Обзор фильма "Гудбай, Америка"

Фильм "Гудбай, Америка" я ждал. При том ждал, как не ждал ни один другой Российский фильм уже несколько лет. Предыдущий раз это было в 2014 году, когда должна была выйти "Территория" от никому неизвестного Александра Мельника. И что тогда, что сейчас - ожидания оправданы не были.

Не спорю, ждать фильм от Сарика Андреасяна - странно. Но в свое оправдание скажу, что кто там режиссер я не интересовался. Ждал исключительно из-за заявленной темы: иммигранты из бывшего СССР и их тоска по родине.


И знаете, начинается все очень приятно. Со стихотворения Евгения Евтушенко "Люди - Родина моя".

Помню-где-то и когда-то
у таежного ручья
уронил я тиховато:
«Люди – родина моя».
Но могучий гул ответа,
словно голос твой, земля,
шел от сосен и от ветра:
«Люди – родина моя».
Понял я, бродя по свету,
человечество – семья,
но семья, где мира нету,
Успокойте вы планету,
люди – родина моя.
Кто душою благороден,
а религия своя,
с ним у нас нет разных родин.
Люди – родина моя.
Я в тебе родился снова.
Ты шепни, любимая,
нашим детям в дар три слова:
Люди – родина моя.
Прекрасные строки. Вот только отражает ли сказанное в них идею фильма, в котором герои живущие на чужбине исключительно в окружении таких же русскоговорящих иммигрантов, все же продолжают тосковать по родным просторам? Если продолжают. У Евтушенко Родина - люди, а в фильме, получается, вещи, кусок земли. Конечно же не у всех. Поэтому нужно поговорить о каждом.


Если выделять главного героя, то с натяжкой эту роль можно отдать Дмитрию Нагиеву, персонаж которого, мягко говоря, странный. Одинокий мужчина возрастом ближе к пенсионному, носит толстенные очки, шерстяной жилет и играет на баяне сидя на крыльце своего, как с иголочки дома. Преподает в музыкальном классе местной школы.

Обзор фильма "Гудбай, Америка" Российское кино, Обзор фильмов, Сарик Андреасян, Видео, Мат, Длиннопост

Но есть одно но. Все местные русскоговорящие (а других людей в представленном нам районе LA нет), мало того что прекрасно знают Георгия, так и по любому вопросу обращаются к нему как к этакому смотрящему. И он все эти просьбы легко выполняет. А просьбы к нему, нужно понимать, не кран подкрутить: найти девушку для фиктивного брака для получения гринкард - 20000 и уже вечером она стоит у тебя на крыльце. Нужна срочная виза в РФ, но ее получение займет минимум несколько дней? Ну раз надо, еще и на похороны матери - держи чуть ли не сразу. И денег не нужно. Говорить о том, что зрителям историю становления этого "решалы" не объясняют, думаю излишне.


Следующий герой - Армен. Армянин, на старости лет решивший улететь за океан и начать все с начала (получать пенсию). Что он делает, чем занимается - ответа нет. Но прекрасный дом, в прекрасном, словно с рекламного проспекта районе - есть. И разрывают этого Армена противоречия. Все как-то в этой Америке не так, а вернуться не может. Что, говорит, обо мне скажут, вернусь если. Васген, друг мой, продолжает, вообще общаться перестанет. И в этом момент звучит одна из немногих фраз, за которые фильму можно поставить плюсик. Нагиев, то есть Георгий, на это нытье отвечает:


Знаешь почему тебя волнует что скажет Васген? Потому что ты не отсюда. Ты Армянин. Ты Ара. А они Американцы. Вот их не волнует что подумает Васген, Масген... Они молодцы.

И дальше, как раз на пороге Армена, появляется прекрасная юная леди, искренне, пусть и за деньги, старающаяся помочь показать иммиграционной службе что у них все серьезно. Насколько они разные нам показывают с элегантностью косолапого медведя. Например она тушит огнетушителем мангал, на котором жарятся шашлыки. Но после череды "забавных" ситуаций, когда они наконец сидят за столом, типа романтический ужин, начинают рассказывать о себе. И тут звучит вторая не самая бессмысленная в фильме фраза. Саманта рассказывает что она из Небраски, но там хреново и поэтому она приехала покорять Лас-Анджелес. Армен возражает мол как так, это же твоя Родина и начинает с упоением вспоминать о юности и как было прекрасно, прогуливаясь по Еревану, срывать персики растущие прямо вдоль дороги. Какое там было замечательное озеро, какие горы... И все это конечно же под грустную музыку. Девушка говорит что это звучит потрясающе, но просила рассказать о нем самом, а не о его стране. Он с недоумением во взгляде возражает: как я могу рассказать о себе не рассказав о своей Родине? Можно, говорит, забыть того с кем расстался, но Родину то как забыть? И на это девушка задает справедливый вопрос (английская речь тут к слову, переведена субтитрами):


И поэтому ты женишься на мне, что бы остаться здесь?

В итоге история данного гражданина заканчивается тем, что он забивает на то, что о нем подумают и решает уехать. Но мне кажется не потому, что ему не хватает "своих" людей, а потому, что с "чужими" он совсем никак не смог ужиться. В конце этой истории герой Нагиева говорит последнюю, не самую бессмысленную в этом фильме фразу:


Ты не Американец. И я не Американец. Но ты больший не Американец.

Обзор фильма "Гудбай, Америка" Российское кино, Обзор фильмов, Сарик Андреасян, Видео, Мат, Длиннопост

Следующие герои - молодая пара у которой скоро должен появится ребенок. Девушке в этой паре на Американской земле не хватает рыбы, которую в детстве готовила ее бабуля. И рыбой этой она становится одержима. Ни один из множества ресторанов подающих именно такую рыбу не может сделать ее так, как было в самом счастливом детстве на берегу Черного моря. В итоге она звонит бабушке с которой не общалась с тех пор, как родители увезли ее из страны, бабушке судя по всему этот звонок не в радость (думаю большинство представляет какая должна быть реакция на такой звонок у пожилого человека), но она бросает все, покупает билеты и сваливает. Ее парень по всей видимости, хоть это и не показано, крутит пальцем у виска и идет тусоваться к соседям. Но там пробует блины, которые...в детстве готовили ему. И тут он все понимает и следом мчится в аэропорт, где заявляет что все понял, дело, блять, не в рыбе! (в чем не объясняется). И вот они уже сидят на православной земле и с упоением поедают эту самую рыбу.

Обзор фильма "Гудбай, Америка" Российское кино, Обзор фильмов, Сарик Андреасян, Видео, Мат, Длиннопост

Еще одна история повествует об Игоре Новикове, у которого не на шутку подгорает если его так называют. Теперь он Джейсон Ньюмэн, открещивающийся от своих корней, а свой акцент объясняющий польской родословной. У него есть секретарша, которая, как выясняется специалист в его профессии куда лучший чем он - задачу, которую он сказал выполнить нереально, она решает едва ли не моментально. "Как так?" - вопрошает Игорь. А подтереться моим дипломом русским в этой стране можно - в таком духе отвечает секретарша. И вроде обидно за Родину становится ему, а тут еще мама умерла, за тысячи километров, с которой он, конечно же давным давно не общался. Даже посылку от нее не открывал. А там, помимо, прочего - плеер с которым он в детстве не расставался. После такого Игорек конечно же становится гордым сыном земли Русской и уже открещивается от Поляков.

Обзор фильма "Гудбай, Америка" Российское кино, Обзор фильмов, Сарик Андреасян, Видео, Мат, Длиннопост

И наконец последняя (не в хронологическом порядке, они идут вперемешку), несомненно лучшая сюжетная линия, повествует о Викторе Сергеевиче в исполнении Юрия Стоянова, который впервые в жизни летит в Штаты, где у него, уже довольно давно, родился внук, которого он никогда не видел. Только в этом сюжете русский менталитет, при том русский менталитет человека в возрасте, сталкивается с чем-то для него новым и непонятным. Только в этой истории показаны черты людей, пускай даже не самые положительные, по которым можно скучать в чужой стране. Показано это конечно весьма прямолинейно (подарил перочинный ножик, сделал хлопушку из гайки, сказал как с девочкой познакомиться), но показано. А еще здесь герой Стоянова очень комично надвигает на глаза шапку, что бы скрыть слезы, когда понимает что пусть его внук и гражданин другой страны - русское в нем все же есть. И вот на фоне именно этой истории стихотворение Евтушенко уже не выглядит таким уж неуместным.

Обзор фильма "Гудбай, Америка" Российское кино, Обзор фильмов, Сарик Андреасян, Видео, Мат, Длиннопост

А вот другое замечательное стихотворение, а именно "Воротишься на родину", Иосифа Бродского, которое читают в конце фильма, если на какую-то историю и ложиться, то на историю Армена. А к другим отношения не имеет никакого.


Воротишься на родину. Ну что ж.
Гляди вокруг, кому еще ты нужен,
кому теперь в друзья ты попадешь?
Воротишься, купи себе на ужин
какого-нибудь сладкого вина,
смотри в окно и думай понемногу:
во всем твоя одна, твоя вина,
и хорошо. Спасибо. Слава Богу.
Как хорошо, что некого винить,
как хорошо, что ты никем не связан,
как хорошо, что до смерти любить
тебя никто на свете не обязан.
Как хорошо, что никогда во тьму
ничья рука тебя не провожала,
как хорошо на свете одному
идти пешком с шумящего вокзала.
Как хорошо, на родину спеша,
поймать себя в словах неоткровенных
и вдруг понять, как медленно душа
заботится о новых переменах.

Сказать что я пожалел о потраченном на просмотр времени нельзя. Но и хвалить этот фильм, за исключением нескольких сцен, не получается. Из пяти новелл (они конечно же пересекаются) действительно хорошая, пусть и с оговорками - одна, со Стояновым. Хотелось бы в плюс занести еще и ту, что про Армена, но она какая-то уж слишком примитивная что ли. Соткана из самых банальных шаблонов, да и сам персонаж большую часть времени ведет себя словно ребенок, который хотел попасть в спортивную секцию, а отходив пару занятий понял, что там надо не на диване сидеть.


Ну и слоган («Они уехали из России, а она из них — нет») - вряд ли сюда подходит. На эту тему рекомендую отличный фильм "Гив ми либерти".