греко в начале 20 века поставили диагноз «астигматизм» (нарушение фокусировки глаза, человек видит искаженное изображение). Ну и все, сразу необычная техника превратилась в недуг и искаженное восприятие художника.
«Святой Иероним»
«Снятие одежд с Христа»
Но в 2002 году другой исследователь доказал, что люди с астигматизмом могут изображать пропорциональные предметы. А зрение Эль Греко должно было искажать и заказчиков, и их портреты, и все предметы на полотнах – несостыковочка. Так художник вернул себе право на самовыражение, а был ли у него астигматизм или нет, да какая разница? Лучше картины посмотрите.
«Кающаяся Мария Магдалина»
«Святой Иоанн Креститель»
«Поклонение пастухов»
На другого художника нарушение зрения очень даже повлияло. Клод Моне в конце карьеры написал много абстрактных работ. Спасибо большое двусторонней катаракте – художник побоялся делать операцию в 1913 году и просто клеил этикетки на тюбики с краской. Чтобы не ошибиться с цветом. И это мастер работы со светом и цветом)
«Водяные лилии в розовом», 1898
«Японский мостик (Пруд с водяными лилиями, симфония в розовом)», 1900
«Сад художника в Ветёе», 1881
В 1923 году художник все же сделал операцию. И увидел свои картины «катарактного» периода. Точно неизвестно, сколько тех картин он уничтожил, много. И после операции Моне перестал заигрывать с экспрессионизмом и плотными слоями краски. Совпадение?
Сравните первые три картины до катаракты и следующие три уже после диагноза – простая катаракта расширила мир искусства!
«Красные водяные лилии», 1919
«Японский мостик», 1919
«Плачущая ива», 1922
А вы не болейте. Берегите себя!
Меня недавно жена спросила, как часто я думаю про Римскую империю. Естественно, часто. Римская культура вместе с греческой построили фундамент всей западной культуры, включая живопись.
В этот раз я решил не только думать, но и поделиться забавной историей и картиной на тему.
*Музыка из ЧГК. Внимание, 10 миллионов сестерциев!
Клеопатра – крайне популярный исторический персонаж. Славилась не только своим сексуальным аппетитом: были и шуры-муры с Юлием Цезарем и Марком Антонием, и управление Египтом, и многие байки про ее жизнь. Да чего уж там, ее Моника Беллуччи играла в Астериксе и Обеликсе.
прекрасная Моника Беллуччи
В общем, Клеопатра однажды поспорила со своим возлюбленным, Марком Антонием, что за один ужин наест на сумму в 10 миллионов сестерциев.
Пока это очень абстрактное пари, потому что уже давно никто не расплачивается в сестерциях. Да и вообще с валютой сложно. Дам контекста: в ходе исследований в интернете мне удалось найти такие эквиваленты – 10 тонн серебра или 175 000 000 долларов. Короче, много, очень много.
Но Клеопатра была хитрая мадам: она достала крайне дорогую жемчужину за некую сумму с участием миллионов, растворила ее в бокале уксуса и выпила (и заодно приобрела изжогу). Ну и все. Выиграла спор.
А Якоб Йорданс написал картину по мотивам этой байки, «Пир Клеопатры». Сама Клеопатра с веселой улыбкой пранкует венценосного сожителя. Марк Антоний, его советник и черный слуга удивлены. Я и моя внутренняя жаба также видим некоторую досаду в лице Марка, но тут субъективно.
Якоб Йорданс – «Пир Клеопатры», 1653
Открыто веселится шут: он подчеркивает абсурдность поступка и личную позицию художника. Да и мою тоже. Ну серьезно, что это вообще за спор?
Общий посыл Йорданса – гордыня и тщеславие до хорошего не доведут. Классическая нидерландская картина с моралью для зрителя.
у Марка Антония есть некоторые вопросы
шут веселится от абсурда ситуации
Абсолютно согласен с художником. Не тратьте 175 миллионов долларов на обед. Пожалуйста.
Другие истории и заметки про искусство можно почитать тут
Хороших выходных!
В 1870 году Мане на выставке на Вандомской площади представил две новые картины: «Философ (Нищий с устрицами)» и «Мертвый Христос с ангелами». Ну представил и ладно.
«Философ (Нищий с устрицами)»
«Мертвый Христос с ангелами»
Примерно так думал Луи Эдмон Дюранти, арт-критик и приятель Мане. Луи посвятил художнику такие строки: «Мсье Мане представил философа, топчущего устриц, и акварель «Христа с ангелами». Центр заслуживает лучшего. Находясь среди экспонированных картин, чувствуешь, будто они написаны не для того, чтобы доставить радость публике, а по какому-то принуждению, от которого хотели поскорее избавиться».
Опрометчивый поступок.
Мане возгорел в некоторых частях тела и пошел на Монмартр разбираться с уже бывшим другом. Ладно завистники, с ними все ясно. Но такой удар в спину от товарища? И такой неприятный удар!
Короче, закончилось все пощечиной и вызовом на дуэль, а качестве оружия выбрали шпаги – ну французы, что еще говорить. Драться так драться – художник и критик не умели фехтовать, но честь превыше всего. Дуэль закончилась быстро: толи из-за ярости и куража, толи из-за неумения биться, ребята с первого удара погнули шпаги и повредили их.
Луи получил легкую рану в грудь, проступила кровь – а значит честь сохранена, можно заканчивать разборки. Протокол подписали (один из секундантов был Эмиль Золя, на секунду), непримиримые друзья помирились, Мане даже хотел подарить Дюранти свои новые башмаки (художник купил их специально для дуэли, тонкая натура).
В главном месте парижской богемы, в Кафе Гербуа, даже сложили песню про «великую дуэль художника и критика».
Эдуар Мане и Луи Эдмон Дюранти
Получился классический хэппи-энд. А ведь мы могли бы остаться без стольких культовых картин! О чем они только думали, дурики.
Веласкес был гением вроде Нолана. Кому еще могла прийти в голову написать картину в картине в картине. Сегодня попробуем отметить все отсылки и фанатские теории, готовьте пальцы рук и ног.
Начнем с картины первого уровня. Там видим сюжет «Пряхи». Именно так звали картину до 1947 года, пока один из искусствоведов не разглядел мифологические корни. Веласкес показывает быт простых ткачих. Он вообще умел красиво подать зрителю и королей, и простых людей. А еще тут есть кот. Он ничего не символизирует, просто лежит на полу. Но здорово, когда на холсте есть кот, не правда ли?
Диего Веласкес – «Пряхи» или «Миф об Арахне», 1657
Переходим к картине второго уровня. А вот и второе название полотна – «Миф об Арахне». На всякий случай напомню, про что речь.
Жила-была некая Арахна и ткала она на уровне богов. Это не метафора – самоуверенная Арахна реально бросила вызов Афине Палладе в конкурсе лучшей пряжи. И как минимум не проиграла!
Но это же греческие боги. Афина была недовольна поражением и сюжетом, который выбрала Арахна для своей пряжи – дерзкая девушка специально изобразила богов в разгаре скандальных поступков. Короче, Афина долго не думала и превратила Арахну из ткачихи в паучиху (хехе), мол будешь и дальше лучше всех ткать. Арахнофобы, привет!
Второй уровень картины
Так вот, о чем это я. На картине на заднем фоне мы видим другую сцену: дама в шлеме (это Афина) стоит в профиль и дискутирует с Арахной. А сзади них гобелен, еще одна картина.
Пауза. Сразу говорю – пока никто не пытался создать третий уровень картины, так как это слишком опасно. Будьте аккуратны, я все еще думаю засунуть несколько шуток про Нолана и «Начало».
Итак, третий уровень картины. Это тот самый оскорбительный сюжет, который выбрала Арахна для пряжи в своем собственном мифе – миф про похищение Европы. Ну, когда Зевс превратился в красивого быка, заинтересовал Европу и увез ее насиловать на Крите. Сомнительная страничка в огромном томе похождений Зевса, но не людям обсуждать олимпийских богов. За что и поплатилась Арахна.
И вы скажете – нууу, лучше бы совам обходить меня стороной, с такими-то глобусами. Картина третьего уровня размыта, да и миф про Арахну нужно постараться, чтобы увидеть.
Ха, тогда гляньте на работу Тициана «Похищение Европы». И-ден-тич-но. И амуры, и красный шарф, и белый бык. Все на местах.
Третий уровень картины
Тициан – «Похищение Европы», 1560-1562
Бац! Неожиданный твист в моем посте. На первом плане может быть сразу миф про Арахну, просто на картине он в двух вариантах. То есть спереди пять девушек заняты своим ремеслом: темно, работа кипит, шерсть валяется повсюду, все при деле. Сзади пять (совпадение? нет конечно) девушек ровно в той же композиции заняты искусством: светло, все отдыхают и приятно проводят время, гобелен завершен и вокруг чистота.
А хотите романтичную историю про картину? На первом плане картины могут быть жена (слева) и тайная возлюбленная художника (справа, сидит спиной). Ну это если не согласны с другими теориями.
Ну и закончу очевидными фактами. Техника великолепная. Светотень, хитрая композиция, отсылочки и вообще сама задумка поражают. Веласкес – глыба.
А, не. Гений!