338

Маркитанка.

Помните песню Булаты Окуджава, где были такие слова:


"Пулями пробито днище котелка


Маркитанка юная убита"



Кто же такая маркитанка? Эти женщины сочетали в одном лице обязанности торговца, стряпухи, прачки, швеи, сестры милосердия и проститутки. Ими становились женщины решительные и выносливые, которым сам черт не брат. Их называли солдатскими девками. Тысячи маркитанок сопровождали средневековые армии в походах. Например, в 1348 году в наемном войске под командованием Вернера фон Урслингена числилось 1700 маркитанок.


Армиям маркитантки были нужны как воздух. Ведь они исполняли обязанности отсутствовавшей системы бытового обеспечения войск. Обстирывая солдат и кашеваря для них, маркитантки попутно занимались скупкой трофеев и предоставлением интимных услуг. Многие за несколько лет такой «работы» скапливали столько денег, что могли уйти «на пенсию», купить дом, ферму, трактир, а некоторые брали в мужья обнищавших дворян и превращались в светских дам.


Наконец, эти женщины удостоились настоящего воинского знака отличия. В 1474-1475 годах, когда бургундский герцог Карл Смелый осаждал город Нейс, в его войсках находилось около четырех тысяч маркитанток. Приказом герцога их привлекли к фортификационным работам, вручив маленькое знамя, на котором была нарисована женщина. Этот отряд ежедневно выходил на работу под звуки барабанов и флейт под предводительством профоса (военного палача).


Самая известная маркитанка всех времен и народов - мамаша Кураж. Ее образ создал немецкий прозаик Ганс фон Гриммельсгаузен в книге "Подробное и удивительное жизнеописание отъявленной обманщицы и бродяги Кураж". Это была история авантюристки, которая крутит любовь с офицерами, мошенничает, богатеет, но затем разоряется. Через 300 лет Бертольт Брехт сочинил пьесу "Мамаша Кураж и ее дети"


Те, кто попадал в маркитанский обоз, подчинялись военному уставу. Солдатские девки были обязаны служить офицерам и солдатам, во время походов носить их скарб, а на стоянках ухаживать за больными, стряпать, поить и кормить бойцов, стирать и выполнять поручения.



С XV века маркитантки стали штатным подразделением при армии. В XVI веке в европейских войсках были повсеместно введены военные правила Фрондсбергера, целая глава которых посвящалась «должности и власти начальника проституток». С профоса сняли обязанность возглавлять веселых девок, для этого был назначен особый чин, хуренвайбель. Вся знаменосная «рота добрых услуг» должна была повиноваться ему.


Маркитантки делились на две категории. Кантиньерки занимались продажей табака, вина и водки в военном лагере - до боя или после него. Другие, вивандьерки, шли в бой со своим полком - безоружные, они имели только фляги с водой и водкой, а также металлические чарки и колокольчик. Звоном колокольчика вивандьерка давала знать солдатам: «Я здесь!», чтобы те могли утолить жажду или хлебнуть для храбрости в пылу сражения. Солдаты уважали своих вивандьерок и берегли их. По неписаной традиции, того, кто в бою умышленно зарубил или застрелил безоружную маркитантку, убивали без суда.


Однако даже в рамках строгого воинского устава солдатские девки оставались самими собой - продувными бестиями, острыми на язык и ловкими на руку, никогда не упускающими своего.


Маркитанки - вивандьерки и кантиньерки - сопровождали полк в его походах, обживали лагеря и бивуаки, снабжали солдат и офицеров вином и "чем покрепче". Часто, даже очень часто, они становились законными жёнами солдат и унтер-офицеров, и вели "семейный бизнес" уже вместе. Нередки были случаи, когда какая-нибудь сержант-майориха через мужа руководила взводом!


Во что же они одевались? Как правило, гардероб маркитанки был скромен и невелик. Пара юбок (суконная и льняная) синего, красного или коричневого цветов, передник, несколько белых рубашек, корсет или корсаж. На ногах - верные сабо, на голове - шляпа или бонет полка (чаще всё-таки шляпа, так как бонет от солнца почти не закрывает). Из тёплого - мундир полка или сюртук, отороченый мехом доломан и плащ с капюшоном. Всё - тёмно-синего или красного цвета, реже - серого. Могли в их одежде затесаться и элементы национального колорита. Бретонка, например, могла носить национальные "крылья" - закреплённые на плечах широченные ленты из кружев.(defklo)


Интеграция маркитанток армию не везде была одинаково прочной. К походным армиям в надежде на поживу прибивались толпы девиц, которые не имели знамени и хуренвайбеля. Если они отягощали армию, их гнали взашей - и это еще не худший вариант...



В 1570 году Филиппо ди Пьеро Строцци, флорентинец на службе французской короны, вел войско в Италию. Полковник Королевской гвардии, затем генерал-полковник (главнокомандующий), воевавший с 16 лет, он считался весьма удачливым военачальником. Добыча гарантирована! Вполне естественно, что к его армии присоединилась целая орда женщин легкого поведения - настолько большая, что движение войска замедлилось. Не помогали ни брань, ни побои. Тогда Строцци решил проблему неординарно и до крайности жестоко - лично отобрав самых миловидных,остальных (около 800), он приказал связать попарно и утопить в реке. «Вопли несчастных девок могли разжалобить самого дьявола, но мессир Филиппо оставался непреклонным, пока не стих последний крик», - писал Джозефино Пико, который был у Строцци лейтенантом.


Хороши или плохи были утопленные, но Строцци нарушил закон войны - он убил безоружных. Такое злодеяние не могло остаться безнаказанным, и возмездие настигло флорентинца.


В июне 1582 года, когда мессир Филиппо напал на Азорские острова, его отряд был разгромлен в морском сражении у ВилаФранка-ду-Кампу, а уцелевшие 800 человек (пугающее совпадение!) были казнены испанцами как пираты, причем самого Строцци... утопили в море.



В 1579 году у Бибераха-на-Рисе в Южной Германии маркитантки доказали, что они способны не только обстирывать и ублажать своих солдат.


Войско имперского полковника Айхгольца на привале было атаковано швейцарцами. Дав залп из пищалей, те бросились в атаку и стали быстро теснить ошеломленных ландскнехтов.


Немцы беспорядочно отступали, бросив раненых и обоз с припасами.


Участь тех, кто остался лежать в лагере, была очевидна - швейцарцы, ненавидящие немцев, перебьют всех до единого. Что касается полковых девок, по тогдашним законам войны они доставались победителям. Франсуа Рабле описал эти законы фразой: «Как бы мне ухитриться за один день перепробовать всех... и чтобы ни одна не ускользнула, пока я не натешусь ею всласть?» («Гаргантюа и Пантагрюэль», глава XXVI).


Но маркитантки во главе с храбрым хуренвайбелем и рослой баваркой РутТальхайм не оставили своих в беде.


Женщины подняли знамя, взяли оружие раненых и самоотверженно вступили в бой со швейцарскими алебардщиками. Участник сражения фендрих (знаменщик) Отмар Хаген сообщал об этом так: «Наш капитан воскликнул: "Трусы, оглянитесь! Шлюхи сражаются, а вы бежите! Будь проклят день, когда я стал командиром таких жалких ублюдков!" Я испытал великий стыд от его слов и против воли повернул назад».


Стыд вернул ландскнехтам воинскую доблесть. Бой у обоза закипел втрое жарче. Хуренвайбель пал мертвым, но баварка Рут, стоя спиной к тележному колесу, продолжала отбиваться. Наконец немцы одолели и отбросили швейцарцев.


Потери оказались велики, в том числе были убиты девять маркитанток и две дюжины из них получили ранения. Полковник приказал похоронить павших девушек с воинскими почестями.


Что же касается раненой Рут, то Айхгольц держал о ней совет с офицерами полка и вынес такое решение: «Пусть каждый воин, которому дорога честь, насыплет к ногам этой девицы столько монет, сколько возьмет рука». Когда Рут смогла встать, приказ полковника был исполнен в точности. Часть денег она раздала подругам по отряду, отдавая должное их смелости.


О случившемся стало известно императору Рудольфу II, и он даровал Рут дворянское достоинство. Дожил ли ее род до нашего века, сказать трудно, но в герб Рут фон Тальхайм имперская герольдия поместила то самое знамя с женщиной, которое отважные девушки подняли над полковым обозом.


В жизни всегда есть место подвигу. Даже в жизни маркитантки.