Нил Гейман Задверье
Задверье или Никогде (Neverwhere) Геймана
Ричард Мехью спасая раненую девушку с необычным именем Дверь оказывается в Под- Лондоне (London Below) существующем параллельно обычному Лондону или Над-Лондону (London Above)
очень круто сразу чувствуется огромная традиция сюрреализма английской литературы или литературы абсурда, напомню что понятие сюрреализм ввёл франц. поэт Апполинер обозначив жанр своей пьесы как сюрреалистическая драма, сюрреализм или сверхреализ, реальность объединённая с миром сна порождает сверхреальность, в последствии дала толчок магическому реализму.
На первый взгляд кажется что эти два мира существуют независимо друг от друга и человек отторгнутый обычным миром и принятый в фантасмагорический, пролегающий под улицами Лондона, попадает в другую реальность, но это впечатление ошибочно. Даже географические названия Под-Лондона повторяют названия станций метро в Лондоне обычном BlackFriars (Чёрные монахи) Earls Court (Эрлов двор) Knightsbridge (Рыцарский мост (Черномост)) , а некоторые явления из далёкого прошлого по прежнему существуют в мире Под-Лондона, например смог 1952 унёсший жизни 4000 человек.
Гейман очень часто использует мотив сна программный для философов сюрреализма. Сон из прошлого о падении Атлантиды видит ангел Ислингтон, сон из будущего о поединке с великим лондонским зверем видит Ричард, сон-мечту о том как она убивает зверя видит Охотник.
Очень интересно посмотреть как развивается мотив двоемирия у Геймана. В Задверье пройдя через многие испытания по возвращении в Над-Лондон герой больше не может продолжать скучное привычное существование офисного менеджера, героиня Зеркальной маски пройдя испытания в мире своих рисунков спасает свою тяжелобольную мать и возвращается к осознанию важности семейных ценностей, героиня романа мультфильма Каролина в начале не понимает своих родителей чрезмерно занятых работой, но когда их жизни оказываются в опасности из-за козней "другой мамы" Каролина делает всё возможное чтобы спасти своих настоящих родителей. Если в 96г. Под_Лондон это альтернативная реальность то в Каролине 2002 и Маске 2005 пребывание в другом мире учит героев лучше понимать мир реальный искать в нём то что наполняет его смыслом (чаще всего это семья).
Гейман как наследник традиции Кэрролла обожает лингвистическую игру. Имя героини романа Дверь и в самом начале старуха предостерегает героя -Ничего не понимаю... но всё начнётся с дверей. На твоём месте я бы поостереглась дверей. (говоря о двери не как об имени нарицательном но как об имени собственном) -– Я потрясен до глубины души. Какой интеллект, мистер Вандемар! Какой острый ум! – Мистер Круп подался вперед, встал на цыпочки и заглянул Ричарду в лицо. – Такой острый, что можно порезаться. (some of us are so sharp! we could just cut ourselves) — Кошек любишь?— Ну, в общем, да. Я люблю кошек.Анестезия облегченно вздохнула.— Бедрышко или грудку? У Геймана это даже на уровне шрифта кусив жирный капитализация, фырканье персонажа "Oh puhlease".
Но у Геймана не только языковая игра, он смещает этические и эстетические акценты. Мистер Круп восхищаясь статуэткой династии Тан с упоением уничтожает её
"– Прелестно, прелестно, – шептал он. – В самом деле, династия Тан. Создана тысячу двести лет назад. Одно из самых прекрасных произведений человеческого искусства. Ее сделал Кай Лун, знаменитый гончар. Она уникальна. Только посмотри на глазурь – какой цвет! В ней гармония самой жизни… – Он улыбался как ребенок. Просто невероятно, как такая невинная улыбка могла появиться на жестоком лице мистера Крупа. – Она добавляет красоты и гармонии этому миру. Улыбнувшись во весь рот, он склонился к статуэтке и с хрустом откусил ей голову. Он жадно жевал глину, заглатывая ее кусками. Белая крошка усеяла весь подбородок.Уничтожая статуэтку, он испытывал подлинное наслаждение и экстаз, словно удовлетворял неудержимую жажду крови, какая охватывает лиса, забравшегося в курятник. "
Кстати вот полюбопытствовал сериал Задверье 1996, ну какието они там все не такие крутые как у меня в голове))) Особенно Круп и Вандемар
не тянут на "- Со всем уважением к вам, сэр, позвольте напомнить, что мы с мистером Вандемаром сожгли древнюю Трою. Мы принесли во Фландрию Черную Смерть. Мы лишили жизни десяток королей, пяток пап, полсотни героев и двух уполномоченных божеств. Нашим последним заданием было замучить до смерти целый монастырь в Тоскане шестнадцатого века. Мы чрезвычайно профессиональны." Они как минимум должны быть такими
или такими
эти тоже ничё
кстати вот комикс в отличие от сериала ничё так, ну в смысле сериал неплох на самом деле, соотносятся примерно так же как книги Ведьмака и польский сериал)) но визуально комикс конечно выигрывает по всем статьям! особенно маркиз. это не просто крашенный негр
ну и Круп с Вандемаром солидные такие
кстати после прочтения мне пришла в голову чудесная метасюжетная параллель к Задверью Геймана это Гостья из будущего! за Алисой тоже как за Дверью бегают два злодея и нашем сериале тоже есть свой ангел- робот Вертер! у нас правда нет Маркиза, ну пускай это будет условно друг Герасимова- Ричарда Мехью Фима Королёв, у него примерно такой же архетип он выслеживает и расследует, у Геймана коробочка Маркиза а в Гостье мейлафон, у Геймана Маркиза пытают и убивают а в Гостье Герасимову предлагают жигули а Вертера убивают, есть и двери (в машину времени)... Алиса модерниское произведение направлено в будущее а Задверье постмодернистское исследует сюрреалистическую реальность! если кто помнит ещё подобные сюжеты? На вскидку приходит ещё Буратино, так же есть волшебная девочка, парочка бандитов, дверь с ключом, недоангел Пьеро, мир задверья- кукольный театр. Кстати отмечу ту же тоску после того как Алиса укатывает к себе в будущее а Ричард возвращается в офис.
в этом определённо что-то есть! Тогда как можно объяснить такую метасюжетную магическую девочку которую преследует парочка злодеев и ангел? это какая-то тревога о будущем?
Вобщем автор магёт)) необычайное удовольствие читать Задверье, хотя в финале действительно накатывает такая тоска когда герой возвращается в офис и думает неужели это вся наша реальность дом работа унылые улицы и транспорт? но славабогу двери Под-Лондона отворяются когда он в них стучит))






