Мой Байкал, день 3-4: порт Хужир
1. Мой Байкал, подготовка (вместо предисловия)
2. Мой Байкал, день 1: Иркутск-Слюдянка
3. Мой Байкал, день 1: КБЖД-Листвянка
4. Мой Байкал, день 1: Листвянка
5. Мой Байкал, день 2: Листвянка-Хужир
6. Мой Байкал, день 2 и 3: Хужир, Харанцы
..по дороге из Харанцов, зашел в придорожное кафе подкрепиться. Там было очень много людей, веселой громкой молодежи и семей, а солнце через стекла окна пекло нещадно.
Ну, а после обеда отправился в замечательное место - Хужирский порт.
Арт-отель «Порт Ольхон» на месте старого хужирского рыбзавода. Работает с 2018 года.
Сейчас этот красивый отель находится под санкциями природоохранной прокуратуры. Ведомство постановило снести его за счет владельца. Ссылку на отличный выпуск "Редакции" на эту тему я приводил ранее.
Арт-объект «Стена-музей».
Материалами для него служат местные «артефакты» – остатки предметов техники, элементов бытовой утвари ранее существовавшего на этом месте Маломорского рыбзавода. Стена «Музея», задуманная архитектором Владимиром Кузьминым, собрана из старых ящиков для сортировки рыбы.
Пару слов о Маломорском рыбзаводе (ММРЗ), развалины которого пока еще можно наблюдать в порту.
Маломорский рыбозавод - некогда гордость и краса Oльxoнского района и Иpкyтcкой области, занимавший в соцсоревновании первые строки, имевшем на своем балансе несколько цехов: рыбодобыча, обработка, сетецех, лесотарный, механический и т.д. Катера, баржи, мотоботы, грузовые машина, трактора - все было направлено на лов и обработку рыбы, её реализацию. Была и своя электростанция, которая использовалась не только для нужд рыбозавода, но и давала свет всему поселку. Существовал с 1932 года. Он выпускал продукцию высокого качества. Консервы: шпроты из бычка, бычок в томатном соусе, омуль в желе, частик и др. – расходились по своей области и дальше.
В начале 90-х годов в связи с перестроечным процессом в стране произошли существенные изменения и в ММРЗ тоже - не в лучшую сторону. В Бaйкaле рыбы стало ловиться значительно меньше, резко поднялись цены на топливо, смазочные материалы, солярку, запчасти. Рыбу с трудом удавалось реализовать. Изменился статус ММРЗ. Он стал акционерным обществом открытого типа, отпала необходимость в катерах, баржах. Они стояли на приколе. Автомашины тоже простаивали. Объем работы резко сократился. Поселок на несколько лет остался без электроэнергии. Его давали только на цеха обработки и изредка, вечерами, на поселок.
Сейчас завод в очень плохом состоянии, уцелели только бараки, цеха почти полностью разрушены. Охраны нет, вход свободный.Источник: https://urban3p.ru/object8177
Кому интересно - можете почитать воспоминания о ММРЗ, отрывок из книги Каплиной З.И. «Остров Ольхон – моя Родина».
Старое здание заводской электростанции. Помещение заброшено, оборудование разворовано.
Электростанция, которая обеспечивала светом весь посёлок, в "святые 90-е" перестала работать и Ольхон на несколько лет погрузился во тьму. Только в 2005 году сюда провели по дну электрокабель и на острове вместе с электричеством появилась сотовая связь.
Как ни странно, в эту поездку, порт показался мне самым атмосферным, интересным и впечатляющим местом на всем острове. Здесь также было людно (в импровизированную баню-вагончик на льду даже была небольшая очередь), но, к счастью, не так, как у пресловутых ритуальных столбов Сэргэ возле шаманки :)
У старого пирса видна проржавевшая баржа. Кстати, у многих жителей поселка в огороде гниет небольшой катер.
Груды облезлого металла с граффити, артпространство, постапокалиптика.
Пирс используется экскурсионными и круизными судами туристических фирм и частников.
Вечерком попробовал сделать барбекю на природе, но никакого удовольствия от этого процесса не получил: ноги замерзли по колено в снегу и прекрасно понимал, что в заповеднике за костры штрафуют только в путь.
Из-за массового наплыва туристов все бани в поселке были заняты и расписаны по часам. Но тут администратор «Жемчужины ольхона», которая ходила с кислым хлебальником и не здоровалась, неожиданно сделала доброе дело — пустила за деньги в баню гостевого дома.
День 4.
С утра пораньше собрался и посетил проверенное кафе, закинулся позами на дорожку. Самые активные туристы, которые не пьют много по ночам, уже ехали на велосипедах кататься по льду.
К сожалению, сам я не покатался в этот раз ни на велике, ни даже на коньках. Да и в целом, скорее, посетил Ольхон для галочки, не ощутил мистику и силу Байкала, и планирую вернуться и погулять здесь с рюкзаком и палаткой.
И вот я снова трясусь по убитой грунтовке Ольхона, которую местные называют "путинской дорогой" - в 2017 году президент поручил построить здесь асфальтовую дорогу, но воз и ныне там.
Приляжем на дорожку.
Ледяные "гвОздики".
Заскочил в симпатичное придорожное кафе.
.. продолжение следует.
Лига путешественников
28.8K пост54.8K подписчика
Правила сообщества
1) Больше времени проводите со своими близкими, особенно с родителями.
2) Видео приемлемы исключительно в качестве поддержки основной части поста, репосты влогов из ютуба удаляются.
3) Старайтесь всегда быть вежливыми, поверьте — это качество еще никогда никому не сделало плохо.
А вообще, если вы читаете внутренние правила сообщества на сайте, где есть основные правила, которые вы, наверняка, уже прочитали, то почитайте заодно еще и правила провоза багажа в японских авиалиниях или правила прохода кораблей через Босфор и Дарданеллы
Рекомендация: указывайте в тегах географическое положение.