О принципах фехтования: часть 2. Техника.

В прошлом посте я рассказал об общих принципах бездоспешного поединка и о подготовке атаки. Я думал перейти к оружию, потом к доспехам и так далее, но понял, что придется все-таки подробнее рассказать о технике. Иначе пришлось бы регулярно делать отступления, что вряд ли бы хорошо отразилось на структуре повествования.


Так как это не для всех очевидно, еще раз заявлю - я пишу эти посты в первую очередь для людей не знакомых с фехтованием. Это не учебник, а популяризация, моя цель - ознакомить, а не научить. Именно поэтому я упрощаю и стараюсь всеми силами избегать деталей. Если вы считаете, что где-то я не прав (а это действительно может быть так, ибо системных знаний мне может не хватать), пишите в комментарии.


Итак, поехали.

О принципах фехтования: часть 2. Техника. Фехтование, Историческое фехтование, Длиннопост, HEMA, Видео

Стойка.


Стойка - это положение, в котором фехтовальщик находится тогда, когда ничего не происходит. Из этого положения должно быть удобным как атаковать, так и защищаться. После каждого действия, если следом не идет еще одно, фехтовальщик возвращается в стойку.


Близкое понятие - позиция. Оно означает определенное положение тела и оружия, и зачастую эти слова могут использоваться как синонимы. Тем не менее, иногда позиция, в отличие от стойки, не подразумевает, что фехтовальщик будет долго в ней находиться - это может быть какое-то промежуточное положение, из которого произойдет переход тем или иным образом.


Традиционно позиции обозначаются латинскими числами: прима, секунда, терция, кварта, квинта, секста. Если вы читали ведьмака, то наверняка встречали эти слова - пан Сапковский решил выпендриться :)


Капо Ферро: секунда и секста (2-я и 6-я позиции).

О принципах фехтования: часть 2. Техника. Фехтование, Историческое фехтование, Длиннопост, HEMA, Видео

Атака.


Существует два основных типа атаки - удар и укол. Различаются они траекторией движения клинка - при ударе он движется по круговой траектории и попадает в цель лезвием, а при уколе - преимущественно вдоль оси клинка и попадает острием. Существует еще рез - проведение лезкием по цели с усилием, но в качестве основной атаки он выступает очень редко, поскольку для начала реза клинок уже должен быть возле цели. Ну и всякая экзотика типа ударов навершием, гардой и тому подобное.


Да, укол часто ассоциируют с выпадом, поскольку обычно они выполняются вместе. Тем не менее, это разные вещи! Выпад - это движение, а укол - атака. Может быть как выпад с ударом, а не уколом, так и укол без выпада а, например, с шагом.


По поводу того, что эффективнее - удар или укол, велись холивары еще в те времена, когда это был вопрос сугубо практический. Что характерно, противоположные стороны приводили порой одинаковые аргументы: так, Джордж Сильвер в "парадоксах защиты" утверждает, что удары гораздо смертоноснее, чем уколы, а Антуана-Фортюне де Брак в своей книге "Аванпосты легкой кавалерии" пишет что "смертельные удары — это уколы, другие же только ранят".


В целом, эффективность того или иного способа атаки зависела от оружия, школы, условий и личных предпочтений.


Удар (польская сабля):

О принципах фехтования: часть 2. Техника. Фехтование, Историческое фехтование, Длиннопост, HEMA, Видео

Укол (Агриппа):

О принципах фехтования: часть 2. Техника. Фехтование, Историческое фехтование, Длиннопост, HEMA, Видео

Защита.


Цель защиты, как не трудно догадаться - не дать клинку противника поразить твою тушку. Это можно сделать тремя способами:


1) Остановить клинок

2) Изменить траекторию движения клинка так, чтобы она перестала быть угрожающей

3) Убрать свою тушку из-под удара


Иногда первое называют блокированием, второе - парированием, а третье - уклонением. Но также зачастую парированием называют вообще любую защиту клинком, а уклонение может вызывать неверные ассоциации, так что я постараюсь обойтись без этих терминов.


Итак, чтобы остановить клинок, надо создать на его пути непреодолимую преграду. Например, щит, если он есть. Или свой клинок. Однако тут есть важный момент. Подставить свой клинок можно под удар, но не под укол. Защититься подобным образом от укола можно только щитом или чем-то ему подобным.


Второй вариант, изменение траектирии движения, более универсальный, хотя чаще применяется против уколов. Защита производится либо ударом по клинку, либо просто давлением без разрыва контакта. В любом случае, если все сделано правильно, клинок противника продолжает двигаться, но уже в сторону. И остановить клинок становится уже задачей атакующего. При этом обычно импульс для смены траектории необходим меньший, чем для полной остановки, поэтому такой способ защиты больше подходит для хрупких клинков - японских катан, поздних европейских шпаг. Даже есть защиты голой рукой, правда, очень ситуативные. Однако, несмотря на преимущества этого способа защиты, он технически сложнее и делает более уязвимым для ложных атак.


Наконец, уход из-под удара возможен только в некоторых ситуациях. Например, когда проводят атаку в руку - ее можно просто отвести чуть назад. То же можно сделать с ногой. Также в некоторых случаях можно упасть вниз, пропустив клинок над собой, или уйти в сторону с линии атаки. Сюда же можно отнести защиту дистанцией, о чем мы поговорим ниже.


В зависимости от оружия, школы, личных предпочтений, складывающейся ситуации фехтовальщик использует те или иные способы защиты. Также, как и с атаками, тут нет однозначно хорошего и плохого.


Современные сабельные защиты - первый вариант защиты:

О принципах фехтования: часть 2. Техника. Фехтование, Историческое фехтование, Длиннопост, HEMA, Видео

Сведение укола дагой - второй вариант (Капо Ферро)

О принципах фехтования: часть 2. Техника. Фехтование, Историческое фехтование, Длиннопост, HEMA, Видео

Вольт - один из вариантов ухода от укола

О принципах фехтования: часть 2. Техника. Фехтование, Историческое фехтование, Длиннопост, HEMA, Видео

Дистанция.


Дистанция - расстояние между противниками. Это очень важное понятие не только в фехтовании, но и вообще во всех единоборствах. Она определяет сразу несколько аспектов.


От дистанции зависит выбор цели. Если дистанция большая - удобно атаковать то, что ближе, как правило это вооруженная рука и передняя нога. На меньшей дистанции становится возможным атаковать более приоритетные цели - голову, корпус. На еще более меньшей - меньше, чем длина клинка с почти вытянутой рукой - выбор целей опять же сокращается, поскольку перенести оружие куда хотелось бы мешает сам противник, да и времени на этого нет. Поэтому обычно атакуется ближайшая к оружию цель. Если клинок снизу - ноги, если сверху - голова.


Кроме того, меняется сам характер атаки. Тут надо сделать небольшое отступление. Поставим человека с оружием на таком расстоянии от манекена, чтобы ему было удобно с места атаковать. Эта дистанция в современной терминологии называется ближней, но я стараюсь избегать "официальной" терминологии, дабы не привязываться к конкретным школам и не быть уличенным в некорректных трактовках, поэтому назовем ее "удобной".


Так вот, если человек стоит дальше "удобной" дистанции, то чтобы провести атаку, ему надо одновременно с ней приблизиться к цели. Это можно сделать посредством короткого шага, выпада, наклона корпуса, броска - в зависимости от ситуации и школы.


Если же дистанция меньше "удобной", то атаковать можно, но менее эффективно. Дело в том, что удары наносятся в-основном верхней третью клинка (та, что дальше от гарды). Уколы - и вовсе только острием. Получается, надо либо отказаться от уколов и наносить удары средней, а то и нижней частью клинка, либо менять траекторию движений так, чтобы все-таки доставать противника концом клинка. В этих случаях удары будут менее сильными, и импульса может не хватить даже чтобы пробить одежду. Или в момент удара сделать шаг назад, выходя на "удобную" дистанцию.


Наконец, на очень близкой дистанции, примерно соответствующей длине вытянутой руки, фехтование заканчивается, начинается борьба и рукопашный бой. Зачем пытаться блокировать удар, если можно просто произвести захват вооруженной руки?


Или, например, ударить ногой (Ганс Тальхоффер).

О принципах фехтования: часть 2. Техника. Фехтование, Историческое фехтование, Длиннопост, HEMA, Видео

Также от дистанции зависит то, насколько просто взять защиту. Чем больше дистанция, тем большее расстояние требуется пройти клинку, а значит, тем дольше длится атака. Соответственно, тем больше времени отреагировать и взять защиту.


Ну и наконец, если дистанция позволяет, можно вместо взятия защиты просто сделать шаг назад - чтобы выйти из зоны поражения. Это можно произвести далеко не всегда, но такая возможность имеется - так и называется, "защита дистанцией".


Как видите, от дистанции зависит многое. Поэтому во время поединка фехтовальщики часто перемещаются вперед-назад, выбирая дистанцию для атаки, уходя от контратаки, сокращая когда ситуация располагает и разрывая если становится слишком опасно. Движение обычно происходит короткими быстрыми шагами, как правило работает правило "лучше сделать три маленьких шага, чем один большой".


В целом, умение понимать, на какой именно дистанции ты находишься сейчас, а на какой будешь находиться в конце действия (ведь противник тоже двигается) и выбирать соответствующие действия - одна из составляющих победы.


В качестве иллюстрации отличное видео клуба "Золотой Сокол" г. Челябинск.

Я не имею отношения к данному клубу и даже не смотрел видео перед написанием поста, поэтому совпадение по некоторым основным пунктам можете считать косвенным подтверждением их справедливости :)

Распространенные мифы


1) "Пробивать блоки". Считается что якобы если нанести достаточно сильный удар, то никакая защита не спасет. Если мы говорим о фехтовальном оружии, это не так. Хорошо взятая защита остановит удар, какой бы силы он не был. Другое дело если защита взята плохо - тогда действительно, удар может быть остановлен/отклонен не полностью и все-таки нанести урон


2) "Уворачиваться от ударов". Якобы есть особое умение, позволяющее уклоняться от ударов вместо защиты. Иногда это действительно возможно (см. выше), но от атаки с "удобной" дистанции в корпус уклониться практически нереально - только защищаться.


3) "Секретные приемы". Якобы есть какие-то супер-приемы, которые гарантируют победу при их применении, главное чтобы противник о них не знал. Подобный миф в существовал и ИРЛ - точно также, как сейчас продают "секретные техники ГРУ", раньше некоторые учителя фехтования продавали свои "секретные приемы". В лучшем случае это было ситуативное действие, которое может "удивить" противника, в худшем - ахинея, рассчитанная на то, что после дуэли требовать вернуть деньги будет уже некому. В реальности же победа зависит от физической, технической и тактической подготовки бойца, а вовсе не от тайных знаний.

Пост получился длинный, и, возможно, много непонятного, но без этого будет сложно объяснять, например, об особенностях боя тесаком против шпаги (спойлер: разные дистанции).


Опять же, если есть что дополнить и конструктивно возразить - велкам.

Фехтование

104 поста1.3K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Уважай своего собеседника.


К каждому посту добавляйте теги - категории, чтобы было удобно ориентироваться:


#историческое

#боевое

#спортивное

#артистическое

#трактат - обсуждаем книгу или ее часть

#мастер - древние маэстро и фехтмейстеры

#философия - когда тема касается духовной составляющей фехтования или его применения в гражданском варианте

#наука - когда обсуждаем причину принципа или тех.элемента и обосновываем ее с позиции геометрии, физики и др. академических наук

#оружие

#Восточное

#Европейское


Если в посте есть только картинки/фотографии оружия, то рекомендуется добавить хотя бы маленькую строчку пояснения.


Реклама не приветствуется.


Наглые лжецы, провокаторы, неадекваты и прочие тролли отправляются на плаху бана.