Мэри, королева шотландцев. Часть 13. Письма из ларца

Мэри, королева шотландцев. Часть 13. Письма из ларца Шотландия, История, Средневековье, Компромат, Письмо, Длиннопост, Мэри Шотландская

Начало истории – здесь

Предыдущий кусочек истории – здесь


В октябре, значит, 1568-го начала работу англо-шотландская конференция. Сначала в Йорке, потом делегаты переместились в Вестминстер, а позднее вообще в Хэмптон Корт, что-то им на месте не сиделось.


В Йорк, конечно, Элизабет I не ездила. А вот в Вестминстер и Хэмптон Корт – могла запросто.

Вроде как, конференция происходила под её патронажем. Несмотря даже на то, что сама королева Англии как могла старалась уклониться от участия в этом деле, тем паче от принятия каких-либо решений. Но это сложно было.


Темой конференции был вопрос – правильно ли шотландские лорды поступили, что свергли свою законную королеву?


Для Элизабет вообще вилка. С одной стороны, вроде как и да: и хорошие отношения хочется сохранить с нынешними правителями Шотландии, и влиять на них, сколько можно.


С другой…


Это вообще нормально, правильно, допустимо – королев свергать?


Представители Шотландии представили весомые аргументы. Королеве Мэри вменялись в вину безобразное управление государством, прелюбодеяние…


Ну, да, да. Всё мелко как-то, жидко, незначительно, несерьёзно.


Но было ещё кое-что.


Письма из ларца!


Ларец этот был найден спрятанным под кроватью в Эдинбургском доме Джеймса Босуэлла после его бегства. В ларце было восемь писем от Мэри к Босуэллу, обязательство выйти за него замуж, брачный контракт, несколько (двенадцать?) опять же посвящённых любимому графу сонетов.


Сонеты – классно, штука хорошая.


Брачные документы – вызывают некоторое подозрение, но тоже, в принципе, ничего особо криминального. Только то, что Мэри готова была выйти за Босуэлла ещё до его “оправдания” в суде и до её “похищения” Босуэллом. Если кто не заметил, всё в кавычках.


Одно из писем явственно намекает на интимные отношения между Босуэллом и Мэри ещё до свадьбы. Нехорошо, конечно, но так это, мелкая пакость.


Вообще, на самом деле, серьёзно компрометировали королеву не “Письма из ларца”, а только одно “Письмо из ларца”, так называемое “Длинное письмо из Глазго”.


Тут надо притормозить. Прежде чем озвучить то страшное, что озвучивать приходится.


Сама Мэри никогда не признавала своё авторство “Писем из ларца”, тем более ужасного письма из Глазго. Сейчас уже вряд ли можно точно установить истину, письма бесследно пропали после смерти Мэри, историки ломают копья над копиями (копья над копиями – странно как-то звучит, но таковы факты).

Мэри, королева шотландцев. Часть 13. Письма из ларца Шотландия, История, Средневековье, Компромат, Письмо, Длиннопост, Мэри Шотландская

Может быть, всё это написала Мэри самолично. Может быть, всё подделка. Может быть, все письма истинные, кроме письма из Глазго. Некоторые товарищи вообще до того договорились, что эти письма написала не Мэри Стюарт, а Мэри Битон.


Сделав такое отступление в сторону, автор теперь вправе пересказать содержание “длинного письма из Глазго”, которое, возможно, написала королева Мэри.


Лорда Дарнли нужно заманить в замок Крэйгмиллар. Там будет возможность отравить его за завтраком или за ужином, друзья королевы демонстративно ничего не заметят и констатируют смерть от болезни/несчастного случая. В крайнем случае, если за столом этого сделать не получится, отправить мужа королевы в баню, а там уже применить какой-то более продвинутый яд.


Ведь Мэри, в конце концов, была одно время невесткой Катерины Медичи.


И пусть говорят, что лорд Дарнли был взорван и задушен в Кирк О’Филде, но это же запасной вариант, первый-то не сработал. Мэри по-хорошему приглашала мужа в Крэйгмиллар, в гости к лорду Престону, а он почему-то не поехал.


В общем, если считать, что письмо из Глазго подлинное, Мэри – конкретно убийца мужа.


Впрочем, если нет…


Это всего лишь значит, что Мэри закрыла глаза и уши, принципиально, старательно, скрупулёзно не видела, не слышала, не понимала, о чём говорят её друзья и сам великолепный Джеймс Хепборн.


В общем и целом, конференция признала виновность Мэри в смерти её супруга. В общем и целом, была как бы признана подлинность “Писем из ларца”.


Но.


В шотландском законодательстве по сей день существует такая формулировка:

“Виновен, но доказательств недостаточно”.


Приговор остаётся висеть в воздухе. Человека нельзя казнить или посадить в тюрьму. Однако, чистым он тоже не считается.


Вот такое примерно решение и было принято в отношении Мэри Шотландской.


Как там на самом деле?


Если даже историки, специализирующиеся конкретно на королеве Мэри, всё ещё ломают копья над копиями…


Понятное дело, лорд Дарнли свою супругу достал уже конкретно. Если бы он вот случайно вдруг растворился в воздухе, упал с лошади, со всей дури ударился о дверной косяк, как один из королей Франции, Мэри была бы только рада.


Понятное дело, королева шотландцев была влюблена в Босуэлла.


Понятное дело, друзья (фанаты) королевы не раз заводили разговоры о том же, о том, что лорду Дарнли неплохо было бы вообще-то как-нибудь помереть.


Всё это так. Но всё это предположения, умствования.


Джеймс Хепборн был таким идиотом, что забыл столь важный ларец на самом видном месте – под кроватью?


Мэри сошла с ума и доверила свои самые сокровенные планы бумаге?


А, может, и да.


И был идиотом, и сошла с ума, бывает.


Ещё одно доказательство подлога – сонеты были очень слабые, неуклюжие. Мэри же была высокообразованной дамой, знала правила куртуазного стихосложения, а французский язык – в совершенстве, второй родной. С одной стороны и да, выглядит, как будто некто со стороны пытался что-то там изобразить, но не особо удачно. С другой стороны – хорошее образование королевы Мэри и хорошее знание языка ещё не делают её поэтессой. Даже знание правил стихосложения не всегда помогает, если человеку это не дано, увы.


Увы!


Ну никак не получается достоверно установить подлинность или наоборот лживость Писем из ларца.


Зато можем немножко приколоться и разобрать одну из версий.


Письма написала не Мэри Стюарт, а Мэри Битон, не королева, а фрейлина. Основой этой версии служит тот впечатляющий факт, что почерки обеих Мэри были сильно похожи.


Это, как ни странно, некоторые считают серьёзным доказательством.


Есть варианты:


1. Мэри Битон написала письма по указанию королевы Мэри. В этом случае вообще нет разницы, кто конкретно писал ответственность всё равно на королеве.


2. Мэри Битон написала письма втайне от своей царственной тёзки, но вся в заботе о благополучии королевы шотландцев. Интересно получается. Фрейлина поучает будущего мужа королевы, как бы ему получше убить королевского мужа уже имеющегося. Заодно для вящего цимеса признаётся ему в любви от имени своей сеньоры да плюс ещё дюжину сонетов к этому присовокупляет. Не говоря уже о брачном контракте. А королева обо всей этой переписке ни ухом, ни рылом.


3. Мэри Битон влюбляется в графа Босуэлла и разрабатывает сверхъестественно хитроумный план. Нужно сначала убить лорда Дарнли, затем скомпрометировать королеву, но это в последний момент, когда Босуэлл уже будет у власти, а потом Мэри, ту, которая Стюарт, как-то выпихнуть из Шотландии, а у Джеймса Хепборна или у Мэри Битон, у кого-то из них найдётся в жилах капелька стюартовой крови, и тогда они поженятся, взойдут на престол и будут править Шотландией долго и счастливо.


Несмотря на абсурдность третьего варианта, он не более абсурден, чем второй. А некоторые историки обсуждают, однако, с умным видом.


Правда, можно повернуть дело и так:


Мэри Битон написала эти письма уже после свержения королевы, под диктовку хитроумного графа Мортона, специально изготовила компромат на свою бывшую патронессу. Но как-то не комильфо обвинять верную фрейлину в такой подлости на том лишь основании, что почерки похожи.

Мэри, королева шотландцев. Часть 13. Письма из ларца Шотландия, История, Средневековье, Компромат, Письмо, Длиннопост, Мэри Шотландская

Мэри Битон


Да ладно.


Виновность королевы Мэри не доказана. Но все считают, что она виновна.


Из замка Болтон, где Мэри Шотландская всё-таки была как бы всё-таки гостьей лорда Скрупа, её переводят в замок Татбери, где она была очень высокопоставленной, со свободным режимом, но всё-таки пленницей.


Свергнутая королева, значит, сидит в замке Татбери, а в Шотландии и в Англии всё спокойно…


А вот и не угадали!


В Англии – мятеж. В Шотландии – вообще гражданская война, даже войны.


И всё из-за неё, из-за Мэри.


Продолжение следует