Малена. Фильм о пошлости, истории или любви?

Малена. Фильм о пошлости, истории или любви? Малена, Фильмы, Рецензия, Италия, Длиннопост

Малена. Фильм о пошлости, истории или любви?

Фильм собравший охапку номинаций на множестве фестивалей, обласканный критиками и вписавший себя в высокие рейтинги на киносайтах оставляет очень неприятное послевкусие для зрителя. Что-то больное открывается нашему взору при просмотре этой картины, что-то порочное. Почему так происходит? Попробуем разобраться вместе.


Сюжет


Небольшой итальянский городок обласканный солнцем с журчащими голосливыми улицами наполненными вспыльчивыми мужчинами и сварливыми женщинами мы увидим через глаза юного парня, чей мир до встречи с ней, прекрасной женщиной, замыкался на мечтах о велосипеде и желании вступить в банду подростков велосипедистов.

Малена. Фильм о пошлости, истории или любви? Малена, Фильмы, Рецензия, Италия, Длиннопост

Но эта встреча не только меняет мир молодого итальянца, переворачивая его с ног на голову, но и начинает очень трагичную историю.

Малена - девушка в след которой оборачивается весь город. Ее красота не оставляет в покое ни один мужской взгляд этого городка и ни один язык сплетницы не останется прикушенным за ее спиной. Если она идет по центральной площади все люди тут же могут забыть обо всем важном что тревожило их разум, включая вступление Италии во вторую мировую войну. На войну, которая вскоре принесет весть о гибели мужа Малены. Ее отец, пожилой профессор ведущий уроки в школе у нашего героя тоже долго не протянет. Он погибнет под бомбежкой союзников. Девушка оставшаяся без средств на существование и пропитание вынуждена делать то, что ждут от нее все. То, о чем и так уже сплетничают за ее спиной. Ведь каждой итальянке ясно что если девушка красива - значит популярна среди мужчин. И какой итальянец не хотел бы обладать ею. Все это наблюдает главный герой, не в силах как-то повлиять на разворачивающиеся события.

Малена. Фильм о пошлости, истории или любви? Малена, Фильмы, Рецензия, Италия, Длиннопост

Получая средства на проживание таким путем Малена только укореняет мнение окружающих. Все что ей остается это играть по их правилам. Правилам толпы. Такое изменение делает ее крайне популярной в городе, хоть и не на долго.

Малена. Фильм о пошлости, истории или любви? Малена, Фильмы, Рецензия, Италия, Длиннопост

Война подходит к концу. В Италию вошли союзники. Войска США берут управление на себя, пытаются расселить беженцев, навести порядки. И как только основная проблема перестает терзать умы мирных граждан - они тут же переключаются на ту, кто отличается от них. Малену избивают, клеймят и изгоняют из города. Она садится на поезд и уезжает.

Но с фронта вскоре возвращается ее муж, которого считали погибшим. Его жены нет и никто не осмеливается признаться ему что же произошло. Их дом заселяют беженцы из других районов, а к нему относятся как и ко всем милитаристам.

Малена. Фильм о пошлости, истории или любви? Малена, Фильмы, Рецензия, Италия, Длиннопост

Тут то и выходит на сцену наш герой. Он единственный находит в себе храбрость рассказать бывшему солдату что произошло и где ему искать жену. Через год она снова появляется в этом городе в компании своего мужа. Милые улыбки горожан провожают ее по улице, приветливые торговки дают ей продукты взаймы, как будто бы и не было всего этого ужаса. И только главный герой делает вывод, что любить - не значит обладать.

Малена. Фильм о пошлости, истории или любви? Малена, Фильмы, Рецензия, Италия, Длиннопост

Аллегории и метафоры


Так что же показал нам автор этой картины? Тут можно отбросить все поверхностное и уйти с головой в рассуждения. Ведь все мы знаем что согласно "эффекту Тарковского" автор мог и не вкладывать смыслы которые в итоге мы видим. Но все же попробуем разобраться.


Социум


Прекрасный пример коллективного бессознательного, проявления самых низких инстинктов усиленных оправданием толпой. Это чувство полностью снимает ответственность с индивида за его аморальные действия. Красивая женщина - цель обладания и порицания в этом обществе. Овладеть ей - разве не запретный плод? А после раздавить порицанием. Ведь кто-то должен нести ответственность за все грехи. Кто-то - кто не такой как мы. Кто-то - кто отличается, выделяется, ярче светит и быстрее сгорает. Это символически и убивает Малену и перерождает ее в типичную серую горожанку с мужем инвалидом.

Малена. Фильм о пошлости, истории или любви? Малена, Фильмы, Рецензия, Италия, Длиннопост

Уравнивает ее в обществе. Теперь она не интересна.


Война


Вход Италии в войну на стороне Оси был шагом во многом вынужденным. С одной стороны самая грозная военная машина в Европе начала свою экспансию. В данном положении очень сложно было бы сохранять нейтралитет находясь на границе с Германией. С другой стороны - Дуче, который в своей диктатуре и желании прославиться утопал в шовинистических идеях. Введя свой народ в наступательную войну разве думал он о судьбах своих солдат?

Италия направила свои войска на фронты помогая вести наступательную войну, выделяла ресурсы, теряла бойцов и постепенно оказалась в патовой ситуации с открытым подбрюшьем. с 40 по 43 года Италия вела бои на территориях Греции, Франции, Югославии и оккупировала Албанию, однако, с 43 года Германия перестала координироваться с Итальянской армией на фронтах Европы и высадка Союзников полностью деноминировали роль Италии в войне. К концу же войны, отмечает историк Никита Буранов, фюрер и вовсе обвиняет Италию в общем проигрыше Оси. Так по его мнению из-за потребности помогать Итальянцам Германия вынуждена была выделять войска оголяя стратегические направления, в следствии чего якобы пришлось перенести операцию "Барбаросса". В итоге судьба Италии имеет много общего с девушкой Маленой. Когда-то прекрасной, которую вынудили сделать то, что от нее ожидало общество.

Малена. Фильм о пошлости, истории или любви? Малена, Фильмы, Рецензия, Италия, Длиннопост

Любовь


Эта линия хоть и завалена грудой социальных образов, но все же красным пошлым шелком проходит сквозь всю картину. Гипертрофированное влечение главного героя сильно влияет на его жизнь и взгляды. Переживая страдания связанные с недосягаемостью объекта его обожаний и петерекающие в безсильность в попытках помочь Малене, юный герой постоянно катается на эмоциональных качелях от романтизма до хтонического ужаса. В течении всей картины его ожидает роль наблюдателя. Робкого рассказчика этого повествования не решающегося вплоть до самого конца фильма что-то изменять.


В итоге его вывод вполне логичен с точки зрения его гуманизма. Любовь не значит обладать чем-то, вносить изменения во что-то. Любовь - не любить себя в объекте обожания а любить сам объект. Безответно, скромно, страстно. На последних кадрах он все же осмеливается заговорить с Маленой и произносит одну лишь фразу ей вслед. Вслед своей юной влюбленности, вслед Италии 40х годов, вслед жертвы социума:

"Счастья Вам, сеньора Малена"