ОГАС. Несбывшиеся будущее.
История проекта ОГАС («Общегосударственная автоматизированная система управления советской экономикой»). К началу 1960-х гг. народнохозяйственный комплекс СССР насчитывал сотни тысяч предприятий различного назначения. Рост экономики сопровождался усложнением управления. Потребность достижения плановой сбалансированности экономики вызывала необходимость обработки огромных массивов данных, согласования между собой всех отраслей и сфер производства. Стало очевидным, что поток экономической информации стал слишком обширным, чтобы возможным было обрабатывать его вручную или с помощью имевшейся в то время счетной механической техники. Назрела необходимость применения в задачах государственного управления электронно-вычислительной техники и разработанных на их основе автоматизированных систем управления, которые появились к этому времени и с успехом использовались в военно-промышленном комплексе.
На рубеже 1950-х и 1960-х гг. сложившаяся в СССР мобилизационная модель эконом-ической системы с созданием основ индустриальной базы страны выполнила свою главную задачу и нуждалась в серьезных изменениях. Советское руководство столкнулось с рядом трудностей в управлении народным хозяйством. В то время в стране имелось более 200 тыс. промышленных предприятий и свыше 100 тыс. строек. Оперативно управлять производством из ряда общесоюзных отраслевых министерств и ведомств оказалось чрезвычайно сложно. Поток экономической информации стал таким обширным, что обработать его вручную или с помощью имевшейся в то время примитивной счетной техники больше не представлялось возможным. Экономика становилась все более диверсифицированной.
Укрупнение экономики приводило все к большему разрастанию бюрократического аппарата. В 1959 году полковник А.И. Китов посылает Н.С. Хрущеву письмо в котором предлагает «переход от ручных и личных форм управления к автоматизированным системам, основанным на использовании электронных вычислительных машин». Оно было принято к обсуждение, но дело дальше не ушло. Осенью этого же года Китов снова написал письмо, в нем он уже критиковал ряд руководителей и особенно Минобороны. Так же в своем письме он предложил объединить в единую государственную сеть вычислительных центров все имеющиеся в стране ЭВМ для решения народнохозяйственных задач (в мирное время) и оборонных задач (при возникновении военных действий). А.И. Китов называл эту общенациональную сеть ЭВМ сетью вычислительных центров «двойного использования» или «двойного назначения»: военного и народнохозяйственного. Данное предложение было разгромлено, а сам Китов был исключен из партии и снят с должности заместителя начальника вычислительного центра Министерства обороны.
Следующую попытку предпринял директор Института кибернетики АН Украинской ССР, академик АН СССР Виктора Михайловича Глушков (1923-1982). Академик В.М. Глушков был весьма незаурядной личностью. Он стал одним из первых ученых, поставивших перед советским руководством вопрос о необходимости широкого использования электронно-вычислительных машин (ЭВМ) в управлении экономикой страны. Начиная с середины 1960-х гг. и вплоть до середины 1980-х гг. создание так называемых автоматизированных систем управления (АСУ) в ведомствах и на предприятиях страны являлось важнейшей составляющей государственной научно-технической политики. По рекомендациям академика В.М. Глушкова создавались специализированные институты, в крупнейших вузах страны открывались факультеты и кафедры для подготовки специалистов по вычислительной технике и АСУ.
Но его главным проектом был ОГАС. Согласно разработанному проекту, предполагалось привлечь ресурсы ЭВМ для управления народным хозяйством, чтобы уменьшить влияние субъективного фактора при принятии управленческих решений и резко повысить эффективность работы предприятий промышленности и транспорта. Автоматизированная система мыслилась как гигантский банк данных, в который по сетям связи должна была поступать информация о работе всех предприятий страны. В качестве сердцевины системы рассматривался Главный вычислительный центр, построенный в Москве. Он обрабатывал поступающую информацию, находил оптимальные варианты планирования, сигнализировал об имевших место в экономике диспропорциях. В памяти центрального компьютера возникал бы более объективный образ происходящих в народном хозяйстве процессов, и государственные органы смогли бы с помощью автоматизированной системы управлять экономикой в режиме реального времени. Технически ОГАС представлялась как единая сеть из тысяч вычислительных центров, покрывающая территорию всего СССР.
Карта размещения базовых ВЦ к 1990 г.
Сама система имела следующий вид
Руководство СССР встало перед выбором. С одной стороны ОГАС, где для создания ГСВЦ по аваннроекту потребовало бы выделения большого объема бюджетных ассигнований. В аванпроекте на 8 пятилетку намечалось создание 85 ВЦ (первая очередь), для строительства и оборудования которых предполагалось выделить 467 млн руб. Указанный объем финансирования не учитывал стоимости необходимого периферийного оборудования и аппаратуры связи. А с другой Косыгинская реформа по увеличению полномочий руководств производств. И которая бы по цене была равна "цене бумаги, на которой были напечатаны изменения". Выбрали второй вариант как наиболее дешевый. Были реализован лишь кусочек ОГАС в виде создания АСУ, которые не оказали ощутимого эффекта.
Будущего не случилось, ОГАС который мог "обогнать США не догоняя" так и не был создан. Проект, который мог навсегда искоренить дефицит (выпуск, доставка и потребление товаров будут просчитаны еще на стадии заготовки сырья) и коррупцию с приписками (все денежные потоки отслеживаются и малейшее отклонение от расчетов будет вызывать пристальное внимание) не был реализован. Идея, которая могла сберечь немало материальных и людских ресурсов так и осталась на бумаге.
Источники: http://statehistory.ru/5695/Pervye-proekty-avtomatizatsii-up...

