О случае применения табельного оружия.
Здравствуйте все. Читатель, если у тебя возникнут вопросы по поводу прочитанного, задавай их в комментариях, я постараюсь на них ответить.
Я давно ничего не публиковал, в связи со сложившимися личными обстоятельствами, чем, наверное, немного огорчил пользователей, которые подписались на меня.
Пару раз в комментариях я, говорил о том, что за время моей службы в ОУР у меня был случай применения табельного оружия. Многие тогда попросили сделать пост на данную тему. Сегодня я выполню их просьбу.
Лето, было обеденное время. Я и второй опер (далее - М.) совершали поквартирный обход. Завершив работу в подъезде мы вышли на улицу и закурили. В это время, моё внимание привлёк к себе невзрачного вида мужик, стоявший метрах в пятнадцати от нас, который показался мне чем-то знакомым и вызвал смутные подозрения. Тот явно кого-то ждал, оглядывался по сторонам и посматривал на часы. Я предложил М. подойти и проверить эту личность, на что тот ответил согласием. Т.к. ни один из нас не находился на дежурстве, то мы были одеты в обычную гражданскую одежду. Когда мы направились к интересующему нас человеку, тот обратил на нас внимание. Кода расстояние между нами сократилось до пяти метров, мужик резко побежал в сторону арки, которая выходила на перекрёсток. Я обратил внимание, что из-за пазухи тот выхватил предмет, похожий на пистолет, поэтому сразу крикнул "М., у него ствол!".
Мы побежали в арку, вслед за мужиком, на ходу доставая свои пистолеты. Сейчас, анализируя ту ситуацию, а понимаю, что тогда чудом остался жив и осознаю ошибку, которую тогда допустил. Нас отделяло от него около 15-20 метров, я забежал в арку первым, М. держался за мной. Как только я показался в арке, подозреваемый совершил в нашу сторону три выстрела, загнав обратно во двор и заставив спрятаться. Мне тогда повезло, что он промахнулся, иначе, вполне вероятно, что я так и остался бы лежать в этой арке. Моя ошибка состояла в том, что я, зная, что подозреваемый вооружён, сходу ломанулся в арку, не проверив: не попадаю ли я в сектор обстрела.
Когда мы высунулись повторно, то увидели, что мужик, по диагонали, перебегает через перекрёсток по направлению к скверу. Я выстрелил вслед два раза, но тот бежал зигзагом, в рваном темпе, поэтому я промахнулся. После чего мы побежали вслед за ним. Было видно, что тот бежит через сквер. Я побежал через перекрёсток, по направлению к скверу, а М. бежал по тротуару через дорогу, параллельно скверу. Подозреваемый на ходу обернулся, увидел каждого из нас и, не сбавляя скорости, произвёл ещё по одному выстрелу в каждого из нас. М. на бегу орал прохожим, чтобы те разбегались и ложились на землю. Я бежал молча и меня распирала какая-то первобытная злобища, в голове была только одна мысль: "Догоню - убью".
Понимаю, что если буду бежать по прямой, то буду являться отличной мишенью, поэтому бежал зигзагом, подозреваемый, при моём появлении в сквере тоже начал бежать зигзагом. В таком темпе мы бежали и на ходу стреляли друг в друга. Вскоре и у подозреваемого и у меня закончились патроны. Я понял, то у меня появился шанс догнать его, пока тот не может выстрелить, у меня промелькнула мыслю, что у него может быть запасной магазин и мне нужно догнать его до того, пока тот не перезарядился, второго шанса уже не будет. Поэтому я не стал тратить время на перезарядку своего пистолета, а собрав все силы побежал по прямой. Тот, поняв, что у меня закончились патроны, тоже бросил бежать зигзагом.
Профессиональные занятия лёгкой атлетикой не прошли даром и вскоре я нагнал его. Свой пистолет я всё это время сжимал в руке, даже не сбросив с затворной задержки. Те, что работал с пистолетом ПМ, знают, что при постановке на затворную задержку, тот превращается в отличный кастет, чем я и воспользовался.
Догнав мужика, я схватил того за правое плечо, рывком развернул на себя и нанёс ему удар пистолетом в лицо, после чего, схватил его за запястье правой руки, в которой тот держал свой пистолет, чтобы тот не смог им воспользоваться и начал лупить его своим пистолетом по голове. ПМ для этого подходит, как нельзя лучше. Всего я нанёс три или четыре удара, в к этому времени М. подбежал к нам, мы повалили подозреваемого и заковали в наручники за спиной.
Отдышавшись и проматерившись в полный голос, мы начали осматривать мужика. Выяснилось, что я разбил ему голову в двух местах. Для перевязки пришлось использовать носовой платок М. и платок мужика, который мы нашли у него в кармане. После этого, М. начал звонить в райотдел, чтобы уведомить оперативного и начальство о происшествии, а я позвонил знакомому следаку прокуратуры и попросил его проинформировать прокурора и дежурного следака о случившемся. С личным досмотром решили не спешить, решив дождаться прибытия группы.
По прибытии группы, нашли двух понятых и начали проводить досмотр. Кроме пистолета ТТ, который лежал рядом, у подозреваемого обнаружили запасной магазин к пистолету (не зря я опасался, то он может перезарядить оружие), полностью снаряженный патронами и выкидной нож. Кроме того, при досмотре выяснилось, что одна из наших пуль пробила полу пиджака, в который был одет подозреваемый. После изъятия всего найденного, мы все отправились в райотдел, где подозреваемого отправили в КАЗы и вызвали тому скорую, чтобы те нормально обработали раны и перевязали его, а мы, с дежурным следаком, поднялись к нам в кабинет. В кабинете у меня и у М. изъяли наше табельное оружие и пересчитали оставшиеся патроны. Я расстрелял весь магазин, М. произвёл 5 или 6 выстрелов. После оформления изъятия оружия, начальник ОУР и начальник СКМ (служба криминальной милиции) настояли на том, чтобы сначала мы написали рапорта о случившемся и только потом дали объяснения следаку.
На написание рапортов у нас ушло около двух часов. Я вооружился законом "О милиции" и законом "Об оружии". На каждое своё действие я писал правовое обоснование. В результате, мой рапорт вытянул на семь с половиной листов. После чего, дежурный следак опросил нас.
Начиная со следующего дня, меня и М. отстранили от службы на время проведения прокурорской проверки. Проверка шла 10 дней. За это время с нас взяли ещё по одному объяснению, провели экспертизу по оружию, а также нашли одного свидетеля, который дал ценные показания, частично подтверждающие наши слова. Им оказался сторож музыкальной школы, которая была через дорогу от сквера. Во время погони по скверу, она была у меня за спиной. Этот же сторож, рассказал, что одна из пуль, выпущенных подозреваемым, попала во входную дверь школы, а вторая попала в косяк. Позже, эти пули извлекли и изъяли.
В результате, наши действия признали правомерными.
Пока шла проверка, установили личность задержанного. Тот оказался участником ОПГ одного из городов Поволжья, находился в федеральном розыске за убийство группой лиц, а также по нескольким эпизодам разбоя и вымогательства. Теперь к этому прибавились ст. 222 и 317 УК РФ.
Судили его у нас в городе, затребовав материалы уголовного дела из города, где его объявили в розыск. Суд проводили с использованием видеосвязи, тогда это было в диковинку. Гражданин получил пожизненное.
После признания наших действий правомерными, мы вновь вышли на работу. Чуть позже, за задержание особо опасного преступника, находящегося в федеральном розыске и оказавшего при задержании вооружённого сопротивления, мы с М. получили премию в размере оклада и благодарность от ГУВД.